Методы оптимизации управления доходами в корпоративных альянсах международных авиакомпаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коломиец, Т. Ю. Методы оптимизации управления доходами в корпоративных альянсах международных авиакомпаний / Т. Ю. Коломиец, И. В. Курило, В. В. Маньков, П. С. Полынцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47235/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье представлены результаты сравнительного анализа ключевых показателей деятельности корпоративных альянсов международных авиакомпаний. Рассмотрены методы ревеню-менеджмента, применяемые для повышения эффективности авиа-альянсов.

Ключевые слова: авиаперевозки, ревеню-менеджмент, авиационный альянс, коэффициент загрузки, методы оптимизации.

Сфера авиаперевозок в мировых масштабах предполагает массу соглашений между авиакомпаниями, которые могут содержать разные условия и договоренности. Однако большая часть таких договоренностей конфиденциальна, и авиакомпании часто предоставляют на обозрение лишь потребительские выгоды. Авиационные альянсы формируются с единственной целью — установить единую политику ценообразования для включаемых в них авиакомпаний. Таким образом, эта сфера гораздо масштабнее, но при этом имеет всего один критерий для исследования.

В качестве базы для исследования была выбрана сводная информация по отрасли гражданских авиаперевозок. При помощи данных Всемирного банка была собрана статистика мировых перевозок, а также их динамика за 35-летний период, представленная на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика объема гражданских авиаперевозок за период 1980–2015 гг., млрд чел [5]

На сегодняшний день создание авиационных альянсов является прерогативой успешного управления доходами авиакомпаний. Поскольку деятельность авиаперевозчиков является достаточно рискованным и, в то же время, прибыльным бизнесом, каждый показатель ее эффективности способен кардинально изменить структуру дохода. Именно недостатки работы гражданской авиации можно нивелировать при помощи современных технологий управления доходами, или, говоря иначе, «ревеню-менеджмента». Но являются ли данные технологии универсальными для каждого альянса?

Мировой пассажиропоток в 2015 году составил 3,44 миллиарда человек, и по прогнозам Международной организации воздушного транспорта (IATA) к концу текущего 2017 года он достигнет 4 миллиардов [5]. Около 55 % потока обслуживают 3 ведущих международных авиа-альянса: Star Alliance, OneWorld и SkyTeam. Их характеристика представлена в таблице 1. Из таблицы видно, что разница в количестве самолетов и в итоговой выручке непропорциональна, следовательно, успех авиа-альянса зависит от работы с пассажирами. По данной причине альянсы предъявляют высокие требования к авиакомпаниям-кандидатам. Расписание и ценовая политика партнера должна удовлетворять установленным в альянсе требованиям. Данные условия раскрывают цель создания авиа-альянсов — повышение доходов авиакомпаний-партнеров за счет применения моделей управления доходами.

Таблица 1

Сравнительная характеристика крупнейших авиа-альянсов

Авиакомпания

Star Alliance

OneWorld

SkyTeam

Обслуживание

Страны

190

157

177

Аэропорты

1 300

1 015

1 062

Число ежедневных рейсов

17 206

13 199

17 704

Пассажиров, млн чел/год

681,68

556,90

665,40

Авиасудна, ед

4 590

3 596

3 946

Выручка, млн долл

173 940,00

127 512,00

173 143,90

Поскольку основана данная проблема на работе с пассажиропотоком, модели управления доходами должны быть направлены на максимизацию ключевого показателя эффективности воздушного судна — коэффициент загрузки. Он равен отношению числа пассажиров рейсов к общему количеству мест в самолетах. В вышеперечисленных альянсах он составляет: Star Alliance — 76,6 %; OneWorld — 81,6; SkyTeam — 72,7 %.

Одной из моделей, позволяющих повысить загрузку является «codeshare-соглашение». Это модель, при которой одна из авиакомпаний предоставляет самолет на рейс по определенному направлению и становится оператором сделки. Другая авиакомпания, с которой заключено codeshare-соглашение, является маркетинговым представителем. Она продает билеты на данный самолет от своего имени, как и оператор от своего. Рассмотрим пример, представленный на рисунке 2.

Рис. 2. Образец применения модели «codeshare-соглашения»

Предположим, что клиенту необходимо добраться из Берлина в Екатеринбург. Он является активным пользователем услуг авиакомпании Air Berlin, участвует в ее программе лояльности и накапливает бонусные мили. Первое, с чем столкнется клиент — отсутствие прямых рейсов его авиакомпании. Данный маршрут предусматривает пересадку, однако Air Berlin не имеет ни одного воздушного сообщения с Екатеринбургом, потому даже если клиент полетит через другой город, ему придется платить полную стоимость билета авиакомпании Аэрофлот.

В случае codeshare-соглашения между Air Berlin и Аэрофлот клиент получает возможность за счет другой авиакомпании накапливать бонусы Air Berlin, а также забронировать единый билет на все направление через единую систему бронирования. Для Air Berlin это хорошо тем, что авиакомпания, не имея воздушного сообщения с Екатеринбургом и не используя собственный самолет, получила доход от продажи услуг. Аэрофлот при этом получил дополнительное занятое место в самолете с процентом от продажи билета и повысил коэффициент загрузки.

В рамках альянса применение такой модели позволяет глобальную сеть, охватывающую весь земной шар. Также альянсы интегрируют программы лояльности своих партнеров. Это создает серьезное конкурентное преимущество и разрыв между альянсами и самостоятельными авиакомпаниями. Способность снижать себестоимость перевозки снижает спрос на дешевые альтернативы лоукостеров [3].

Модель codeshare-соглашений в данный момент реализуется наряду с системой «overbooking», которая широко применяется в сфере услуг. Цель ее применения — получение максимального дохода от рейса. Суть метода в приеме заявок на бронирование в числе большем, чем мест в самолете. Авиакомпания рассчитывает максимальную выгоду от рейса и компенсирует ущерб пассажирам, не попавшим на борт. Таким образом, разница между выручкой и компенсациями больше, чем при ограниченном количестве заявок [1, c.62]. В таблице 2 отображена сравнительная характеристика Interline- и Codeshare-соглашений.

Таблица 2

Преимущества Interline- иCodeshare-соглашений вавиации

Interline-соглашения

Codeshare-соглашения

– Повышение коэффициента загрузки оператора;

– Расширение маршрутной сети маркетингового представителя;

– Расширение каналов сбыта оператора;

– Сохранение клиентуры и удовлетворение скрытого спроса;

– Дополнительный доход маркетингового представителя без использования авиапарка;

– Снижение стоимости билета за счет сокращения операционных издержек;

– Повышение коэффициента загрузки оператора;

– Расширение маршрутной сети маркетингового представителя;

– Расширение каналов сбыта оператора;

– Сохранение клиентуры и удовлетворение скрытого спроса;

– Дополнительный доход маркетингового представителя без использования авиапарка.

– Снижение стоимости билета за счет сокращения операционных издержек;

– Возможность интеграции программы лояльности;

– Сопровождение клиентов в пункте пересадки.

Overbooking должен быть подкреплен нормативно-правовыми актами и регламентом, установленным самой авиакомпанией. Поэтому альянсы и codeshare-соглашения решают вопросы о компенсации.

Можно заключить, что авиационные альянсы являются наиболее выгодной формой сотрудничества в сфере авиаперевозок на данный момент. Это создает разрыв в конкурентоспособности авиакомпаний и трудности для представителей ниши лоукостеров. Однако уже сейчас существует Value Alliance — крупнейший авиа-альянс лоукостеров, созданный в 2016 году несколькими азиатскими авиакомпаниями. Еще рано судить о его конкурентоспособности, но возможно, что вскоре критерии успеха альянса изменятся. Пока что успех оценивается по загруженности самолетов, и авиакомпании используют системы codeshare-соглашений и overbooking. Применение этих систем в альянсах различается только регламентом возврата по системе overbooking.

Литература:

  1. Костин К. Б. Инновационный подход к решению проблемы овербукинга как одного из ключевых аспектов эффективной маркетинговой политики отечественных и международных предприятий туристского бизнеса// Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2016. — № 1. — С. 63–66.
  2. Мозговая К. А. Применение стратегии сверхлимитного бронирования в условия существующей регламентации авиаперевозок// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2013. — № 154. — С. 122–128.
  3. Jain H. Revenue Management for Airline g Alliances//MIT, Cambridge, MA. — 2010.
  4. Talluri K., van Ryzin G. The Theory and Practice of Revenue Management//Springer. — 2005. — C. 129–160.
  5. Интернет-портал The World Bank. Air transport [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://data.worldbank.org/indicator/IS.AIR.PSGR (Дата обращения: 17.04.2017г.)
Основные термины (генерируются автоматически): авиакомпания, маркетинговый представитель, альянс, Екатеринбург, коэффициент загрузки, IATA, воздушное сообщение, Дополнительный доход, маршрутная сеть, сравнительная характеристика.


Ключевые слова

авиаперевозки, методы оптимизации, ревеню-менеджмент, авиационный альянс, коэффициент загрузки

Похожие статьи

К вопросу влияния: интегрированная отчетность, персонал и финансовый результат деятельности экономических субъектов

В данной статье рассматриваются основные аспекты внедрения интегрированной отчетности, необходимость и цели применения, а также вопросы влияния интегрированной отчетности на кадровые ресурс, преимущества интегрированной отчетности с разных позиций.

Метод рынка капитала при оценке стоимости телекоммуникационной компании

В статье рассматриваются теоретические аспекты и практическое применение метода рынка капитала в рамках реализации сравнительного подхода при оценке стоимости телекоммуникационной компании ПАО «Ростелеком».

Эффективное управление стоимостью компании

В настоящей статье проанализированы составляющие эффективного управления стоимостью бизнеса. Выявлены пять слагаемых управления, проанализирован опыт зарубежных компаний. На основании исследования разработаны пути совершенствования управления стоимос...

К вопросу о проблемах организации системы риск-менеджмента на предприятии

В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности интеграции и использования системы риск-менеджмента в работе современных предприятий. В ходе исследования проведен обзор системы-риск менеджмента: ее преимущества и основные этапы применения....

Инструменты и методы повышения эффективности деятельности контакт-центра в структуре коммерческого банка

В статье рассмотрены функции, преимущества и недостатки контакт-центра в структуре коммерческого банка, инструменты и методы повышения его эффективности.

Применение ERP-систем в процессе оптимизации логистических процессов транспортных компаний

Исследование производит анализ особенностей применения ERP-систем в процессе оптимизации логистических процессов транспортных компаний. Описаны функциональные возможности данных систем, выделена их роль в автоматизации логистических процессов. Произв...

Комплексная оценка эффективности кластеров лизинговых проектов

В статье рассматривается вопросы оценки лизинговых операций, способы комплексных оценок эффективности кластерных проектов.

Методика формирования интегральной оценки конкурентоспособности кредитной организации

В статье представлена методика агрегирования показателей для формирования интегральной оценки конкурентоспособности коммерческого банка. Описан механизм определения значимости параметров с применением методов многокритериальной оптимизации. Рассчитан...

Методы снижения рисков в инвестиционном проектировании предприятия

В работе были рассмотрены процедура оценки и анализа рисков, их составляющие, а также методы снижения рисков.

Применение инструментария анализа внешней среды компании на примере ООО «Балтийские Морепродукты»

В статье рассмотрены изменения рыбной отрасли под влиянием факторов внешней среды. Анализ внешних факторов помогает компании разработать план стратегических решений, обеспечивающих алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгос...

Похожие статьи

К вопросу влияния: интегрированная отчетность, персонал и финансовый результат деятельности экономических субъектов

В данной статье рассматриваются основные аспекты внедрения интегрированной отчетности, необходимость и цели применения, а также вопросы влияния интегрированной отчетности на кадровые ресурс, преимущества интегрированной отчетности с разных позиций.

Метод рынка капитала при оценке стоимости телекоммуникационной компании

В статье рассматриваются теоретические аспекты и практическое применение метода рынка капитала в рамках реализации сравнительного подхода при оценке стоимости телекоммуникационной компании ПАО «Ростелеком».

Эффективное управление стоимостью компании

В настоящей статье проанализированы составляющие эффективного управления стоимостью бизнеса. Выявлены пять слагаемых управления, проанализирован опыт зарубежных компаний. На основании исследования разработаны пути совершенствования управления стоимос...

К вопросу о проблемах организации системы риск-менеджмента на предприятии

В данной статье рассматривается актуальный вопрос важности интеграции и использования системы риск-менеджмента в работе современных предприятий. В ходе исследования проведен обзор системы-риск менеджмента: ее преимущества и основные этапы применения....

Инструменты и методы повышения эффективности деятельности контакт-центра в структуре коммерческого банка

В статье рассмотрены функции, преимущества и недостатки контакт-центра в структуре коммерческого банка, инструменты и методы повышения его эффективности.

Применение ERP-систем в процессе оптимизации логистических процессов транспортных компаний

Исследование производит анализ особенностей применения ERP-систем в процессе оптимизации логистических процессов транспортных компаний. Описаны функциональные возможности данных систем, выделена их роль в автоматизации логистических процессов. Произв...

Комплексная оценка эффективности кластеров лизинговых проектов

В статье рассматривается вопросы оценки лизинговых операций, способы комплексных оценок эффективности кластерных проектов.

Методика формирования интегральной оценки конкурентоспособности кредитной организации

В статье представлена методика агрегирования показателей для формирования интегральной оценки конкурентоспособности коммерческого банка. Описан механизм определения значимости параметров с применением методов многокритериальной оптимизации. Рассчитан...

Методы снижения рисков в инвестиционном проектировании предприятия

В работе были рассмотрены процедура оценки и анализа рисков, их составляющие, а также методы снижения рисков.

Применение инструментария анализа внешней среды компании на примере ООО «Балтийские Морепродукты»

В статье рассмотрены изменения рыбной отрасли под влиянием факторов внешней среды. Анализ внешних факторов помогает компании разработать план стратегических решений, обеспечивающих алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгос...

Задать вопрос