Общепризнанным также является то, что сфера физкультуры и спорта влияет на такие качества человеческого капитала как: объединение общества, отвлечение молодежи от пагубных привычек, профилактика заболеваний, повышение качества жизни и ее продолжительности. Поэтому, обладая неоспоримой социальной значимостью, спорт является сферой активного международного сотрудничества и повышенного внимания со стороны государства.
В развитых зарубежных странах сфера спорта четко разделена на массовый спорт, спорт высших достижений (олимпийский) и профессиональный спорт. Как правило, развитие спорта высших достижений — это прерогатива государства и национальных государственных и общественных спортивных организаций. Развитием массового спорта государство занимается через местные органы власти и спортивные организации. Развитие профессионального спорта осуществляют частные коммерческие структуры с незначительной долей помощи со стороны муниципалитетов и местных органов власти.
В мире существуют две основные модели финансирования спорта — американская и европейская. Для первой характерно отсутствие прямой поддержки спорта из бюджета страны и наличие большого количества налоговых льгот для частного сектора, инвестирующего в физкультурно-спортивное движение. Для второй — смешанное финансирование с преобладанием средств из государственного бюджета.
Общим для обеих моделей является то, что массовый, детско-юношеский спорт, оздоровительные движение в значительной мере финансируются из местных бюджетов (США, Канада, Франция, Италии, Финляндии).
Исходя из анализа зарубежного законодательства, к основным источникам финансирования спорта можно отнести 5 следующих составляющих:
– Государственное финансирование, осуществляемое из федерального и местного бюджетов.
– Самофинансирование, осуществляемое спортивными организациями за счет собственной предпринимательской деятельности (включая участие в коммерческих соревнованиях), а также спонсорства.
– Финансирование по линии внебюджетных фондов, образовательных учреждений и профессиональных союзов.
– Финансирование, осуществляемое по линии олимпийских комитетов и международных спортивных организаций.
– Поступления от благотворительной деятельности (меценатства) отдельных граждан и организаций.
Несмотря на наличие, казалось бы, одинаковых источников финансирования, страны решают вопросы финансирования деятельности в сфере физкультуры и спорта различным образом (К примеру, участие в Олимпийских играх немецких и французских спортсменов финансируется правительствами этих стран. Спортсмены же США и Великобритании отправляются на Игры за счет средств, поступивших от частных лиц или отдельных фирм. Итальянский спорт финансируется в основном из доходов от лотерей и футбольного тотализатора).
Однако сделать вывод о том, насколько структура источников финансирования влияет на состояние отрасли физкультуры и спорта в целом представляется затруднительным.
Проведенный Минэкономразвития России анализ международного опыта финансирования физической культуры и спорта показал, что в странах-лидерах олимпийского движения существенную роль в развитии спорта играет частно-государственное партнерство. По мнению Минэкономразвития России, учитывая значительные затраты на содержание объектов спорта, наиболее актуально использование механизма государственно-частного партнерства (В качестве примера партнерства государства и частного сектора можно привести строительство спортивного стадиона «Арена Рига» в центре латвийской столицы. В качестве другого примера можно привести Сингапурский Центр спортивных состязаний).
Для России характерна европейская модель финансирования спорта, к которой также тяготеют многие азиатские и латиноамериканские страны.
В 2015 году Еврокомиссия провела исследование на предмет определения самых спортивных стран Европы (1-е место: Швеция; 2-е место: Дания; 3-е место: Финляндия; 4-е место: Словения; 5-е место: Австрия).
А вот лидерами антирейтинга стали Болгария, Мальта и Италия. Жители этих стран, по наблюдениям Еврокомиссии, предпочитают больше наблюдать за достижениями профессиональных спортсменов (например, в футболе), нежели заниматься спортом самостоятельно.
В итоге, предположение, что состояние физкультуры и спорта напрямую зависит от доли финансирования правительства или местных органов власти является ошибочным (рис.1).
Рис. 1. Соотношение объемов финансирования физической культуры и спорта между уровнями власти в разных странах
Основным инструментом реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации является федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30.
Рис. 2. Соотношение объемов бюджетных ассигнований на реализацию подпрограмм из средств федерального бюджета
На основании «Сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ РФ по итогам 2015 года» можно проследить значения следующих показателей и сделать соответствующие выводы.
Динамика показателей положительная, что является результатом серьезного подхода к достижению высокопоставленных целей, приуроченных к мероприятиям связанных с Олимпийскими играми в Сочи 2014г.
Таблица 1
Значения показателей уровня государственной программы РФ «Развитие физкультуры испорта» в 2015г.
Показатели: |
2013 |
2014 |
2015 |
Доля граждан РФ, систематически занимающихся физкультурой и спортом |
27,47 |
29 |
30 |
Уровень обеспеченности спортивными сооружениями |
28,6 |
29 |
30 |
Доля спортивных объектов, подлежащих использованию в сфере физкультуры и спорта в постсоревновательный период XXVII Всемирной летней универсиады 2013 в г. Казани |
100 |
100 |
100 |
Доля спортивных объектов в г. Сочи, используемых в постсоревновательный период |
- |
95 |
100 |
Исполнение контрольных событий с начала года наступило только по двум подпрограммам: № 1 «Развитие физической культуры и массового спорта» и № 2 «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва».
Упор по реализации контрольных событий приходится на спорт высших достижений, потому цель олимпийского спорта — это достижение максимально возможных спортивных результатов на крупнейших спортивных соревнованиях. Это позитивно влияет на спортивную репутацию всей страны и соответственно, является более значимым направлением развития для государства.
Рис. 3. Ход реализации подпрограммы 1 «Развитие физической культуры и массового спорта»
Рис. 4. Ход реализации подпрограммы 2 «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва»
Анализ структуры финансового обеспечения в сфере физкультуры и спорта показал, что отсутствует явная зависимость между источниками финансирования и результативностью данной сферы. Кроме того, имеют место проблемы, связанные с планированием источников расходов на спортивную деятельность страны, а также с расставлением государственных приоритетов относительно финансового обеспечения сферы физкультуры и спорта. Также следует отметить, что затронутые вопросы требуют более тщательного и глубоко изучения, поэтому рациональным представляется рассмотрение данной темы уже в рамках курсовой работы и магистерской диссертации.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 N 30 (ред. от 25.05.2016) «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы».
- Портал государственных программ в сети Интернет — http://www.gosprogrammy.gov.ru.
- Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации — http://www.economy.gov.ru.
- Основные направления бюджетной политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
- Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ РФ по итогам 2015 года.