Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения. В целом образовательные перспективы этих детей во многом определяются глубиной имеющегося недоразвития, его структурой, своевременностью начатой коррекционно-педагогической работы. Особенно большое значение имеет правильно организованное, коррекционно-направленное специальное обучение и воспитание, адекватное возможностям ребенка и опирающееся на зону его ближайшего развития. [1]
Поскольку в определенных видах деятельности лица с интеллектуальными нарушениями не выдерживают конкуренции с большинством сверстников, необходимо создать для них «ситуацию успеха», выбрать тот вид деятельности, в котором он будет успешен, причем сможет не только конкурировать со здоровыми сверстниками, но и опережать их. [3]
Туристско-краеведческая деятельность именно тот вид деятельности, который имеет интегративную основу и при разумной организации дает огромные результаты. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и образовательные стороны развития детей с интеллектуальными нарушениями, способствует познавательной активности каждого участника. Именно в туристско-краеведческой деятельности создаются оптимальные условия и для самореализации, самоорганизации, дисциплины, ответственности. Практическая направленность туристско-краеведческой деятельности позволяет формировать настоящие умения и навыки в бытовой и социальной сфере, преодолевать внутренние и внешние проблемы и трудности, с которыми человек сталкивается в жизни, выживать в неблагоприятной среде. Человек учится взаимопомощи, умению находиться в коллективе. Находясь в коллективе интегративной туристической группы, они выполняют различные поручения, у них развивается способность к взаимодействию со сверстниками, формируется более высокая самооценка.
Занятия туризмом расширяют жизненное пространство участников, позволяют избавиться от страхов и комплексов. В туризме проблемы социальной адаптации детей с ОВЗ решаются в условиях целенаправленного педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.
Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Для развития детей, имеющих отставание в умственном развитии, качество межличностных отношений приобретает основополагающее значение. Небезразлично: разговаривают с ним или нет; что о нём говорят; обращаются ли к нему и как; стараются ли его понять и как это делают. Полагают ли, что с ним нужно обходиться исключительно как с неподдающимся и неспособным к обучению объектом и им следует манипулировать, или же, несмотря на все коммуникативные трудности, воспринимают всерьёз и уважают как партнёра по коммуникации, в каком эмоциональном климате происходит это взаимное сближение, доверительное общение и взаимная оценка. [2]
Неречевые дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым способствовать интеграции таких детей в социум. [5]
Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворить потребность неречевого ребенка в общении, является метод пиктограмм. Рассмотрим применение данного метода при организации туристической деятельности детей с интеллектуальными нарушениями.
Пиктограммами называются символические изображения, заменяющие слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
‒ как средство временного общения, когда ребенок в перспективе может овладеть звуковой речью. В этом случае задача педагога, использующего метод пиктограммы, — сохранить у ребенка мотивацию и желание общаться.
‒ как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем. Методика предполагает работу с пиктограммами, изображающими предметы и действия с ними, которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.
В подготовке к походу нашли отражения следующие темы по работе с пиктограммами: визуальное расписание, «походный» набор пиктограмм, топографические знаки, пиктограммы по ознакомлению с окружающим, пиктограммы курса ОБЖ
Теперь рассмотрим данные темы более подробно.
Так как самостоятельное планирование деятельности для умственно отсталых детей не представляется возможным, актуальным является использование визуального расписания. Люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в расписании, как и многие обычные люди. Если им самим трудно составить расписание, то другие могут помочь им в этом.
Визуальные расписания используются детьми с умственной отсталостью для двух основных целей. Они помогают взрослым лучше общаться со своим ребенком, и они помогают ребенку лучше общаться с другими людьми. Детям важно научиться видеть порядок во всем. Им нужно именно «увидеть», что все в их жизни происходит не случайно, так как наши традиционные вербальные способы объяснений: когда, где и почему что-то конкретное произойдет, для них недостаточны.
Дети могут понять последовательность событий с помощью картинок или других символов. Уже обед? Еще нет. Посмотри, карточка показывает, что тебе надо идти в зону игр и отдыха. Карточка, обозначающая обед, стоит после карточки свободного времени. Визуальное расписание и наглядные материалы могут помочь им понять, чего ожидать, и что случится дальше, а также снизить уровень тревоги. Визуальные материалы также могут помочь им обратить внимание на важные детали и помочь им справиться с изменениями в окружающей среде. Это уменьшает риск разочарования и может помочь сократить проблемы поведения, которые являются результатом трудностей в коммуникации. [7]
Именно поэтому, на этапе подготовки к походу был продуман режим на каждый день, где была прописана работа каждого члена группы поминутно.
Решено было реализовать следующие направления работы с воспитанниками:
‒ туристическая деятельность;
‒ социально-бытовая ориентировка;
‒ основы безопасности жизнедеятельности;
‒ альтернативная коммуникация;
‒ опытно-экспериментальная деятельность;
‒ игровая и досуговая деятельность
Было разработано визуальное расписание для детей, пиктограммами обозначены все зоны жизнедеятельности, чтобы каждый ребенок мог свободнее ориентироваться в незнакомой для него обстановке.
Также использовались пиктограммы для обучения детей правилам безопасного нахождения в лесу, для наблюдения за погодой и в опытно — экспериментальной деятельности, изучении и закреплении знаний о флоре родного края, для повторения и закрепления правил пожарной безопасности.
Непосредственно в походе стало понятно, что пиктограммы действительно нужны не только невербальным детям, но и всем остальным нашим ребятам визуальное подкрепление словесной инструкции оказалось совсем не лишнее.
Одно из направлений туристической деятельности есть этап ознакомления детей с окружающим: это флора и фауна родного края, формирование представлений о рельефе местности, закрепленное пространственных отношений.
Для этого были отобраны визуальные материалы по темам: «Растение — друг», «Растение — враг», «Топографические знаки», «Оказание первой помощи».
В процессе работы подбор визуальных материалов постепенно расширялся, чтобы наши дети максимально полно могли ориентироваться в окружающем их мире, и справлялись с изменениями в окружающей среде.
Целью абилитации умственно отсталых детей является наиболее полное развитие их духовных и физических сил посредством использования сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффективно проявляться.
Конечно, всем понятно, что для достижения этой цели приходится прилагать огромные душевные силы, терпение и настойчивость. Никто не дает гарантии и далеко не всегда получается то, что задумано. Но даже небольшие, и тем ни менее такие желанные победы достойны того, чтобы стремиться к ним.
Литература:
- Баряева Л. Б., Бгажнокова И. М., Бойков Д. И., Зарин А и др. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программы, методические рекомендации. — Псков: ПОИНКРО, 1999.
- Баряева Л. Б. Знакомимся с окружающим миром: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста/ Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. — М.: Дрофа, 2007. — 63с.
- Данилюк Л. Е. Критерии оптимальности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья //Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья. — 2010. — № 3. — С. 18–23.
- Закрепина А. В.Трудный ребенок: пути к сотрудничеству: методическое пособие / А. В. Закрепина. — 2-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2008. — 63с.
- Мирошниченко М. Н. Альтернативные средства общения с неговорящими детьми. ГБОУ «Центр диагностики и консультирования» Краснодарского края. Краснодар, 2011. — 10с.
- «Образование детей с множественными нарушениями развития». Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» 27–29 ноября 2013 года / Под науч. ред. Н. Н. Яковлевой — СПб., 2014. — 352с. — ISBN 978–5-9903711–2-5
- Течнер, Стивен фон. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также расстройствами акустического спектра / Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. — М.: Теревинф, 2014. — 432с.