Как гласит ст. 7 Конституции РФ [1], Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение говорит о том, что обеспечение права человека на достойную жизнь — одна из главнейших и основополагающих задач государственной политики. Жизнь и здоровье человека признаётся величайшей ценностью, в связи с этим государство обязано обеспечить защиту данного права всеми способами и средствами государственного воздействия. Защита жизни и здоровья человека, конечно же, невозможна без создания, обеспечения и поддержания благоприятной среды обитания, под которой в первую очередь следует понимать окружающую человека среду. Итак, обеспечение благоприятной окружающей среды как основы жизни и здоровья человека, является одним из важнейших направлений государственной политики России в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В связи с тем, что в Российской Федерации обострилась проблема экологической безопасности, появилась острая необходимость государственного регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Данная проблема является следствием производственной деятельности, а также личного потребления, что сопровождается значительными выбросами (различного вида загрязнения, шумы, излучения и т. п.) в окружающую среду (атмосферный воздух, почва, водная среда). Серьезную угрозу для окружающей среды представляют катастрофы природного характера, которые за последние десятилетия очень возросли, что в конечном итоге приводит к необратимому разрушению населенных пунктов и человеческим жертвам.
Большинство нынешних экологических проблем имеют глубокие корни и достались «в наследство» с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим. Результат — повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о значительной инерционности экологических процессов [5]. Экологическая безопасность — важная составляющая национальной безопасности России. В зависимости от того, насколько правильным будет обеспечение реализации государственной политики, настолько эффективно будет решение проблемы экологической безопасности в России.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что в Российской Федерации создано и создаются множество нормативно-правовых актов, которые регулируют правовые отношения в сфереприродопользования и охраны окружающей среды [7]. Как отмечала М. И. Васильева, «экологическое право исторически создавалось как система норм, направленных прямо или опосредованно на предупреждение и минимизацию экологического вреда (этой задаче служат институты экологического нормирования, экспертизы, контроля и др.)» [4]. Но, к сожалению мы видим, что на современном этапе, те нормативные документы и программы, которые приняты в Российской Федерации, не в полной мере обеспечивают защиту и высокое качество окружающей среды. Это говорит о том, что нужно искать более действенные подходы к решениям задач в данном направлении для предотвращения проблем общенационального характера.
Немаловажное значение в реализации государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды должно принадлежать формированию действенных правовых условий. В этой связи потребуется существенное совершенствование методик их разработки с учетом новых подходов по определению эффективности природоохранной деятельности. Естественно, в этот период будет и привлечение немалых финансовых средств и инвестиций на цели охраны окружающей среды. В рамках государства должна быть проделана трудоемкая и высококачественная работа, которая впоследствии, принесет свой результат, что сыграет немаловажную роль в повышении качества окружающей среды.
В наше время государственная политика в сфере природопользования и охраны окружающей среды носит весьма противоречивый характер. Применяемые меры в отношении обеспечения природоохранной безопасности Российской Федерации необходимы и важны, но их явно недостаточно для высокого качества окружающей среды. Этот наболевший вопрос не раз поднимался Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, который неоднократно говорил о том, что в стране состояние экологической обстановки крайне неудовлетворительно.
Одним из стратегических документов, который определяет механизм реализации природоохранных и экономических задач для устранения дисбаланса в экологической сфере России является «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» [3], который создан для снижения экологических рисков и создания эффективной системы природоохранного регулирования в нашей стране. Данный документ основывается на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, документах долгосрочного стратегического планирования.
Но, как отмечает Н. И. Хлуднева в этом документе «также закреплены отдельные механизмы реализации государственной природоохранной деятельности, которые могут остаться лишь номинированными на бумаге» [6]. Здесь имеется в виду, что в данном документе отсутствуют предписания, которые позволили бы проводить экологическую оценку в России. Таким образом, реализация поставленных задач государственной политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды в современных условиях весьма затруднительна.
Хотелось бы еще раз отметить, что одной из основных задач государственной политики в сфере экологии на современном этапе является создание таких правовых условий, при реализации которых, как минимум не должно ухудшаться экологическое состояние в нашей стране, что приводит к необратимым последствиям.
Российская Федерация на протяжении уже многих лет создает правовые условия, которые регулируют обеспечение и поддержание благоприятной среды обитания людей, прежде всего, это принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации, затем, принятый в 2002 году Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [2], которые несомненно закрепляют это неотъемлемое право граждан Российской Федерации. Однако, на самом деле, как показывает практика, люди не воспринимают эти нормы, как средство защиты и обеспечения благоприятной окружающей среды, которые так необходимы для жизни и здоровья человека. Это говорит о том, что еще необходимо очень много сделать для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, и чем быстрее это произойдет, тем лучше будет для всего человечества в целом. Нужны более действующие рычаги для преодоления вышеперечисленных проблем в сфере природопользования и охраны окружающей среды в современных условиях.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017).
3. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.
4. Васильева М. И. Правовое обеспечение экологической политики. Приоритетные направления. М., 2011.
5. Павлов А. Н.: Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. — М.: Высшая школа,2005. — 343 с.
6. Хлуденева Н. И. Регулятивная функция экологического права: проблемы реализации // Журнал российского права. 2016. № 12.
7. См. указы Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», от 1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»; распоряжение Президента РФ от 17 декабря 2009 г. № 861-рп «О Климатической доктрине Российской Федерации»; Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.; распоряжения Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации», от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г., утв. Правительством РФ 31 января 2013 г.