В статье проведен анализ современных тенденций занятости населения Республики Бурятия. Особое внимание уделено изменениям структуры занятости. Выявлены основные проблемы, сдерживающие эффективное использование ресурсов труда, в частности, вынужденная неполная занятость, неформальная занятость.
Проблема занятости — одна из наиболее сложных социально-экономических проблем современного общества. С середины 30-х гг. XX в. в СССР был достигнут высокий уровень полной занятости трудоспособного населения. Из-за достаточно жесткой политики занятости в стране не было официальной безработицы. Процесс перехода к рыночным отношениям кардинально изменил ситуацию в сфере занятости населения, тем самым привел не только к коренным изменениям в отношении к собственности, но и положил начало формированию рынка труда в субъектах и регионах РФ. В 1990-е гг. резко уменьшился государственный бюджет, ранее успешно финансировавший создание новых рабочих мест практически во всех отраслях экономики. Спад производства, снижение инвестиционной активности привели к уменьшению спроса на рабочую силу. В это же время в силу целого ряда социально-экономических факторов увеличилось предложение рабочей силы, что привело к несоответствию между спросом и предложением рабочей силы и, как следствие, к безработице [1].
Рынок труда — это своего рода, механизм распределения рабочей силы по видам экономической деятельности, видам и формам деятельности. Региональный рынок представляет собой совокупность рыночных отношений каждого региона [2]. Состояние региональных рынков труда несомненно связано с макроэкономическими тенденциями, но эта связь по-разному проявляется в регионах.
Государственная политика на региональных рынках труда реализуется в рамках Федеральной программы содействия занятости населения. В каждом регионе рынок труда формируется с проводимой в нем политикой. Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда, в том числе и Республика Бурятия, характеризуются сильным разбросом значений социальных и макроэкономических показателей. Об ухудшении ситуации в социально-экономической сфере региона свидетельствует ряд показателей таких, как число безработных на одну вакансию, средняя продолжительность безработицы и др. [4]. В основу региональных разработок положены 4 группы показателей, которые характеризуют состояние рынка труда, экономическую, социальную ситуацию и демографическую ситуации. В целом региональные программы содействия занятости населения образуют механизм государственного влияния на региональные рынки труда.
Во всех субъектах РФ образованы органы государственного управления — управления федеральной государственной службы занятости населения (в Республике Бурятия с середины 2007г. переименовано в Республиканское агентство государственной службы занятости населения). Таким образом, все ранее действовавшие территориальные органы стали государственными учреждениями со статусом юридического лица, осуществляющими реализацию государственной политики занятости в городах и районах. В таких условиях роль органов управления заключается не только в планировании деятельности центров занятости, но в контролировании системы их стимулирования, чтобы они представляли структуры, отвечающие потребностям безработных и экономики регионов.
Ситуация на рынках труда в разных регионах различна. Программы региональной политики занятости населения включают в себя мероприятия, направленные на:
– расширение роли органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в расширении специфических региональных проблем рынка труда;
– осуществление приоритетного финансирования за счет средств федерального бюджета и социальных внебюджетных фондов, социальных и экономических программ в регионах с высоким уровнем безработицы;
– минимизацию отрицательных последствий массовой безработицы в индустриальных районах, в том числе в малых и средних городах, поселках с моноэкономической структурой;
– предотвращение массовых увольнений работников, создание новых и сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест, осуществление опережающей переподготовке кадров для новых прогрессивных производств;
– обеспечение защиты трудовых прав работников несостоятельных организаций, эффективную поддержку граждан, потерявших работу, обеспечение и профессиональной ориентации.
В сравнении с другими динамически развивающимися субъектами РБ является регионом с депрессивной экономикой, поскольку именно особенности преодоления кризисного переходного периода негативно отразились на всех отраслях экономики республики. Закрытие, сокращение, изменение форм собственности самых крупных предприятий региона и, как следствие, сокращение численности занятого населения в производственной сфере и увеличения в непроизводственной привели к снижению ВВП региона. Естественно, это оказало сильное влияние на сферу занятости населения в республике, как следствие, изменение численного соотношения экономически активного и неактивного населения, появление обширного слоя безработных. За годы рыночной экономики в регионе происходили существенные преобразования, которые повлияли на увеличение социально незащищенных слоев населения, сопряженных именно с трудовой сферой людей. Поэтому очевидна взаимосвязь занятости, социального статуса человека и системы социальной защиты населения.
Принимаемые руководством Республики Бурятия меры по реализации государственной политики занятости населения не всегда в полном объеме обеспечивают достижение поставленных целей, поэтому в конечном итоге социальный статус человека остается сильно зависимым от социально-экономических, политических условий, создаваемых органами власти.
На данный момент развитие процессов занятости населения предопределено общей экономической ситуацией в республике, темпами и направлениями развития экономики и динамикой численности экономически активного населения.
Рис. 1. Динамика численности занятых в экономике РБ (тысяч человек)
Под влиянием демографического фактора, а также проводимой политикой по оптимизации кадрового потенциала в организации в ходе реструктуризации производства, в республике с 2012 г. наметилась тенденция снижения занятого в экономике населения (рисунок 1).
Важнейшим фактором, влияющим на благосостояние населения, является занятость населения. Проблема занятости — одна из актуальных проблем экономического развития. Снижение темпов экономического развития, изменения в экономике служат причинами понижения уровня экономической активности. Вследствие чего происходит сокращение занятости в различных видах экономической деятельности.
Рис. 2. Динамика занятых по видам экономической деятельности (тысяч человек)
В составе занятых по видам экономической деятельности за период с 2012 по 2016 гг. по сравнению с 2011 выявлены структурные сдвиги [3]. Это причина ежегодного снижения численности занятых в сфере гостиницы и рестораны, сельское хозяйтсво, строительство при ежегодном увеличении численности занятых по таким видам деятельности как транспорт, связь и здравоохранение.
Таблица 1
Занятость внеформальном секторе
|
В том числе заняты |
||||
Год |
Всего, тыс. чел |
Только в неформальном секторе |
В неформальном иформальном секторе |
Из них |
|
С основной работой внеформальном секторе |
С доп. работой внеформальном секторе |
||||
2011 |
134,2 |
125,2 |
9,0 |
0,1 |
9,0 |
2012 |
152,5 |
139,2 |
13,3 |
1,0 |
12,3 |
2013 |
125,5 |
115,2 |
10,4 |
0,2 |
10,2 |
2014 |
125,2 |
117,9 |
7,3 |
0,1 |
7,2 |
2015 |
132,1 |
120,0 |
12,1 |
0,1 |
12,0 |
2016 |
117,2 |
105,0 |
12,2 |
0,1 |
12,1 |
В неформальном секторе также произошли изменения, за период с 2011 по 2015 наблюдается постоянный рост занятости в неформальном секторе в связи с ухудшением ситуации труда на рынке республики [3]. По итогам обследований 2016 года численность занятых в неформальном секторе экономики составила 117,2 тысяч человек. Тенденция развития неформального сектора зависят от социально-экономической и политической ситуации. Такие явления, как безработица, нестабильность формальной занятости (сокращение работников, банкротства организаций), низкий уровень жизни являются основными факторами роста неформальной занятости.
Рис. 3. Динамика занятых в экономике по уровню образования (%)
Большинство занятых в экономике имеют высшее образование, причем по отношению к 2013 г. их численность в 2016 г. увеличилась на 2,4 % [3]. Таким образом высшее образование все-таки способствует занятости.
Литература:
1. Аюшеева С. Н. Проблемы и перспективы развития рынка труда Республики Бурятия: статья // Бурятская ГСХА им. Филиппова, Улан-Удэ, 2014.
2. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие / П. А. Чукреев, Е. Е. Корытова. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2013.-212с.
3. Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. –М., 2016. -813с.
4. Соколова Г. Н. Структура занятости и берзработица: Проблемы и тендеции// Экономика и жизнь.-2014.-№ 1.-56с.
5. Экономическая теория: /под ред., А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд.-СПб: Изд. СПбГУЭФ; Питер, 2014. — 514с.:ил.-(серия «Учебник для вузов»).