Цель: развитие у детей познавательных интересов по развитию элементарных математических представлений с учётом их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
Воспитательные задачи: воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации; умение работать в коллективе; самостоятельность, активность.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, творческие способности, фантазию, общую и мелкую моторику. Развивать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Развивать умение сравнивать предмет по длине.
Образовательные задачи: Умению различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Формировать представления о свойствах предметов: форма, размер. Умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку. Умение находить “лишний” предмет. Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 5.
Методы иприемы: Наглядные: рассматривание слайдов. Практические игры: «Подбери ключ»; «Найди лишнюю фигуру»; «Собери домики»; «Подбери правильно и посчитай»; «Раскрась цифру 5». Словесные: беседа, обсуждение.
Наглядные средства обучения, раздаточный материал: ключики с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); карточки с изображением геометрических фигур; разрезные карточки — пазлы; ёлки (большая и маленькая), шишки (большие и маленькие) — по 4 шт., шарики большие и маленькие — по 5 шт.; карточки с цифрами 5, цветные карандаши, фломастеры; мишура (длинная и короткая).
Структура ООД:
- Мотивационно-побудительный: приветствие.
- Организационно-поисковый: 1. Чтение письма от Деда Мороза. 2. «Открой ворота».3. «Найди лишнюю фигуру». 4. «Собери домики».5. Физкультминутка.6. «Подбери правильно и посчитай».7. «Раскрась цифру 5».8.Сюрприз от Деда Мороза.
- Рефлексивно-коррегирующий:рефлексияДети отвечают на вопросы. Итог.
Ход ООД: I. Мотивационно-побудительный
Воспитатель:Дети, посмотрите, какой сегодня прекрасный день! У нас много гостей и у них у всех хорошее, радостное настроение. Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья.Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте.
- Организационно-поисковый:
Воспитатель: Ребята, мне сегодня на электронную почту пришло сообщение из Великого Устюга из резиденции Деда Мороза. Послушайте, что там написано: “Здравствуйте ребята! Очень хотел пригласить вас на новогодние праздники в гости и в путешествие по удивительно красивой “Волшебной стране” в Великий Устюг, но мои волшебные сани сломались, и я не могу за вами приехать. Да и в “Волшебной стране” случилась беда — её захватили злые волшебники. Жителям этой страны нужна помощь. Я надеюсь, что вы не оставите их в беде и поможете мне их освободить. Дедушка Мороз». Ребята, что же делать?
Дети: Надо помочь Деду Морозу.
Воспитатель:Как помочь Деду Морозу и жителям Волшебной страны?
Дети: Чтобы помочь Деду Морозу и жителям Волшебной страны, нам нужно самим отправиться в Волшебную страну.
Воспитатель: Ребята, а как же нам отправиться в Волшебную страну?
Дети: В Волшебную страну можно отправиться на машине, на самолёте, на поезде.
Воспитатель: На машине, самолёте, поезде и велосипеде, мы будим ехать очень долго, а как ещё можно добраться до Волшебной страны?
Дети: А ещё можно до Волшебной страны добраться на машине времени.
Воспитатель: Молодцы, на машине времени мы до Волшебной страны доберёмся очень быстро. Давайте возьмёмся все за руки и скажем волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять, в Волшебной стране окажись!».
Дети:Дети берутся за руки и повторяют слова: «Раз, два, три, четыре, пять, в Волшебной стране окажись!».
Воспитатель: Ой, смотрите ребята, перед нами какие-то ворота.
Волшебник: Вы, кто такие и зачем сюда пришли?
Дети: Мы друзья Деда Мороза и пришли сюда, чтобы помочь ему освободить Волшебную страну от Злых Волшебников.
Волшебник:Яне пущу вас в Волшебную страну, потому, что вы не сможете выполнить мои задания.
Воспитатель:Ребята, сможете выполнить задания Злого Волшебника?
Дети:Да, мы сможем выполнить задания Злого Волшебника.
1. Задание «Подбери ключ»
Волшебник:Ну, тогда слушайте первое задание, чтобы попасть в Волшебную страну, надо открыть волшебные ворота в эту страну. А, как открыть ворота?
Дети:Ворота нужно открыть ключом.
Воспитатель:Дети, у нас есть ключи, но они какие-то необычные.
Дети: У ключей шляпки похожи на геометрические фигуры и в воротах скважина тоже похожа на геометрическую фигуру.
Воспитатель:Ребята, как вы думаете, какой ключ подойдёт к воротам?
Дети: К воротам подойдёт ключ с треугольной шляпкой.
Воспитатель: Молодцы, правильно подобрали ключ, одно препятствие преодолено. И мы с вами попали в Волшебную страну.
Волшебник:А, вы всё-таки выполнили моё задание, ну, вот тогда вам ещё сложнее задание! Вы должны выполнить задание: “Найди лишнюю фигуру”.
2. Задание “Найди лишнюю фигуру”.
Воспитатель: Ребята посмотрите, на экране человечки, на, что они похожи?
Дети:Эти человечки похожи на геометрические фигуры.
Воспитатель: А, какая здесь фигура лишняя?
Дети: Здесь лишняя геометрическая фигура квадрат.
Воспитатель:А, чем эта фигура отличается от остальных?
Дети:Уквадрата есть углы, а у круга их нет.
Воспитатель:Молодцы, посмотрите на столах лежат карточки с изображением геометрических фигур. Вам нужно будет зачеркнуть лишние геометрические фигуры.
Дети: Выполняют задание (индивидуальная работа).
Волшебник: Ах, вы какие, и это препятствие преодолели, вот вам ещё сложнее задание! Я все домики волшебных человечков превратил в кусочки картона, чтобы идти дальше вы должны собрать их.
Воспитатель:Ребята, посмотрите у вас на столах лежат кусочки картона, их нужно собрать, чтобы получились домики.
Дети:Выполняют задание.
3. Задание «Собери домики волшебных человечков». Дети: Выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы и это препятствие вы преодолели. А сейчас давайте немного отдохнём и выполним физкультминутку.
Физкультминутка (под музыку). Дети с воспитателем: выполняют упражнения.
Воспитатель: Молодцы ребята, немного размялись и отдохнули.
Волшебник: Дальше вы сможете идти, если выполните моё следующее задание «Подбери правильно и посчитай».
Дети: Мы выполним и это задание.
4.Задание «Подбери правильно и посчитай»
Воспитатель: Ребята, на столах лежит две елочки, их нужно украсить. Только ёлочки разные и украшения тоже. Чем отличаются ёлочки и украшения?
Дети: Ёлочки и украшения отличаются размером, одна ёлочка высокая, а другая низкая.
Воспитатель: А какими украшениями вы будете украшать высокую ёлочку, а какими низкую?
Дети: Большими украшениями высокую ёлочку, а маленькими низкую. (Выполняют).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте посчитаем, сколько на ёлочках шишек, а сколько шариков? Чего больше и на сколько?
Дети: Шариков на ёлочках больше, чем шишек на один, а шишек меньше, чем шариков на один.
Воспитатель: Молодцы ребята нарядили ёлочку, а чего-то всё равно на ёлочке не хватает. Как вы думаете, чего?
Дети: На ёлочке не хватает мишуры.
Воспитатель: У меня есть две мишуры, чем они отличаются?
Дети: Одна длинная мишура, а другая короткая.
Воспитатель: Какую мишуру, на какую елочку вы повесите?
Дети: Длинную мишуру и вешают её на высокую ёлку, а маленькую на низкую елку.
Волшебник: И с этим испытанием вы тоже справились, вот вам ещё задание «Закрась цифру пять».
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат листочки с изображение цифры, вам нужно закрасить её.
Дети: карандашами закрашивают цифру.
Волшебник:Ну, что я смотрю, вы и вправду все мои испытания прошли, и расколдовали Волшебную страну. У меня, больше нет сил колдовать.
Воспитатель:Ребята смотрите, вы победили Злого Волшебника и расколдовали Волшебную страну, и мы с вами дошли до города Великий Устюг. Недалеко от него находится вотчина Деда Мороза.
Дед Мороз:Здравствуйте ребята, я очень рад вас видеть!
Дети: Здравствуй Дедушка Мороз.
Воспитатель:Дедушка Мороз, мы с ребятами преодолели все препятствия и помогли жителям Волшебной страны и расколдовали её.
Дед Мороз:Спасибо ребята, вы мне очень помогли, теперь маленькие человечки в безопасности. У меня для вас сюрприз, я вам сейчас покажу, где я живу. (Просмотр слайдов). А вот и настало время нам прощаться, мне пора идти и готовиться к празднику, ведь скоро наступает Новый год. Поздравляю всех с наступающими праздниками! До свидания!
Дети: До свидания!
Воспитатель:До свидания Дедушка Мороз! Ребята, а нам пора возвращаться обратно в детский сад. Кто мне подскажет, как мы добрались до Волшебной страны?
Дети: Мы добрались до Волшебной страны на машине времени.
Воспитатель и дети:Возьмёмся все за руки и скажем волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять, в детском саду окажись!».
3. Рефлексивно-коррегирующий:
Воспитатель: Авот ребята мы и вернулись в детский сад. Как мы добрались до Волшебной страны? Кому мы помогали в Волшебной стране? Какие испытания нам давал Злой Волшебник? Трудно вам было выполнять задания, которые давал Злой Волшебник? Дети:Отвечают.
Воспитатель:Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: Спасибо! До свидания!
Литература:
- Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / Анник Габийе. — М.: Эксмо, 2016.— 499 c
- Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е. В. Колесникова. — М.: Сфера, 2015. — 112 c.
- Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада: моногр. / И. А. Помораева, В. А. Позина. — М.: Мозаика-Синтез, 2015.— 248 c.