Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 16.12.2017

Статья просмотрена: 3300 раз

Библиографическое описание:

Скобкина, О. А. Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие полноценного формирования умственных способностей дошкольника / О. А. Скобкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47268/ (дата обращения: 16.11.2024).



Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок уже с первых дней начинает познавать окружающий мир, ощущая его кончиками пальцев, своими ладошками. А вы знали, что ползая ребенок тем самым развивает свою мелкую моторику? Это действительно так. Во-первых, ползая ребенок опирается на руки, поэтому идет большая нагрузка на развитие кистей рук, во вторых, он ощупывает большое количество разнообразных фактур, и в третьих, ползая ребенок раскрывает полностью свою ладошку, что является фундаментом для дальнейшего развития мелкой моторики.

Частым вопросом взрослых является: «Для чего нужно развивать мелкую моторику?». Этот вопрос является очень актуальным, так как многие действительно не понимают зачем вообще это нужно, В связи с этим хотелось бы немного рассказать о роли мелкой моторики. При стимуляции мелкой моторики, активизируются процессы определенных участков головного мозга, улучшается кровообращение, питание ткани мозга, увеличивается скорость передачи нервного импульса. Соответственно, улучшается внимание ребенка, а именно концентрация, избирательность и переключаемость. Развитие мелкой моторики рук ребенка влияет на такие свойства сознания, как: мышление, воображение, речь, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит, насколько хорошо ребенок научится совершенно элементарным действиям: держать в руках карандаш, кисточку и ручку, застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять, если его мелкая моторика не будет развита. Следующим вполне логичным вопросом будет «Какие есть способы развития мелкой моторики?». Их на самом деле достаточно много. Причем, чем большее количество способов вы будите использовать, тем более эффективными и полноценными будут занятия, а результат станет более ощутимым.

Хотелось бы привести пример самых распространенных упражнений и игр по развитию мелкой моторики.

‒ Пальчиковая гимнастика. Самые известные и эффективные упражнения, благодаря которым сенсомоторное развитие происходит в интересной и увлекательной форме. Например, могут быть использованы следующие упражнения: «Пальчики здороваются» — каждый пальчик дотронулся до пальчика напротив, «Пианино» — хаотично приподнимаем пальчики от поверхности, «приподнимаем каждый пальчик от поверхности поочередно, или все вместе», «рисуем круги в воздухе каждым пальцем».

‒ Полезны игры с различными мелкими предметами. Для подобных занятий идеально подойдут: крупа, бусинки, мозаика, маленькие камешки. Можно предложить ребенку разделить смешанные фасоль и горох, нанизывать бусинки или пуговицы на нитку произвольно или в определенной последовательности, которую задает взрослый, искать мелкие камешки в гречневой крупе. Для игр с мозаикой хватит того, что дети просто будут вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребенок ее выкладывал. Идеальным вариантом будет мозаика с разными шляпками.

IMG-20170915-WA0007

‒ Активно используются игры с песком. Работа с песком помогает ребенку проявить себя, раскрыть творческий потенциал, успокоить нервную систему. Можно, к примеру, взять небольшую игрушку, показать ее ребенку, пусть ребенок запомнит ее и отвернется, в это время спрячьте игрушку в песок, после этого попросите ребенка найти спрятанный предмет. Со временем количество игрушек можно увеличить. Рисовать пальчиком различные фигуры на песке также очень увлекательно и помогает детям раскрыть их творческий потенциал.

IMG_20170913_162132

‒ На развитие мелкой моторики благоприятно влияет вырезание ножницами различных фигур. Для начала необходимо предлагать ребенку вырезать фигуры, которые имеют прямые линии (квадрат или прямоугольник), постепенно задания усложняются (вырезаем снежинки и силуэты).

‒ Немаловажное значение имеют занятия аппликацией, лепкой, рисованием. На занятиях рисованием можно использовать разнообразные техники: обводка по контуру, рисование по точкам, дорисовывание второй части рисунка, рисование элементов не отрывая руки, штриховка. Из пластилина можно выкладывать в форме шариков, колбасок на картоне или фанере конкретные заданные рисунки, делать отпечатки на тесте и пластилине, надавливая на них пальцами, игрушками, монетками. Оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и многое другое.

‒ Очень увлекательны и вызывают большой интерес игры с мягкими пазлами, так как они очень яркие и красочные, поэтому привлекают внимание детей, как малышей, так и детей старшего возраста.

IMG_20170919_123341 IMG_20170915_135718

‒ Игры с прищепками не менее интересны. Например, можно предложить ребенку сделать лучики солнышку, колючки ежику или колючки кактусу, крылышки стрекозе и др.

http://images.vfl.ru/ii/1484467107/72e8fc07/15682311_m.jpg

‒ Очень популярны пальчиковые игры с предметами, с резиновым шипованным шариком или граненным карандашом.

Упражнения с шариком:

Прокатывание шарика с усилием вдоль ладоней; круговое прокатывание между ладонями; сжатие подушечками пальцев, или сжатие поочередно каждой ладошкой; подбрасывание шарика; сжимание ладонями при сомкнутых в замок пальцах.

Упражнения с карандашом:

«Утюжок» — прокатывание карандаша по столу всей кистью от кончиков пальцев до запястья, «горка» — прокатывание карандаша по тыльной стороне кисти, «добывание огня» — трение с перекатыванием между ладонями, «подъемный кран» — захват карандаша поочередно каждым пальцем, прижимая его к ладони, «вертолет» — кручение карандаша тремя пальцами в обе стороны.

Могут быть использованы упражнения безречевые, о которых было сказано выше, а есть упражнения с речевым сопровождением. Они особенно полезны, а при речевом недоразвитии просто необходимо сочетание речи и движения в одном ритме. При этом ритмизируется и гармонизируется активность мозга.

Гимнастика с речевым сопровождением превращается в веселую игру.

Например:

Раз, два три, четыре, пять (пальцы поочередно разгибаются из кулака)

Вышли пальчики гулять (ритмичное сжимание и разжимание кистей)

Раз, два, три, четыре, пять (пальцы сжимаются в кулак поочередно)

В домик спрятались опять (ритмичное сжимание и разжимание кистей)

Или:

Раз, два три, четыре, пять (пальцы поочередно разгибаются из кулака)

Мы во двор пошли гулять (указательный и средний идут по столу)

Бабу снежную лепили, (имитирующие движения)

Птичек крошками кормили (сыплем щепотью),

С горки мы потом катались (едем по руке),

А потом в снегу валялись (руки то на ладони, то на тыльные стороны).

Все в снегу домой пришли (отряхивающие движения),

Съели суп и спать легли (имитирующие движения).

Даже массаж можно сочетать с речью. Берём две массажные щётки и проводим по ладоням ребёнка:

Гладь мои ладошки, ёж,

Ты колючий, ну и что ж!

Потом взрослый держит щётки щетиной вверх, а ребёнок гладит их ладошками со словами: Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить.

Или берём массажный шарик:

Птичка веток набрала,

Крепко гнёздышко свила (показ)

И снесла яичко умница — синичка (катаем).

Ты яичко покатай, но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно, так у птиц заведено.

Или: Я мячом круги катаю, взад — вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку, будто им сметаю крошку.

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.

Можно использовать игры с прищепками, которые превращаются в различных животных и птиц:

Мяу-мяу, где мой крошка?

Кто мяукает так? — Кошка.

А котёнок ей в ответ: — Мяу, мама, где обед?

Прищепки можно использовать и для массажа кончиков пальцев. Надо взять не тугие прищепки. Взрослый или сам ребёнок «кусает» подушечки пальцев на ударные слоги от большого к мизинцу:

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться- скажу тебе: «Кыш!»

Можно озвучить игру с разборной игрушкой апельсин:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа, эта долька для стрижа,

Эта долька для утят, эта долька для котят,

Эта долька для бобра, а для волка кожура,

Он сердит на нас — беда! Разбегайтесь кто куда!

Можно озвучивать игры с пальчиковым бассейном:

Мои руки — это волны, гонит ветер их вперёд.

Мои руки — крылья чаек, небо их к себе зовёт,

Мои руки — рыбки в море, плавают туда- сюда,

Мои руки — это крабы, разбежались кто куда.

Начинать заниматься развитием мелкой моторики можно уже в возрасте восьми месяцев, так как именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Занятия не должны быть длительными, 5 минут достаточно, лучше проводить несколько раз в день. Очень важна эмоциональная составляющая: играем пальчиками с радостью, с хорошим настроением, живо. Ведь ваш заряд положительной энергии передается ребенку. Придумать интересные и увлекательные занятия для своих детей может и не профессионал, а сам родитель. Главное надо давать ребенку больше возможностей, чтобы проявить себя, а также не забывать его хвалить, так как похвала является залогом развития здоровой личности.

Литература:

  1. А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». — М., 2009
  2. М. Г. Борисенко «Наши пальчики играют». — Екатеринбург, 2005
  3. В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь». — СПб, 1996
  4. М. М. Кольцова «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». — М., 1973.
  5. Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина «Пальцы помогают говорить». — М., 2005
  6. Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». — М., 1999
  7. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Пальчиковая гимнастика». — М., 2005
  8. Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику». — М., 2007
  9. И. С. Лапухина «Логопедия. Речь. Ритм. Движение». — СПб, 1997
  10. И. Е. Светлова «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». — М., 2012
  11. Е. А. Смирнова «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. — СПб., 2013
  12. Е. Ю. Тимофеева «Пальчиковая гимнастика». — М., 2008
  13. О. В. Узорова «Игры с пальчиками». — М., 2008
  14. Н. М. Щелованов, М. Ю. Кистяковская «Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет». — М., 1996
  15. Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина «Практикум по детской психологии». — М., 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, палец, рука, игра, пальчик, кончик пальцев, речевое сопровождение, ритмичное сжимание, творческий потенциал.


Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления личности ребенка

Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников

Формирование готовности старших дошкольников к овладению навыками чтения и письма через развитие зрительного анализа и пространственных представлений

Роль дневного сна в процессе конструктивного развития психики детей дошкольного возраста

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи

Развитие мелкой моторики рук как средство формирования речи у детей дошкольного возраста

Развитие чувства ритма как средство гармоничного становления личности ребенка

Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников

Формирование готовности старших дошкольников к овладению навыками чтения и письма через развитие зрительного анализа и пространственных представлений

Роль дневного сна в процессе конструктивного развития психики детей дошкольного возраста

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма

Развитие социального интеллекта дошкольников как фактор первичной профилактики зависимого поведения

Задать вопрос