Ключевые слова: врач-терапевт участковый, профессиональные компетенции, эмоциональное выгорание.
В современных условиях до 80 % населения получают медицинскую помощь в амбулаторно-поликлиническом учреждении. Для определения потребностей пациентов их удовлетворенности, внедрения пациентоориентированности в рамках поликлиники был проведен опрос прикрепленного населения ГАУЗ «Городская поликлиника № 3» г. Казани. Опрос осуществлялся по специально разработанной анкете (приложение). Анкета, состояла из 13 вопросов. Опросами были охвачены различные группы пациентов (132 человека). Наиболее многочисленная часть респондентов — 92 человек (69,9 %) пациенты трудоспособного возраста и 40 человек (30,1) человек — пенсионного возраста.
Частота посещений сделанных пациентов в году, косвенно свидетельствовала о качестве работы поликлиники в системе ОМС, в рамках которой Программой госгарантий определена их частота (на основании приказа МЗ РФ № 770 от 09.11.2012 N 770- н в зависимости от нозологии заболеваемости).
Таблица 1
Частота обращений вполиклинику вгоду
Частота визитов вгод |
Абсолютное количество |
% |
1 -2 раза в год |
76 |
57,5 % |
3–4 раза в год |
34 |
25,7 % |
5 раз и более |
16 |
12,1 % |
Другое |
6 |
4,7 % |
Полученные ответы позволяют утверждать, что потоки пациентов поликлиники формируются преимущественно 1–2 раза в год.
Таблица 2
Поводы обращения вполиклинику
Повод обращения |
Абсолютное количество |
% |
Лечение |
78 |
59,09 % |
Профосмотр |
24 |
18,18 % |
Диспансеризация |
14 |
10,7 % |
Оформление документов |
14 |
10,7 % |
Выписка лекарств |
2 |
1,51 % |
Из представленных в таблице данных видно, что более половины посещений (59,09 %) — приходятся на лечение. Профилактические посещения составили в структуре визитов всего — (18,18 %)
Таблица 3
Причина неудовлетворенности работой поликлиники
Причина |
Абсолютное количество |
% |
Недоступность специалистов |
58 |
43,9 % |
Организация приема в поликлинике |
26 |
19,6 % |
Отсутствие необходимого оборудования |
16 |
12,1 % |
Все хорошо |
24 |
18,1 % |
Сделать ремонт |
4 |
3,03 % |
Выписка лекарственных средств |
4 |
3,03 % |
Основной причиной неудовлетворенности пациентами в работе поликлиники является недоступность специалистов (43,9 %) отметили данный факт, следующим по количеству отмеченных была отмечена организация приема в поликлинике (19,6 %). Стоит отметить, что эти 2 параметра на прямую связаны с неукомплектованностью поликлиники врачами.
На вопрос, что следует изменить, усовершенствовать в поликлинике с целью повышения качества медицинской помощи, получились следующие ответы.
Таблица 4
Приоритеты развития вработе поликлиники
Причина |
Абсолютное количество |
% |
Доступность медицинской помощи |
106 |
80,3 % |
Компетентность |
12 |
9,09 % |
Этика мед персонала |
14 |
10,61 % |
Ответы респондентов дают представления, что приоритеты в отношение работы с кадровым персоналом системы здравоохранения выбраны правильно.
И в завершении был задан вопрос «Куда вы обратитесь в следующий раз?»
Таблица 5
Тип учреждения для оказания медицинской помощи
Тип |
Абсолютное количество |
% |
Наша поликлиника |
122 |
92,4 % |
Другая государственная поликлиника |
2 |
1,54 % |
Частная поликлиника |
8 |
6,06 % |
Из данных таблицы видно, что небольшое количество людей выберут медицинские услуги в других лечебных учреждения, По тем или иным причинам 92,4 % опрошенных удовлетворены медицинскими услугами поликлиники № 3.
Необходимо отметить, что большая часть пациентов поликлиники обращается к участковому терапевту, который первым встречает пациентов, поэтому результат лечения, удовлетворенности пациентов в основном формируется в зависимости от компетентности, профессионализма данной категории врачей. По анализу заболеваемости населения выявлено:
Болезни системы квровообращения-28,7 %
Болезни органов дыхания — 12,6 %
Болезни желудочно-кишечного тракта — 6,8 %
Болезни мочеполовой системы — 6,4 %
Болезни опорно — двигательного аппарата — 8,3 %
Пациентам данных видов заболеваний необходимо постоянное диспансерное наблюдение.
Также терапевтами участковыми выполняется программа дополнительной диспансеризации определенных групп населения, которая направлена на ранее выявление хронических заболеваний, своевременное их лечение и как результат снижение смертности населения.
С учетом вышеизложенного роль врача первичного звена однозначно остается высокой, как в диагностике, лечении, так и в профилактике заболеваний. В реальности первичное звено остается самым неукомплектованным и не престижным для врачей, в связи с этим поток больных увеличивается, нагрузка на участкового терапевта возрастает.
При проведении анализа наличия квалификационных категорий среди участковых терапевтов и врачей общей практики по ГАУЗ «Городская поликлиника № 3» г. Казани выявлено изменение процента аттестованных специалистов из 12 врачей имеют 2 врача Высшие квалификационные категории, что составляет 17 %.
Все эти факторы приводят к снижению качества лечения, неудовлетворенности врачей своей профессией, профессиональному (эмоциональному выгоранию) и как следствие к снижению удовлетворенности пациентов медицинской помощью.
Таким образом, анализ качества врачей и социологический опрос пациентов, получающих медицинские услуги в поликлинике позволили выявить следующее:
- Остается высокой роль врача терапевта участкового в раннем выявлении заболеваний и своевременном их лечении.
- Для пациентов врач терапевт — участковый является основным связующим звеном между амбулаторной и стационарной помощью.
- Опрос пациентов позволил выявить проблемные зоны организационного, кадрового, технологического характера в работе медицинского учреждения и своевременно принять меры по их устранению.
- Взаимодействие между производителем и потребителем медицинских услуг занимает важное место в системе здравоохранения. С этой позиции важно, чтобы медицинский персонал был готов к эффективным межличностным коммуникациям.