Важность проблемы социально-эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим. Успех социализации ребенка во многом зависит от уровня развития его эмоционально-нравственной сферы. Именно эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий.
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом.
В детском саду и в семье дети испытывают эмоциональные перегрузки, которые могут негативно влиять на психические состояния и создавать дисгармонии в эмоционально — психическом развитии. Нарушение любого из механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.
Исследованием социально-эмоциональной сферы занимались такие исследователи, как Н. Н. Авдеева, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Г. Х. Мазитова, С. Ю. Мещерякова, Р. Ж. Мухамедрахимов, М. В. Лаврентьева и др.
В группе детского сада мы создали такую обстановку, чтобы у ребёнка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. Педагоги старались не скупиться на ласку при общении с детьми. Дети должны иметь возможность доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку со стороны взрослых. Это создаёт у них ощущение эмоционального благополучия, комфорта и способствует свободному самовыражению. При скупости эмоциональных проявлений взрослых у детей наблюдается безразличие к тому, что происходит вокруг них, формируется холодность и замкнутость.
Мы считаем, очень важно проявление воспитателем равного отношения ко всем детям. Нельзя противопоставлять одних детей другим, сравнивать их между собой. Необходимо привлекать внимание к отверженным, замкнутым детям, поощрять успехи детей, видеть их способности и качества человечности, с пониманием относиться к проблемам детей. Только в атмосфере равенства, взаимного принятия и уважения взрослый приобщает ребёнка к духовным ценностям, открывает перед ним мир человеческих переживаний, учит не только соучастию, но и содействию в жизни других людей.
Создавая эмоционально комфортную психологическую среду, взаимодействуя и сотрудничая с ребёнком, мы соблюдали ряд важных правил:
‒ если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
‒ если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности;
‒ если ребёнка высмеивают он становится замкнутым;
‒ если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным;
‒ если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
‒ если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других;
‒ если ребёнка подбадривают, он учится ценить себя;
‒ если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей;
‒ если ребёнок живёт в понимание и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Эти правила определяют стратегию взаимодействия педагога с ребёнком.
Согласно пункт 2.7. ФГОС ДО — Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка. Для социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, игра является важной и неотъемлемой частью. Исходя из этого мы разработали систему игр по циклам:
1-й цикл: «Это Я». Цель: снижение уровня тревожности, повышение активности, самооценки ребенка.
2-й цикл: «Это я и мои друзья». Цель: снижение тревожности в процессе межличностных взаимоотношений, через овладение способами установления отношений с другими детьми.
3-й цикл: «Я и мои чувства». Цель: различие и определение собственных чувств.
Создали наглядное пособие «Альбом настроения». Цель пособия: распознание и закрепление эмоций человека.
В особенности детям нравятся настольно-печатные игры, такие как «Расколдуй тропинку», дети с удовольствием определяют эмоциональное состояние героев. Дети «примеряют» на себя эмоциональные состояния, которые можно увидеть на их лицах, с удовольствием и интересом решают проблемные ситуации, предложенные в условиях игры.
Цели:
- Учить детей распознавать эмоциональные состояния, понимать настроение детей;
- Развивать умение решать проблемные ситуации на нравственную тему, учить моделировать свое поведение в конкретных жизненных ситуациях
- Развитие речи, воображения
Правила игры
- Дети задумывают сюжет игры, выбирают героев (фишки);
- Кидают кубик;
- Попадая на пиктограмму должны выбрать конверт с подходящим настроением (если не находят, то возвращаются на 3 шага назад);
- В конверте проблемная ситуация которую нужно решить (если ребенок не решает — пропускает ход).
Правильность ответа обсуждается всеми игроками.
Работа по социально-эмоциональному развитию не может проходить без контакта с родителями детей и педагогами дошкольного учреждения. Поэтому всю работу мы проводим в тесном контакте с родителями детей. Рассказываем, какие игры, упражнения, занятия для детей будут проводиться в этом месяце, на что нужно обратить внимание в домашних условиях.
В уголке для родителей обновляем подборку литературы по данной теме, папки-передвижки, статьи из журналов. Также родители обмениваются собственной информацией по теме и выставляют материалы в уголок для родителей. Проводим консультации в групповой, подгрупповой и индивидуальной формах. Родители участвуют в совместных праздниках, мероприятиях, устанавливается контакт между родителями и педагогами.
С целью взаимодействия педагогов и специалистов в ДОУ мы создали творческую группу, в рамках которой ведется работа по теме: «Социально-эмоциональное развитии детей в дошкольном возрасте».
Литература:
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 189 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. — СПб., 2001. — 208 с.
- Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях / Г. В. Фадина [и др.]. — Балашов, 2004. — 64 с.
- Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. — М., 1991. — 160 с.