Данная статья посвящена вопросам профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении. Детально рассмотрено содержание и особенности этапов и видов адаптации.
Ключевые слова: адаптация, молодой специалист, компоненты профессионального развития, виды адаптации.
В современном образовательном пространстве российского общества происходят стремительные изменения. С одной стороны, изменения призваны повысить конкурентоспособность и престиж российского образования, а также инновационный потенциал общества с другой. В этих процессах ведущая роль принадлежит молодым специалистам.
Прежде всего, необходимо понимать, что естественная возрастная ротация, как норма успешного существования любой профессиональной группы, неизбежна. В противном же случае отрасль не может функционировать без свежего притока, в нашем конкретном случае без молодых учителей. Несомненно, нехватка молодых кадров до сих пор ощущается в современных образовательных учреждениях. Лишь за последние несколько лет наблюдается тенденция к притоку молодых специалистов. Так, по заявлению главы Минобрнауки РФ Дмитрия Ливанова «доля молодых учителей до 35 лет за три года возросла с 8 до 13 %» [1]. Данную положительную динамику можно связать с реализацией комплекса мероприятий, направленных на привлечение в школы молодых учителей и повышение престижа профессии педагога. Так, в мае 2014 года в соответствии с поручением Президента РФ разработана и утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» [2]. На сегодняшний день модернизация кадров в сфере науки и образования закреплена в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. И в сфере оплаты труда намечаются положительные изменения [3–5]. Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам предоставить предложения по совершенствованию оплаты труда молодым педагогам.
Под термином «молодой учитель» рассматривается бывший студент, проучившийся в вузе от 4 до 6 лет, изучавший множество научных дисциплин, методик, прошедший педагогическую практику в школе или в ином образовательном учреждении. Однако, выпуститься из ВУЗа не равно сразу же стать первоклассным специалистом. Любой человек, начинающий свою карьеру сталкивается с затруднениями, связанными прежде всего с отсутствием или недостатком необходимого опыта в выбранной профессии. Профессиональное становление профессии учителя происходит гораздо сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что наличие педагогического образования не гарантирует успех начинающему учителю, ведь чтобы стать учителем недостаточно одних только аудиторных программных знаний.
Из вышесказанного становится ясно, что проблема управления профессиональной адаптацией молодых учителей в школе приобретает особую актуальность, так как в современных условиях общество предъявляет к молодому учителю особые требования и в личностном, и в профессиональном плане. В многочисленных публикациях отечественной науки, посвященных проблемам образования, начиная от основателей советской педагогики и до настоящего времени, особое внимание уделяется вопросу общественного и профессионального назначении учителя, о необходимости постоянного его усовершенствования, а также его социальной активности, что не представляется возможным, по нашему мнению, без успешно реализованного процесса профессиональной адаптации.
Профессиональная деятельность учителя представлена фундаментальными работами, посвященными роли учителя в школе, методологии и теории развития его личности Ш. А. Амонашвили [6], С. И. Архангельского [7], Ю. Н. Кулюткина [8], А. С. Макаренко [9], А. К. Марковa [10], А. В. Мудрика [11], Б. П. Невзорова [12], М. М. Поташника [13], С. Н. Чистякова [14].
Сущности процесса социализации личности педагога уделено особое внимание в трудах: К. А. Абульхановой-Славской [15], О. А. Голянской [16], В. И. Горовой [17], И. Н. Никитиной [18].
Закономерности профессионального становления учителя в процессе профессиональной адаптации детально изучены В. А. Буравихиным [19], С. Г. Вершловским [20], Н. В. Кузьминой [21].
В широком смысле понятие «адаптация» заимствовано из биологии и обозначает приспособление к окружающей среде. Профессиональная адаптация педагога — это процесс освоения педагогом навыков ведения образовательного процесса, норм и правил поведения — взаимодействия с коллегами, администрацией, учениками и их родителями. Профессиональная адаптация — это сложный процесс, имеющий свои трудности и противоречия [22]. Обозначим противоречия в работе молодого педагога:
– между провозглашением в документах Правительства РФ ориентацией на индивидуализацию образования, учет интересов и потребностей конкретного ученика и реальной заинтересованностью учителей в увеличении зарплаты. Поясним, что на данный момент заработная плата педагога зависит от количества обучающихся, а не от эффективности их деятельности.
– между уровнем подготовки в педагогическом учреждении и сложностью задач, требований, подрывающих адаптационный потенциал молодого педагога.
– между потребностями и способностями начинающего педагога, его индивидуальными ценностями и предпочтениями, и нормами, и ценностями, которые транслируют большинство коллег на рабочем месте.
Теперь подробнее рассмотрим три компонента профессиональной адаптации педагога:
– психофизиологический — приспособление молодого педагога (всех систем его организма) к незнакомому, поурочному режиму труда и отдыха;
– социально-психологический — вхождение в коллектив через схожесть целей и интересов молодого педагога и педагогического коллектива, учащихся; оформление нового психологического стереотипа поведения, изменение личностных качеств в соответствии с ориентацией на требования педагогической деятельности, принятие норм и правил поведения в образовательном учреждении;
– профессиональная — активное освоение педагогом поведения в соответствии с должностными обязанностями, требованиями образовательного процесса, спецификой контингента обучающихся; привыкание молодого специалиста к новым условиям, включающим административно-правовые, социально-экономические, управленческие аспекты.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что адаптация учителя — это процесс успешного включения его в профессиональную деятельность. Продолжительность адаптационного периода у каждого человека, как правило, индивидуальна и складывается в зависимости от первоначальных условий и способностей. Хочется отметить, что необходимость сочетания профессионального и социального приспособления к новой среде является одной из первостепенных задач для молодого педагога. Успешный процесс адаптации обеспечивает высокую эффективность дальнейшего труда педагога и как результат учащихся.
Нередко возникают случаи, когда затрудненная адаптация оказывает не только негативное психоэмоциональное воздействие на педагога, но также приводит к снижению качества преподавания и взаимодействия с участниками педагогического процесса и, в конечном счете, к ухудшению профессиональных результатов учителя. Поэтому изучение процессов адаптации, своевременное оказание реальной поддержки и помощи молодому педагогу становится весьма актуальной задачей.
На сегодняшний день этой проблеме уделяется немало внимания. Так, существует целая организация под названием «Ассоциация молодого учителя», призванная дать четкие инструкции как осуществлять адаптацию максимально эффективно и при этом наиболее естественно.
Хотелось бы привести результаты исследования, проводимые на базе педагогических учреждений города Тюмени. Было произведено анкетирование 25 молодых педагогов с целью выявления способов их адаптации на рабочем месте. Так, 50 % опрошенных признались, что никаких мероприятий по подготовке к их деятельности на рабочем месте предпринято со стороны администрации учебных заведений не было. Так же именно в этой многочисленной группе рецензенты отметили плохое первое впечатление от встречи с коллективом и администрацией. 20 % опрошенных указали на то, что в педагогическом коллективе был выдвинут лидер-наставник, который не только давал ценные советы и замечания, но и помогал справиться с непростым климатом на рабочем месте. Молодые педагоги второй группы отличались стабильно положительным эмоциональным состоянием. 15 % педагогов были оснащены материалами, помогающим им приобщиться к новой работе. Однако, среди этой группы наблюдалась низкая мотивация к творческим действиям. Можно объяснить данный показатель тем фактом, что вчерашние выпускники уже устали от книг и методических пособий и что послушать опытного педагога, поприсутствовать на его уроке или посетить тренинг вызвало бы интерес и как результат подействовало эффективнее. Безусловно, профессии учителя никогда не выучиться по книге, это только опыт и наличие желания и поддержки.10 % указали в качестве комплекса мер по профессиональной адаптации наличие курсов по повышению квалификации, которые организовывало учебное заведение. И только 5 % опрошенных молодых педагогов отметили, что их профессиональная адаптация включала посещение тренингов, семинаров, наличие наставника и полное обеспечение необходимыми ресурсами. Все рецензенты данной группы полностью удовлетворены своей работой и не собираются менять рабочее место.
Вступая в педагогическую деятельность, молодой педагог попадает в новую для него социальную и профессиональную среду, а также в новые режимы умственных и физических нагрузок, в новую сферу отношений и взаимодействия. В связи с этим, перед каждым молодым специалистом с первых дней вступления в трудовую деятельность встает ряд взаимообусловленных задач:
– найти оптимальные варианты взаимодействия со всеми участниками учебного процесса — учащимися, коллегами, администрацией образовательного учреждения, родителями;
– умело применять знания и практические навыки, полученные в педагогическом учебном заведении, предварительно оценив уровень использования инновационных методов в учебном процессе и целесообразность внедрения нововведений;
– оценить собственные способности, требования нового социального окружения, профессиональную деятельность и при необходимости постараться скорректировать свое поведение.
Последовательное решение вышеупомянутых задач является необходимым условием для благоприятной последующей социально-профессиональной адаптации педагога, начинающего трудовую жизнь. В процессе трудовой адаптации сотрудник проходит следующие стадии:
- Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе.
- Стадия приспособления или формального вступления — на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.
- Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой.
- Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации.
Прохождение всех этих стадий будет быстрым и продуктивным, если будут приложены усилия не только администрации учреждения, но и в первую очередь молодого специалиста. Молодому педагогу в процессе профессиональной адаптации приходится осваивать одновременно несколько профессиональных ролей: учителя, воспитателя, классного руководителя, подчиненного, коллеги, члена методического объединения учителей. При этом какая бы задача ни стояла перед педагогом необходимо справиться с ней, демонстрируя все свои умения и навыки, которые зачастую оказываются не на высоком уровне. В связи с этим нам хотелось бы выделить некоторые задачи по оказанию помощи начинающим педагогам в процессе профессиональной адаптации:
- Изучение реальных затруднений и формулирование актуальных потребностей.
- Информационная и консультативная поддержка начинающих педагогов в выборе программ повышения квалификации
- Выстраивание индивидуального образовательного маршрута.
- Формирование информационного банка образовательных услуг для молодых специалистов округа.
- Организация курсов повышения квалификации.
- Участие в творческих лабораториях, тренингах.
- Консультирование молодых специалистов.
- Участие в научно-практических конференциях.
- Вовлечение в экспериментальную работу.
- Обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.
- Активное включение в мероприятия, как в учреждении, так и за его пределами.
- Своевременная положительная оценка труда педагога. Заметив педагогические успехи новичка, необходимо непременно отметить это вслух. Похвала стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу, мотивирует.
Таким образом, профессиональное становление молодого педагога происходит непрерывно, шаг за шагом. В результате, грамотное, качественное управление процессом профессиональной адаптации и становления начинающих педагогов, помогает как профессиональному росту самих молодых специалистов, так и способствует развитию общеобразовательного учреждения и конечно же сказывается на результатах учеников, ради успехов которых учитель усердно трудится.
Безусловно, ни из одного педагогического вуза или колледжа не выпускается стопроцентно сформированный, высококвалифицированный специалист. Именно в образовательном учреждении происходит процесс становления педагога как профессионала. Поэтому администрации учебного заведения в первую очередь стоит позаботиться о новом сотруднике, создать именно такие организационно-педагогические условия, в которых переход от теории к практике был бы успешным. Благоприятный социально-психологический климат, наличие педагога-наставника, определение и разработка методической деятельности, основанные на личностно-ориентированном подходе и многое другое позволит помочь педагогу проявить себя и адаптироваться на любом рабочем месте.
Литература:
- Заседание Правительства // http://government.ru. URL: (дата обращения: 15.08.2017).
- «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утв. Правительством РФ 28.05.2014 N 3241п-П8) // http://www.consultant.ru. URL: (дата обращения: 21.05.2016).
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы // http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/. URL: (дата обращения: 15.10.2017)
- Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» // http://government.ru. URL: (дата обращения: 15.10.2017).
- Об утверждении концепции ФЦП развития образования на 2016–2020 годы // http://government.ru. URL: (дата обращения: 15.10.2017).
- Амонашвили Ш. А. Личностно гуманная основа педагогического процесса. — Минск: Университет, 1990. — 552 с.
- Архангельский С. И.. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. — 1986. — № 2. — С. 18–23.
- Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
- Маркова А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Мудрик А. В. Учитель, мастерство и вдохновение. — М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
- Невзоров Б. П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровневого университетского образования в регионе: Автореф. дис. док, пед. наук. — М.:, 1998. — 32 с.
- Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. — М.: Знание, 1978. — 87 с.
- Чистякова С. Н. Формула проектирования профессионального успеха // Профессиональное образование и занятость молодежи — XXI век. Система профессионального образования в условиях модернизации: Международная научно-практическая конференция. — Кемерово:, 2014. — С. 21–27.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Голянская О. А. Социально профессиональная адаптация молодежи в современных условиях // Тезисы Всероссийской научно — практической конференции «Социально — профессиональная адаптация молодежи в современных условиях». — Кемерово:, 1995. — С. 3–34.
- Горовая В. И. Педагогическое мастерство в профессиональной деятельности педагога высшей школы // Непрерывное педагогическое образование. — 1994. — № 6. — С. 44–49.
- Никитина И. Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопросы теории и методов социологического исследования. — 1980. — № 6. — С. 57–62.
- Буравихин В. А. Учитель и общество // Педагогика. — Барнаул:, 1996. — С. 60–62.
- Вершловский С. Г., Литвинова Н. П., Симонова Т. М. Особенности профессионального становления молодого учителя // Советская педагогика. — 1984. — № 4. — С. 76–81.
- Кузьмина Н. В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития // Гуманизация образования. — 1995. — № 1. — С. 63–66.
- Долгова В. И., Мельник Е. В., Моторина Ю. В.. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Концепт. — 2015. — № 31. — С. 76–80.