Дальневосточный гектар или местные проблемы Федерального закона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гуров, Р. Е. Дальневосточный гектар или местные проблемы Федерального закона / Р. Е. Гуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50.1 (184.1). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47319/ (дата обращения: 16.11.2024).



Дальний Восток — это самый удаленный от столицы и исторического центра страны регион. Из года в год население Дальнего Востока редеет и, если тенденция сохранится, осваивать богатейший регион страны станет некому. Стихийно происходящая ныне миграция говорит о том, что Россия нуждается в новой землеустроительной и переселенческой политике. Эта политика должна стать важной составной частью возрождения Российской государственности. Территория, оставаясь простором, перестает быть пространством, когда она хозяйственно освоена и заселена. Масштабы переселения, необходимого для освоения пустующих территорий таковы, каких не было за всю историю России.

В 2016 году Минвостокразвития совместно с Агентством по развитию человеческого капитала и Институтом научно – общественной экспертизы разработали проект Концепции демографической политики ДВ, стратегической целью которого, в период до 2030 года, является стабилизация численности населения и создание дополнительных условий для дальнейшего ее роста. Важнейшую роль должна сыграть программа «Дальневосточный гектар», которая нацелена остановить вымирание региона, привлечь население из других округов и удержать свое собственное [1].

Федеральный закон «О дальневосточном гектаре» предоставляет любому жителю страны в собственность безвозмездно 1 га земли на Дальнем Востоке с условием – освоение участка по назначению в течение 5 лет. Нормативное регулирование предоставления земельных участков в Дальневосточном федеральном округе осуществляется на основании Федерального Закона от 1.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].

Однако есть и проблема, возникшая в процессе реализации этого проекта. Дело в том, что ранее учтенные земельные участки, не имеющие границ в государственном кадастре недвижимости, а также участки земли самовольно занятые местными жителями, не отражены в государственной федеральной информационной системе (ФИС), с помощью которой идет предоставление «дальневосточного гектара». Соответственно, при получении или выделении участков, возникают спорные ситуации, между потенциальными получателями «гектара» и местными жителями.

Количество желающих получить бесплатную землю с каждым днем заметно растет и для местного населения, столкнувшегося с данной проблемой, остается все меньше времени для ее решения.

Цель исследования: выяснить смогут ли местные жители, фактически владеющие или использующие не имеющий границ участок, закрепить за собой право собственности на этот участок, в законном порядке.

Гипотеза исследования: предположение о том, что местным жителям, фактически владеющим или использующим земельный участок, будет предоставлена возможность оформления этого участка, в законном порядке.

Задачи: изучить исторический опыт освоения дальних земель России; рассмотреть проблему современного кадастрового учета; проанализировать проблему спорных земель, возникающую в процессе реализации проекта «дальневосточный гектар»; выяснить, у ведущего специалиста землеустроителя Хорского городского поселения, возможные способы законного закрепления за собой прав собственности на не имеющие границ земельные участки; написать статью в районную газету «Наше время».

Методы: эмпирический, теоретический анализ, интервью.

Действующая сегодня система учета объектов недвижимости и регистрации прав на них сложилась относительно недавно, не более десяти лет назад. Ранее полноценной системы кадастрового учета объектов недвижимости не было, а система государственной регистрации прав на них уже действовала. Это и привело к тому, что сегодня на публичной кадастровой карте огромное количество «латентных» объектов недвижимости, которые фактически существуют, но на кадастровой карте их нет и правовым механизмом государственной защиты они не обеспечены. Нельзя не упомянуть и о том, что владельцы земельных участков ряда регионов страны столкнулись с такой ситуацией, когда по разным «техническим» причинам сведения об уточненных координатах поворотных точек участков из единого федерального информационного ресурса просто выпадали.

Государственный земельный контроль в стране осуществляется тремя никак не связанными друг с другом организациями — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзором) и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором). Основным объемом полномочий на проведение мероприятий государственного земельного надзора наделены органы Росреестра [3], но акты неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения выявляет и принимает по ним меры административного воздействия уже другой орган — Россельхознадзор [4]. Провести надзорные мероприятия земельных участков, принадлежащих субъектам предпринимательской деятельности, можно только при условии согласования таких мероприятий с прокуратурой [5]. Государственный земельный надзор рассматривается действующим законодательством, как отрасль административного права, имеющая побочное прикладное значение.

Для успешного функционирования системы кадастрового учета нужен орган государственной власти, наделенный полномочиями отслеживать соответствие сведений публичной кадастровой карты, со сведениями фактического состояния землепользования. В настоящее время эти функции вполне могли бы взять на себя органы государственного земельного надзора.

К слову, процесс раздачи «дальневосточных гектаров» выявил глобальную проблему – кадастровый учет, на сегодняшний день, проведен некачественно либо вообще не проведен.

С февраля этого года дальневосточная территория открыта для предоставления земельных участков всем гражданам Российской Федерации, 119-ФЗ «О дальневосточном гектаре» четко регламентирует правила предоставления этих участков, однако у местных жителей, есть вопросы, в которых самостоятельно разобраться не получается.

Мы взяли интервью у ведущего специалиста землеустроителя Хорского городского поселения Головченко С. Л., в ходе которого, получили ответы на интересующие нас вопросы.

Само принятие закона, по мнению специалиста, несколько преждевременно. Сначала нужно было провести качественную инвентаризацию всех земель, нанести на кадастровую карту, а затем уже вводить в действие сам закон.

На сегодняшний день возникает масса спорных ситуаций между потенциальными получателями «дальневосточного гектара» и местными жителями, из-за того, что последние, имея на руках правоустанавливающие документы, (право собственности на жилые дома, земельные участки), в свое время не предоставили их копии в администрации поселений. Соответственно, эти участки не были закрыты в региональной информационной системе и граждане РФ, находясь за пределами ДВ, видят на карте ФИС эти места свободными для предоставления.

При решении подобных споров претендентам на эти участки предлагается снять данное заявление, и даются рекомендации, где можно их разместить. Если претендент, все же, настаивает на предоставлении ему именно этого участка, то согласно ст. 7 119-ФЗ, ему приходится отказывать. Каждый местный житель, который до сегодняшнего дня не оформил земельный участок в аренду или собственность, а платит по фактическому пользованию, может взять его под «дальневосточный гектар». Однако рано или поздно приборное межевание нужно будет проводить.

Местные жители, не имеющие правоустанавливающих документов, на используемый земельный участок, преимущественных прав, при получении «дальневосточного гектара» не имеют. В данной ситуации работает принцип «кто раньше подал заявление».

Проверить же законность своего земельного участка в собственности можно на основании выписок из Единого государственного реестра недвижимости, (218 ФЗ «О кадастре и недвижимости»). Обращаться нужно в администрацию поселения, или за определенную плату (госпошлину) можно получить такую информацию самостоятельно в многофункциональных центрах (МФЦ).

Главный совет специалиста – это незамедлительно обратится в администрацию поселения, точно определить границы и оформить, если это необходимо, новые документы. Ситуации возможны самые разнообразные и общего шаблона на них нет. Общее правило для всех – это провести межевание земельного участка.

В связи с этим, местным жителям можно посоветовать следующее:

1. Наведите порядок в границах и правах на свой участок, здания и сооружения.

2. Будьте в курсе планов властей относительно вашего района и т.д. Это можно делать либо в местных СМИ, либо периодически делать запросы в местную архитектуру, либо самостоятельно отслеживать изменения в генплан и проекты планировки местности, где вы проживаете.

3. Удостоверьтесь в том, что в Едином государственном реестре прав указаны актуальные данные (адрес и телефон для связи с вами).

Так вы сможете избавить себя от значительной части проблем в том случае, если государство позарится на вашу землю.

Подводя итоги, мы делаем заключение, что основная цель исследования, выяснить смогут ли местные жители, фактически владеющие или использующие не имеющий границ участок, закрепить за собой право собственности на этот участок, в законном порядке – была достигнута. Относительно гипотезы исследования, состоящей в предположении о том, что местным жителям, фактически владеющим или использующим не имеющий границ земельный участок, будет предоставлена возможность законного оформления этого участка, однозначно сказать нельзя.

Если у местного жителя, фактически владеющего или использующего не имеющий границ земельный участок, есть правоустанавливающие документы на этот участок, ему будет предоставлено право оформить его в законном порядке. Однако если таких документов нет, и на этот земельный участок претендует потенциальный получатель «дальневосточного гектара» преимущественного права оформления участка у местного жителя не будет и данный участок придется отдать.

Спустя долгое время мы все равно приходим к тому, что с документами надо разобраться, ибо от них зависит все то, что нам принадлежит. Стоимость этих усилий в любом случае будет меньше стоимости проблем при изъятии имущества.

Литература:

  1. Газета Коммерсантъ. URL: http://rusrand.ru/ideas/dalniy-vostok-kak-nereshyonnaya-problema-rossii. – Загл. с экрана (дата обращения 21.02.2017).
  2. Федеральный закон РФ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) от 1 мая 2016 г. № N 119-ФЗ // Российская газета. с изм. и допол. в ред. от 28 декабря, 3 июля 2016 г.
  3. Федеральный закон № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», п. 9 ст. 22 // СПС «Консультант Плюс». (дата обращения 24.02.2017).
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001, п. 8 ст. 8.8, п. 1 ст. 23.15 // СПС «Консультант Плюс». (дата обращения 24.02.2017).
  5. Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п. 6 — 7.2 ст. 9, п. 5 ст. 10 // СПС «Консультант Плюс». (дата обращения 22.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): участок, земельный участок, законный порядок, государственный земельный надзор, граница, Дальний Восток, кадастровый учет, местный житель, Российская Федерация, Федеральная служба.


Задать вопрос