Теоретические знания по физической культуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 18.12.2017

Статья просмотрена: 7154 раза

Библиографическое описание:

Серебрянская, О. Д. Теоретические знания по физической культуре / О. Д. Серебрянская, К. А. Забелин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47326/ (дата обращения: 17.10.2024).



Физическая культура в школе — общеобразовательный предмет, и наравне с другими дисциплинами содержание учебного процесса складывается из знаний, умений и навыков. Традиционно основное внимание на уроках уделяется умениям и навыкам. Сложнее дело обстоит со знаниями, с теорией.

Учитель призван раскрывать учащимся подлинный смысл физической культуры как средство, гармонического развития человека, организации здорового образа жизни, укрепления здоровья, подготовка к трудовой деятельности. Следовательно, учащимся необходимы теоретические знания, повышающие эффективность физических упражнений, и занятия по теории должны стать частью учебного процесса, основной формой которого является урок. Очень важно, чтобы теоретические сведения были естественной (а не привязанной искусственно!) составной частью уроков, давались, когда это необходимо и уместно.

Перед учителем возникает вопрос: каким должно быть содержание знаний как методически теорию вплести в канву урока?

Продолжительные наблюдения за учащимися на уроках физической культуры дают основание полагать, что ведущим мотивом в занятиях всё больше становится интеллектуальный интерес, который в большей мере развивается под воздействием теоретических знаний. Причем это свойственно всем классам, в том числе и в начальной школе.

Подбирая теоретический материал по физической культуре, нельзя не учитывать, что уровень знаний неодинаков: он растёт от класса к классу. Нельзя не использовать межпредметные связи, так как многие темы других предметов по своему содержанию достаточно тесно соприкасаются с темами нашего предмета.

Теоретические знания развивают познавательную активность у учащихся. Но в основном этот познавательный процесс проводится в форме лекций, очень монотонно и не интересно. Так как лекционные уроки не воспринимаются и в памяти у учащихся остаётся очень маленькая информация. Учащиеся начальной школы воспринимают информацию более яркую, краткую, красочную, интересную. Поэтому чтобы теоретические уроки проходили интересно, завлекательно, активно мы разработала для учащихся теоретические уроки с мультимедийным сопровождением.

В течении 45 минут даются не только теоретические знания, но также проверяются двигательные умения и навыки у детей. На уроках используется мультимедийное сопровождение, которое насыщенно интересной информацией, цветными картинками, загадками, тестами, музыкальным сопровождением, психологической релаксацией.

Эти уроки интересны и эффективны, хорошо воспринимаются учащимися в получении теоретических знаний о физической культуре.

I класс. Что нас окружает. Воздух и вода. Дом и школа. Основы здоровья. Режим дня. Утренняя гимнастика. Осанка. Правильная осанка, причины нарушения осанки.

Правильная осанка — это хорошие условия для работы внутренних органов (легких, сердца, печени, желудка, кишечника). Умение без особого напряжения удержать своё тело, сохраняя правильную позу, различных положениях: стоя, сидя, при ходьбе, во время игр. Умение ходить в строю, сохраняя правильную осанку. Осанка и походка (особое внимание обратить на выполнение команд «Смирно!» и «Вольно!». Упражнения с грузом (150–200г.) на голове (медленно присесть и встать; стоя на одной ноге, другую вперед, в сторону; ходьба боком по рейке гимнастической скамейки). Прыжки со скакалкой

(мягкое приземление).

II класс. Дом и школа. Режим дня и его значение для укрепления здоровья и успешной работы. Определение режимных моментов по часам. Правила личной гигиены. Основы закаливания. Привычка контролировать осанку в течение дня (сидя, стоя, при движении). Плоскостопие, его влияние на осанку (при плоской стопе ухудшается опорная функция ног, изменяется положения таза и позвоночника, снижается работоспособность, появляются отклонения в осанке). Упражнения, укрепляющие мышц стопы (предварительно разучить на уроке).

В режиме дня в физкультминутки необходимо включать для формирования осанки упражнения с грузом на голове (см. 1- й класс), упражнения для предупреждения плоскостопия. О физкультминутках надо говорить с учителями начальных классов и помочь им подобрать простые упражнения. По возможности чаще использовать ходьбу на носках, высоко поднимая колени, на пятках, на наружных сторонах стоп. Сидя, захваты сводами стоп обеих ног предметов и перестановка их влево и вправо.

III класс. Охрана здоровья человека. Режим дня школьника. Повторить и закрепить знания о правильной осанки. Место в режиме дня физических упражнений, формирующих правильную осанку. Особенно отметить, что все упражнения выполняются на обе стороны туловища, на обе конечности. Самоконтроль поведения. Самоконтроль двигательных умений. Самоконтроль самочувствия.

IV класс. Смежные темы других предметов: строение тела человека (общий обзор), скелет и осанка, значение правильной осанки, правильная поза при чтении и письме. Мышцы, их укрепление, значение физического труда и физической культуры для их укрепления мышц. Органы кровообращения, дыхания, пищеварения. Режим труда и отдыха определяют теоретические знания по физической культуре. Устранения вредных привычек: неправильно сидеть за столом, носить тяжести всегда в одной руке, спать на одном боку, стоя опираться на одну ногу. Выполнение физических упражнений, дома (утренняя гимнастика, физкультминутка, прогулка).

Тематическое планирование

Курс теоретических уроков по физической культуре 1–4 класс

Тема

Календарные

сроки

I

1–4 класс

В процессе урока

В течение всего курса начальной школы.

1

Как человек учился быть сильным и ловким.

2

Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы.

3

Дыхание — важнейшая функция организма. Учимся правильно дышать.

4

Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы)

5

Режим дня.

6

Олимпийские игры.

7

Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.

(основы закаливания)

8

Личная гигиена.

9

Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом.

10

Возможные причины травматизма при занятиях физической культурой и профилактика травматизма

11

Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и координация

движений.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, правильная осанка, режим дня, класс, урок, знание, начальная школа, упражнение, учащийся, личная гигиена.


Задать вопрос