Информационная безопасность детей в телекоммуникационных сетях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Строева, Ю. О. Информационная безопасность детей в телекоммуникационных сетях / Ю. О. Строева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50.1 (184.1). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47336/ (дата обращения: 18.12.2024).



Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей.

Наряду с полезной и необходимой информацией пользователи сталкиваются с ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контент. Порнография, терроризм, наркотики, националистический экстремизм, маргинальные секты, неэтичная реклама и многое другое — яркие примеры контента, с которым могут соприкоснуться дети и подростки.

За последние 20 лет в детской среде произошли серьезные изменения, связанные с неограниченной доступностью СМИ, средств мобильной связи и сети Интернет, поэтому в данной работе во -вторых, раскрыты проблемы информационной безопасности детей, в частности распространение вредоносной информации и опасные посягательства на личность несовершеннолетнего в сети, как кибербуллинг – подростковый виртуальный террор.

Исследование показало, что необходимо принять радикальные меры для обеспечения информационной безопасности детей в телекоммуникационных сетях при разумном и эффективном сотрудничестве общественных и государственных институтов, образовательных организаций и института семьи.

В настоящее время интернет играет важную роль в жизни каждого человека. Интернет постепенно проникает в каждую организацию, общественное учреждение, учебное заведение, в наши дома. Число пользователей Интернета в России стремительно растет, причем доля молодежи и, совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной паутины очень велика. Для многих, особенно молодых людей, он становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь.

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве.

ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определяет, что информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Законодательство устанавливает цели государственной политики в интересах детей. К ним отнесены: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации.

В своем нынешнем виде Интернет отражает все проблемы, с которыми сталкивается государство и общество сегодня. Проблемами информационной безопасности в телекоммуникационных сетях являются

1. Распространение вредоносной информации

2. Кибербуллинг

Интернет – это безграничный мир информации, который дает широкие возможности для общения, обучения, организации работы и отдыха и в то же время представляет собой огромную, ежедневно пополняющуюся базу вредоносной информации.

Вредоносная информация представляет собой недостоверную или умышленно искаженную информацию, направленную на разрушение общественного согласия, духовных и нравственных ценностей общества, а также возбуждение национальной и религиозной вражды, социальной розни. Вредоносная информация способна нанести существенный вред личности, обществу и государству.

Отсутствие исчерпывающего перечня запрещенной к распространению информации на практике создает ряд проблем. Например, возникают вопросы о том, можно ли привлекать к уголовной ответственности за репосты? В каком случае и какая именно информация в социальных сетях может считаться запрещенной и т. д.? В связи с этим эксперты предлагают законодательно закрепить условия привлечения к уголовной ответственности

Основные виды угроз, существующие в интернете для детей:

 Сайты, связанные с сексом. В интернете полно сервисов, где пропагандируют нездоровые сексуальные отношения: секс за деньги, разные развращения, гомосексуализм.

 Сайты, распространяющие информацию о запрещенных вещах и понятиях.

Сегодня все новые угрозы несут в себе возможности использования киберпространства террористическими организациями и различными экстремистскими группировками, осуществляющими через Всемирную сеть вербовку новых членов, в том числе в молодежной среде.

Игры. Во-первых, во многих играх присутствуют насилие, убийства. Во-вторых, игры начинают заменять реальный мир, что приводит к более серьезным проблемам – зависимость от компьютерных игр. Игровая зависимость являет собой форму сильной психологической привязанности к игре – в компьютерном варианте вплоть до желания жить в виртуальном мире. Возвращение в реальный мир связано исключительно с удовлетворением естественных потребностей, общение с живыми людьми сведено к минимуму.

 Форумы, социальные сети, сайты знакомств затягивают ребенка в виртуальный мир.

Социальные сети позволяют людям общаться друг с другом и обмениваться различными данными, например, фотографиями, видео и сообщениями. По мере роста популярности таких сайтов растут и риски, связанные с их использованием. Хакеры, спамеры, разработчики вирусов, похитители личных данных и другие мошенники не дремлют. Ни для кого не секрет, что в социальных сетях хранится много нежелательной информации: экстремистской информации, призывы к разжиганию национальной ненависти, порнография и т.п. Существует еще одна опасность – социальные сети становятся неизлечимой зависимостью. Люди перестают общаться в реальной жизни, превращаются в зомби.

 Мошенничество в интернете также является серьезной проблемой.

В последнее время все чаще встает вопрос о защите интересов детей в Интернете. Во многом это связано с участившимися случаями интернет-мошенничества, вовлечения подростков в совершение преступлений и склонения их к суицидам. Кибербуллинг – это относительно новое понятие, которое мы заимствовали у Запада вместе с социальными сетями и чатами.

Это одна из форм преследования, травли, запугивания, насилия подростков и младших детей при помощи информационно-коммуникационных технологий, а именно Интернета и мобильных телефонов. Террор в виртуальном пространстве имеет много форм проявления. Самая безобидная – шутки, приколы. На противоположной же стороне – мощное психологическое воздействие, приводящее к суицидам и смертям. Сегодня по всем регионам России активно распространяются интернет-игры «Синий кит» и «Тихий дом», в которые завлекают подростков. Участники групп в социальной сети «ВКонтакте» ведут игру в течение 50 дней, в 50 этапов. Конечная стадия игры, по словам экспертов, суицид - игрок (подросток) должен покончить жизнь самоубийством. По правилам игры, дети выходят в сеть в 4.20 утра и получают задания. Начинается все с малого: нарисовать синего кита на листке бумаги и т.д., затем требуют сделать рисунок на теле, который, как выясняется, подростки с помощью острых предметов карябают, обязательно причиняя себе боль. Причем, все это они должны продемонстрировать администраторам смертной группы.

Информация о том, что дети совершают самоубийства, став участником игры «Синий кит», поступают с различных уголков страны. По данным СМИ, с ноября 2015-го по апрель 2016-го года покончили с собой не менее 130 подростков, почти все из которых состояли в одних и тех же группах смерти в социальных сетях. С начала 2017 года Роскомнадзором было выявлено более 4 тыс. групп и личных страниц, содержащих информацию о способах самоубийств и призывов к их совершению.

Любой гражданин имеет право сообщить о суицидальном контенте в Роскомнадзор.

Законом предусмотрен слишком сложный механизм блокировки таких сайтов с запрещенной информацией направленной на склонение подростков к суициду.

На основании вышеизложенного считаю крайне важным:

 ввести в школах уроки медиабезопасности. Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества;

 увеличить число психологов в школах и других образовательных организациях, поскольку психологическая помощь для детей и подростков должна быть доступной;

 помимо государственных структур, привлечь к антисуицидальной профилактической работе, в том числе в социальных сетях, общественные объединения, духовенство, а также старшеклассников и студентов педагогических вузов;

 выступаю за привлечение к уголовной ответственности организаторов и модераторов электронных ресурсов в сети Интернет, включая сообщества в социальных сетях, деятельность которых связана с доведением до самоубийства и склонением к суициду несовершеннолетних;

 разработать Национальную стратегию по профилактике самоубийств.

Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.

Литература:

  1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 N 114-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  4. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Основные термины (генерируются автоматически): информационная безопасность детей, вредоносная информация, сеть, Интернет, ребенок, интерес детей, активное формирование, виртуальный мир, государственная политика, Российская Федерация.


Задать вопрос