Использование мультимедийных средств в процессе формирования хронологических представлений младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Синельникова, Д. А. Использование мультимедийных средств в процессе формирования хронологических представлений младших школьников / Д. А. Синельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50.1 (184.1). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47337/ (дата обращения: 16.11.2024).



Мудрее всего время, ибо оно раскрывает всё. Диоген Лаэртский

Общество, в котором мы живем, непрерывно меняется, предъявляя все новые требования к качествам человеческой личности. И, безусловно, процессы глобальной информатизации, не смогли не затронуть систему образования, которое ориентируется на активное освоение человеком способов познавательной деятельности и призвано сформировать умение ориентироваться в информации, способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников. Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основываются все школьное образование, в том числе, и историческое.

Развитие человеческого общества совершается во времени. Временная определенность является особенностью исторического факта (события, явления). Только определив время, можно установить связи изучаемого события с предшествующими и последующими, определить причины и следствия происходивших событий. Изучение истории требует умения представлять факты во времени. Даже яркие представления о прошлом, не связанные с представлением об определенном времени, лишены познавательной ценности и не являются знанием истории. Поэтому параллельно с формированием представлений о фактах у учащихся вырабатываются временные исторические представления, на основе которых усваивается хронология.

Именно в младших классах начинают свое развитие основные содержательные линии школьного исторического образования, а именно историческое время, – представляющее аспектный состав исторического знания, являющийся сквозным для всего предметного цикла. Не менее значимо усиление информационной насыщенности процесса обучения исторической пропедевтике за счет использования ИКТ, дидактических возможностей сети Интернет, что совершенно четко определено ФГОС НОО, который также определяет необходимость выработки у учащихся хронологических предметных умений: … «В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования: … – различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»».

Однако, анализ научной и учебно-методической литературы, позволяет сделать вывод о недостаточном методическом и учебно-методическом обеспечении процесса формирования хронологических представлений у учащихся начальных классов, учитывающего возрастные закономерности развития учащихся начальной ступени, их особенности и возможности. На основе вышесказанного можно выделить противоречие между требованиями к хронологическим знаниям и умениям учащихся начальных классов, информационному обеспечению процесса формирования хронологических представлений и недостаточностью методического обеспечения этого процесса, учитывающего возрастные особенности младших школьников.

Представления об историческом времени или хронологические представления – это представления о соотношении определенного исторического факта с определенным временем, представления о длительности и последовательности исторических событий и явлений, об отдаленности их друг от друга и от современности.

Формирование хронологических представлений осуществляется в рамках тематического блока «Счет лет в истории», которым в различных образовательных системах соответствуют темы: «Бесконечная река времени» «Когда и где?», «Человек в далёком прошлом» и другие. Данная тема изучается однократно; приемы изучения исторической хронологии традиционны и не отличаются многообразием; анализ учебно-методического аппарата учебников и рабочих тетрадей показывает, что систематическая работа по формированию хронологических представлений отсутствует.

Вместе с тем, эффективность формирования временных представлений напрямую зависит от систематического обращения к исторической хронологии и учета специфики восприятия исторического материала младшими школьниками, возможностями развития исторических представлений у детей этого возраста, обусловленных особенностями формирования хронологических представлений на уроках исторической пропедевтики.

 предпосылками для формирования представлений об историческом времени являются приобретенные знания учащихся о единицах измерения времени;

 учащиеся испытывают трудности при изложении событий в хронологической последовательности; при локализации их во времени, при определении периодизации событий;

 историческое время представляется для младшего школьника как прерывное (предстает из отдельных знаний об отдельных ярких событиях);

 исторические события рассматриваются младшими школьниками по аналогии с их жизненным опытом;

 для этого возраста особое значение имеют яркость, наглядность, образность подачи материала для его восприятия.

Эффективным приемом сопровождения интеллектуальной деятельности является работа младших школьников с виртуальной «лентой времени», которая, в отличие от традиционных бумажных и меловых, обладает большей наглядностью, интерактивностью, обладает высоким дидактическим потенциалом.

«Ленты времени» – это одни из интересных сервисов веб 2.0. Возможности лент времени позволяют существенно модернизировать учебный процесс, использовать активные методы обучения, чередовать индивидуальные, парные, групповые и коллективные формы работы. Из всего множества сервисов для анализа возможностей применения в образовательном процессе начальной школы мы выбрали наиболее простые в освоении: шаблон сайта ClassTools.net Timeline, TimeRime, Learningapps.org, Timetoast имеющие достаточный набор функций, помогающие создавать классические интерактивные ленты времени и ленты-презентации.

Использование виртуальной «ленты времени» в процессе работы с исторической хронологией было апробировано на базе МБОУ СОШ № 11 г. Хабаровска, реализующей интегрированный курс «Окружающий мир», входящий в образовательную систему «Начальная инновационная школа». В процессе деятельности по формированию хронологических представлений были использованы несколько вариантов работы с лентой времени:

 совместное создание интерактивной «ленты времени» в процессе изучения тем «Бесконечна река времени», «Что такое история?»;

 дидактическое сопровождение изучения тем, насыщенных датами и событиями, виртуальными «лентами времени», подготовленными учителем;

 использование виртуальной ленты времени при организации самостоятельной работы учащихся и организации проверочных работ.

Также, созданные нами «ленты времени» вошли в разработанный фрагмент рабочей тетради, обеспечивающий систематический и комплексный характер работы с содержательной линией «историческое время». (Рисунок 1) Во фрагмент рабочей тетради включены задания на уточнение понятий исторического времени, временных отношений, знакомство с единицами измерения времени и летосчислением; формирования навыков цифровой записи годов и веков, понятие о длительности и последовательности событий во времени, умения соотносить год с веком, работать с лентой времени. Разработанные задания соответствуют уровням сформированности хронологических представлений, расположены в представленном пособии в порядке усложнения, комплексно включены в диагностические проверочные работы, позволившие сделать вывод о положительной динамике развития хронологических представлений младших школьников, включенных в исследование.

Рис. 1. Фрагмент рабочей тетради «Историческое время» (выдержки)

Контроль уровня сформированности хронологических представлений осуществлялся в устной и письменной форме, фронтально и индивидуально, на разных этапах обучения и включал предварительный, текущий и тематический (итоговый) типы. Учащимся 4 класса была предложена самостоятельная работа в виде открытых заданий. Были даны понятия, определения которых нужно было вписать: «эпоха», «период», «век», «календарь» и др. Результаты проверки самостоятельной работы показали, что понятия, с которыми учащиеся познакомились на предыдущих уроках, в основном соответствуют первому типу усвоения.

Следующим этапом было проведение текущего контроля. Он был необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления его динамики, сопоставления реально достигнутых результатов с запланированными. Учащимся так же был предложен вариант письменной самостоятельной работы. Сюда были включены задания на знание понятий исторического времени, временных отношений, летоисчисления, умения работать с «лентой времени». Проведение заключительного этапа диагностики было осуществлено на завершающем этапе изучения курса исторической пропедевтики было, полученные результаты позволяют заявлять о повышении эффективности процесса формирования хронологических представлений младших школьников с использованием виртуальной «ленты времени».

Динамический анализ изменения уровня сформированности хронологических представлений фиксирует устойчивую тенденцию роста показателей (с низких показателей до высоких) и подтверждает гипотезу о том, что использование виртуальной ленты времени в процессе изучения курса исторической пропедевтики позволило достичь положительных изменений в процессе формирования хронологических представлений у младших школьников.

Таким образом, реализация в практике преподавания курса исторической пропедевтики в начальной школе системы заданий по работе с виртуальной «лентой времени», в том числе, включенных в предлагаемый фрагмент рабочей тетради, на наш взгляд, повышают уровень сформированности хронологических представлений младших школьников, что подтверждает гипотезу исследования, свидетельствует о достижении его цели.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587.

2. Кравцов, В. Г. Методика преподавания истории в начальной школе [Текст]/ В.Г Кравцов. – Москва: ВЛАДОС, 1985. − 115 с.

3. Миронов, А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах [Текст]/ А. В Миронов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. − 113 с.

4. Самкова, В. А. Окружающий мир [Текст]: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / В. А. Самкова, Н. И. Романова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 104 с.

5. Самкова, В. А. Рабочая тетрадь к учебнику В. А. Самковой, Н. И. Романовой «Окружающий мир» для 4 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / В. А. Самкова, Н. И. Романова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 80 с.

6. Онлайн-сервис. Создание мультимедийных интерактивных временных графиков [Электронный ресурс]/http://www.timetoast.com/

Основные термины (генерируются автоматически): представление, историческое время, историческая пропедевтика, рабочая тетрадь, время, историческая хронология, событие, школьник, исторический факт, начальная школа.


Похожие статьи

Использование информационных технологий (мультимедийные презентации) в образовательной деятельности дошкольников

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ

Использование продукционных баз знаний при разработке системы мотивации профессорско-преподавательского состава

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности

Похожие статьи

Использование информационных технологий (мультимедийные презентации) в образовательной деятельности дошкольников

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Использование развивающих игр в развитии пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста

Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ

Использование продукционных баз знаний при разработке системы мотивации профессорско-преподавательского состава

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности

Задать вопрос