Промышленность г. Комсомольска-на-Амуре в 1992–1999 гг. и ее влияние на социально-экономическое развитие города | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алеева, Д. Р. Промышленность г. Комсомольска-на-Амуре в 1992–1999 гг. и ее влияние на социально-экономическое развитие города / Д. Р. Алеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50.1 (184.1). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47342/ (дата обращения: 16.11.2024).



После распада СССР в 1991 г. начался новый период становления российской государственности. Он ознаменовался переходом к рыночной экономике. В рассматриваемый период был проведен комплекс экономико-политических реформ: либерализация цен и торговли, приватизация собственности. Последние привели к жесточайшему социально-экономическому кризису в стране. Возникла опасность коллапса всей государственной системы. Экономические трудности были обусловлены не только инициативой молодых реформаторов команды Б. Н. Ельцина, но и распадом союзного государства. Следствием распада стало разрушение связей между отраслями, регионами и отдельными предприятиями. Руководство уже в 1991 г. отказалось от снабжения Дальнего Востока продовольственными и материальными ресурсами за счет централизованных источников [1].

В настоящее время идет активный процесс восстановления промышленного потенциала Дальнего Востока. Правительством пристальное внимание уделяется г. Комсомольску-на-Амуре, его оборонно-промышленному комплексу. Поиск путей разрешения современной ситуации в промышленности города невозможен без обращения к историческому опыту реализации экономической политики РФ в период Ельцинских реформ, без учета опыта работы предприятий в кризисной ситуации.

Изучение опыта функционирования промышленных предприятий г. Комсомольска-на-Амуре в период 1992–1999 гг. позволяет также представить целостную картину политико-экономических процессов, происходивших в регионе и в стране в целом.

На основе изученных неопубликованные документов Комсомольского-на-Амуре городского архива: распоряжений и постановлений администрации города 1992–1999 гг. материалов о состоянии промышленности, сводок о социальной обстановке в указанный период, бухгалтерских отчетов, служебной переписки главы администрации города с региональными представителями, а также международных договоров о поставках товаров между предприятиями города было выявлено тяжелое состояние промышленности в период конца XX века на территории Дальневосточного региона, а также в г. Комсомольске-на-Амуре.

В ходе исследования был раскрыт процесс приватизации промышленных предприятий города, а также ее влияние на дальнейшее экономическое развитие. Было отмечено, что приватизация оказала крайне негативное воздействие на работу предприятий города, многие предприятия обанкротились, произошла резкая конверсия заводов, снизились объемы и темпы производства в несколько раз. Кроме того, было выявлено поэтапное влияние кризиса промышленного производства на социальное развитие города. Как показал анализ распоряжений, постановлений и других документов органов власти г. Комсомольска-на-Амуре [1], в городе образовалась нестабильная социально-экономическая ситуация, которая сопровождалась ростом уровня безработицы и обострением социального напряжения. В соответствии с этими проблемами, были исследованы экстренные меры местных органов власти, принимаемые для выхода из сложившейся ситуации.

К 1992 г. в Комсомольске-на-Амуре стабильно развивалась промышленность. Одним из самых главных промышленных предприятий города являлся Амурский судостроительный завод. Он закладывался как важнейшая крепость социалистической индустриализации Дальнего Востока и способствовал усилению обороноспособности страны. Эти задачи были возложены на него еще в далеком 1933 году, но до сих пор они являются крайне актуальными, что говорит о значительном вкладе этого предприятия в развитие промышленности не только города, но и региона в целом.

Активно развивалась социальная база завода, создан новый пионерский лагерь и база отдыха «Дельфин», туристическое судно «Георгий Седов», введена в эксплуатацию заводская свиноферма, кроме того строилось жилье для работников завода. Завод усиленно выпускал суда и корабли, ракетные оружия, радиоэлектронную технику, также осваивались новые виды товаров, например, в 1985 году начался выпуск мебели, объем которой к 1990 году вырос в 2 раза [2]. Кроме того, завод выпускал качественные стиральные машинки и кухонные наборы. Следует отметить, что с 1959 года завод был включен в список особо важных объектов СССР. Расцвет производства товаров народного потребления на заводе пришлось на середину 1980-х гг. [7]. На Дальнем Востоке Амурскому судостроительному заводу не было конкурентов. В целом, к началу 1990-х годов завод был довольно успешным и стремительно развивающимся предприятием.

Наравне с АСЗ существовал с 1936 года Аккумуляторный завод, который впоследствии был переименован в Электротехнический завод (ЭТФ). Он выпускал новые модели аккумуляторов, не имеющих аналогов нигде в России, выполнял как оборонные заказы, так и на свободный рынок. У завода были постоянные заказчики, такие как Федеральная пограничная служба, МВД, МЧС, «КамАЗ», «Газпром», «УралАЗ» и другие. Одним из главных преимуществ предприятия было то, что аккумуляторы Комсомольского-на-Амуре завода работали надежно в любых климатических условиях от минус 50 до плюс 60 [7].

Следует отметить, что Комсомольск-на-Амуре строился как главный опорный пункт обороны Дальнего Востока. С этой целью, правительство СССР приняло решение создать в городе комплекс оборонных заводов. На основе этого 2 октября 1938 года был создан Машиностроительный (в настоящее время «Амурлитмаш») завод, который должен был стать заводом-арсеналом Дальнего Востока [8]. Кроме того, на базе завода активно проводилось международное сотрудничество, так в 1989 году завод участвовал в международной выставке литейного оборудования в г. Дюссельдорфе (ФРГ), а в 1997 году уже существовало совместное российско-бельгийское предприятие «РОБЕМА» для обеспечения современного технического уровня выпускаемой продукции.

Немаловажным заводом в этот период было Комсомольске-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю. А. Гагарина (КнААПО), закладка первого камня которого состоялась 18 июля 1934 года [9]. В 1960-1970-е гг. завод выпускал первоклассные реактивные самолеты МиГ-15, которые прославили его далеко за пределами страны, он перевыполнял производственные планы. Кроме того, в этот период началось производство сверхзвукового самолета Су-7. После этого за успешное выполнение пятилетнего плана и организацию новой техники завод был награжден орденом Октябрьской Революции. У завода успешно были налажены международные поставки, так истребители МиГ-17Ф были отправлены в Египет и Алжир, более того была продана лицензия на производство этого самолета в КНР. Были экспортированы истребители-бомбардировщики Су-7БМ в Чехословакию и Польшу. В итоге к 1990 году было изготовлено для экспорта и поставлено в 18 стран более 2000 самолетов типа Су различных модификаций. Помимо основной продукции завод выпускал такие виды товаров как детские велосипеды «Космос», корпуса катеров «Амур», мебель, мотодельтапланы, аэросани, катера и другое, что говорит о процветании и динамическом развитии КнААПО к началу XXI века [7].

С изменением экономического и политического строя в стране в 1992 году вышел указ Президента РФ от 01.07.1992 г. за № 721 «О преобразовании госпредприятий в акционерные общества». После выхода этого документа стали создаваться рабочие комиссии по приватизации предприятий г. Комсомольска-на-Амуре. Так, 6 декабря 1993 года электротехнический завод (ЭТЗ) преобразуется в акционерное общество открытого типа АООТ «КЭТЗ». Общее собрание акционеров избрало генеральным директором предприятия В. И. Масевича [2]. Приватизация отрицательно сказалась на положении завода. Резко сократился государственный оборонный заказ. Например, по линии ВМФ, начиная с 1995 года завод не получал ни одного заказа на морские батареи. Из-за развала СССР сырьевая база оказалась за границей. Потребовались годы, чтобы наладить связи с поставщиками. Вместе с тем, сказался общий спад в экономике страны: предприятия разваливались, сокращали производство и поэтому резко снизился спрос на аккумуляторы. Кроме того, стали задерживать зарплату рабочим, либо выплачивать частями. Для того, чтобы выплачивать зарплату рабочим, приходилось менять аккумуляторы на рис, муку, масло. В связи с этим в мае 1997 года для выхода из тяжелейшей ситуации было решено поднять конкурентоспособность с помощью изготовления пластмассовых изделий (стаканы, тарелки, вилки, лотки, моноблоки и другие). Эта группа товаров сразу же подняла спрос на заводскую продукцию. Но, первый рост прибыли начался лишь к 2000 году.

В 1993 году был приватизирован завод «Амурлитмаш» и преобразован в открытое акционерное общество (ОАО) «Амурлитмаш». С этого года дела завода резко ухудшились. Резко снизилось количество заказов на выпускаемую продукцию. Если в 1991 году завод выпустил 680 единиц литейных машин, то в 1992 году их всего 131 единица. Большую часть производственных мощностей пришлось законсервировать, численность рабочих также пришлось сократить почти в 7 раз до 640 человек. Кроме того, были переданы на баланс города объекты социального значения. В целом, следует отметить, что с 1993 г. завод существовал в режиме выживания. И лишь только к 1997 году положение стало стабилизироваться, как раз в тот момент, когда было приостановлено падение объемов производства. К 1999 году произошел рост выпускаемой продукции по сравнению с предыдущим годом на 28 %. Завод обеспечивал продукцией и услугами, как г. Комсомольск-на-Амуре, так и весь Дальневосточный регион в целом [2]. Завод первым в городе газифицировал свое производство. Однако в рамках социально-экономического кризиса, принятые меры по снижению затрат на производство, расширению географических поставок продукции, освоению новых конкурентоспособных ее видов, а также увеличению объемов производства не смогли решить проблему финансового оздоровления предприятия.

Поспешная приватизация предприятий машиностроительной, металлургической, энергетической и других отраслей, пренебрежение собственным производителем, а также появившийся диктат собственников монополистов — все эти позиции нанесли непоправимый урон стране, в частности и дальневосточному региону.

В сложившихся условиях остро встала проблема продовольственного обеспечения городов региона. С кризисными явлениями столкнулся и г. Комсомольск-на-Амуре. В дальневосточном регионе были выявлены основные признаки продовольственного кризиса, такие как рост цен на товары народного потребления, снижение покупательской способности населения в связи с ростом безработицы и кризисом промышленных предприятий города. Граждане повсеместно теряли рабочие места из-за сокращений на промышленных предприятиях, банкротства организаций различной формы собственности. В магазинах произошла острая нехватка продовольственных товаров, что вынудило власть пойти на введение карточной системы. Произошла замены заработной платы на натуральный продукт, а точнее, граждане за свою работу получали товар, производимый на их предприятии. Так, например, из воспоминаний Алеева Р. Х. сборщика достройщика металлических судов цеха № 17 на АСЗ. Следует, что до 1991 года на заводе была стабильная достойная заработная плата, хорошие условия работы. Но в 1991–1992 годах все резко изменилось. Зарплату стали задерживать, либо выплачивать частями, а затем и вовсе выдавали продукцией производимой заводом (ложки, поварежки, вилки). Иногда выдавали китайскую тушенку, но это было редко. В итоге приходилось, обменивать кухонную утварь на продукты у знакомых и родственников, либо продавать. Кроме того, повсеместно началось сокращение штата. Так, например, принимали молодых специалистов в сентябре, а в ноябре-декабре они попадали под сокращение.

Таким образом, рассматривая развитие промышленности региона в период 1992–1999 гг. следует отметить, что, несмотря на ряд экономических трудностей, предприятия продолжали работать и налаживать международный контакт, регулярно происходил взаимообмен со странами АТР. Кризис 1998 года дал шанс отечественной промышленности набрать силу, отгородил ее от импорта и увеличил экспортные возможности. Оздоровилась и государственная политика, финансовый кризис заставил чиновников более ответственно относиться к бюджетному планированию. Малый бизнес осознал свою силу и стал развиваться в более крупные предприятия.

Литература:

1 Комсомольский-на-Амуре городской архив (КнАГА). Ф.39. Оп.1. Д.11. Л. 18–22.

2 Дрозд, Б. Д. Энциклопедия Комсомольск-на-Амуре, Север Хабаровского края, Восточный БАМ, Нижнеамурье / Б. Д. Дрозд, А. С. Семенов. — Комсомольск-на-Амуре: Амурская волна, 2004. — 429 с.

Основные термины (генерируются автоматически): комсомольск-на-амуре, завод, Дальний Восток, выпускаемая продукция, дальневосточный регион, предприятие, промышленное предприятие города, Амурский судостроительный завод, народное потребление, электротехнический завод.


Похожие статьи

История речного порта в г. Комсомольске-на-Амуре и его значение при реализации современных программ в развитии Дальнего Востока России

Рыночные отношения вузов в условиях социально-экономического развития региона

Развитие агропродовольственного рынка Казахстана и его влияние на продовольственную безопасность страны

Анализ видов и причин травматизма в машиностроительной отрасли г. Омска

Инвестиционная деятельность экономических субъектов и факторы, влияющие на ее развитие в регионах России

Структурные сдвиги в промышленности регионов Таджикистана и их влияние на экономический рост

Исторические и этнические особенности формирования рынка труда республики Тыва

Возникновение и развитие городского транспорта в г. Уфе и г. Стерлитамаке в 30-х гг. XX века

Влияние внешних и внутренних факторов рынка жилищно-коммунальных услуг на стратегическое развитие компании ООО «Интрэк» (Москва)

Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии Белгородской области

Похожие статьи

История речного порта в г. Комсомольске-на-Амуре и его значение при реализации современных программ в развитии Дальнего Востока России

Рыночные отношения вузов в условиях социально-экономического развития региона

Развитие агропродовольственного рынка Казахстана и его влияние на продовольственную безопасность страны

Анализ видов и причин травматизма в машиностроительной отрасли г. Омска

Инвестиционная деятельность экономических субъектов и факторы, влияющие на ее развитие в регионах России

Структурные сдвиги в промышленности регионов Таджикистана и их влияние на экономический рост

Исторические и этнические особенности формирования рынка труда республики Тыва

Возникновение и развитие городского транспорта в г. Уфе и г. Стерлитамаке в 30-х гг. XX века

Влияние внешних и внутренних факторов рынка жилищно-коммунальных услуг на стратегическое развитие компании ООО «Интрэк» (Москва)

Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии Белгородской области

Задать вопрос