К вопросу о диагностике интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста, имеющих стёртую дизартрию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Быцай, А. К. К вопросу о диагностике интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста, имеющих стёртую дизартрию / А. К. Быцай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50.1 (184.1). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47345/ (дата обращения: 19.12.2024).



Интонационно-выразительная сторона речи — это сложное, суперсегментное явление, которое делит речевой отрезок на смысловые части, охватывающее широкий спектр функций. Сегментная сторона речи включает в себя все сегменты речи — звук, слог, слово, предложение, таким образом, охватывая лексико-грамматическую и фонетико-фонематическую сторону речи. Надсегментной (суперсегментной) стороной речи принято называть совокупность таких единиц языка, как ударение, интонация и др. Особенностью надсегментных единиц принято выделять отсутствие материальной оболочки, их неделимость от процесса оречевления мысли. Таким образом, интонационно-выразительная сторона речи, являясь надсегментной, принимает участие в структуре всей речи.

Стёртая дизартрия — одна из сложнейших нозологических форм речевой патологии, в основе которой лежит микроорганическая патология головного мозга, следствием чего являются нарушения моторной реализации речевой функции, фонетико-фонематической стороны речи, а также просодии [4]. Стёртая дизартрия в структуре имеет ряд типологических нарушений просодии, включающих все компоненты интонации, вследствие чего актуальной проблемой становится вопрос диагностики интонационной стороны речи. У детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией можно отметить нарушения темпа речи. Е. М. Мастюкова в своей работе, посвященной речевым нарушениям детей с церебральным параличом, отмечает, что темп у детей со стёртой формой дизартрии чаще замедленный, встречаются даже случаи брадилалии, реже отмечается ускоренный темп или тахилалия [1]. Также интерес представляют исследования Л. И. Белюковой, указывающие на стойкость нарушения интонации, которые не предполагают спонтанного улучшения при взрослении ребенка с формами дизартрии, включая стёртую форму. Нарушения интонационной стороны речи затрагивают и общую выразительность речи, навыки воспроизведения и восприятия интонации.

При логопедической диагностике трудности вызывает дифференциация повествовательной и вопросительной интонационных структур вследствие нарушения процесса восприятия и различения интонации. Процесс самостоятельного воспроизведения интонационных структур менее нарушен, однако трудности встречаются в модулировании голоса, вследствие чего возможна неточность реализации интонации ребенком. Также можно отметить нарушение в восприятии ритмического рисунка высказывания, что определяет скандированность речи, монотонность. У многих детей наблюдается трудность восприятия изолированных и акцентированных ударов. Часто дети не испытывают критичность при выполнении заданий на исследование ритма. Чаще обследование логического ударения у детей со стёртой дизартрией представляется невозможным, так как они не различают акценты и не могут акцентировано произносить то или иное слово в предложении. Модуляции голоса по высоте и силе вызывают трудности, не удается интонировать гласные снизу вверх и сверху вниз. Встречаются сложности при попытках изменить силу голоса, так как диапазон тональности у детей со стёртой дизартрией располагается в пределах 3–4 тонов. При описании голоса используются следующие характеристики: слабый, истощаемый, немелодичный, прерывистый, что снижает внятность речи, особенно при увеличении речевой нагрузки [3].

В зависимости от формы стёртой дизартрии отмечаются частные особенности формирования интонационной стороны речи. Так, при стёртой форме псевдобульбарной дизартрии отмечается медленная речь, возможности воспроизведения, восприятия и дифференциации интонационных конструкций, для их выражения используется малый частотный диапазон. Голос характеризуется истощаемостью и хриплостью, вследствие нарушения вибрации голосовых связок. Акценты в высказывании расставляются ребенком неверно, часто встречается равноударность выделения ударения [2]. Интонационная сторона речи при стёртой форме бульбарной дизартрии характеризуется скандированностью речевого высказывания, речь сбивчивая, прерывистая. Голос напряженный, более экспираторный в начале фразы, чем в конце, неустойчивый по высоте.

Стёртая форма корковой дизартрии в симптоматике имеет нарушения громкости. Наблюдается невозможность ребенком говорить высоким голосом, характерно общее понижение громкости речи. Акцентуация в речи часто отсутствует, что связано с общей астенизацией организма ребенка. При стертых формах подкорковой дизартрии для интонационной стороны речи характерно колебание громкости вследствие дистонических проявлений мышечного аппарата. Речь прерывистая, аритмичная. Логическое ударение ребенком не выделяется. Голос часто хриплый, резкий. При смешанных формах стёртой дизартрии отмечается разнообразие нарушений интонации, темпа, ритма и других суперсегментных компонентов.

Проведенный краткий теоретический анализ диагностических аспектов свидетельствует, что для детей данной категории необходима качественная диагностика вследствие комплексного нарушения просодии.

В ходе теоретического анализа диагностических методик обследования интонационно-выразительной стороны речи нами было отмечено отсутствие комплексной методики, включающей в себя качественно-количественную оценку уровня сформированности просодии, вследствие чего, нами была предложены рекомендации по её оценке.

Обследование интонационной стороны речи детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией должно опираться на следующие принципы: 1) системного изучения ребенка, 2) комплексного подхода, 3) динамического изучения, 3) качественного анализа данных. Специалист в ходе работы должен опираться на знание зоны актуального и ближайшего развития ребенка, а также ведущего типа деятельности. Так как в дошкольном возрасте игра — ведущий тип деятельности, предложенные диагностические методики должны содержать элемент игровой деятельности. Педагогу важно обратить внимание, что работа по оценке просодии должна начинаться с дыхательных упражнений. Данное обследование дает возможность определить первичность нарушения дыхания и интонационной стороны речи. Так, часто при нарушении дыхания, вторичными нарушениями могут быть нарушения ритма. Далее необходимо оценить уровень сформированности восприятия всех компонентов интонационной стороны речи (ритма, темпа, логического ударения, тембра, паузации, мелодики). Данные, полученные в ходе оценки сформированности восприятия, позволят педагогу установить первопричину нарушений воспроизведения компонентов речи. Часто при нарушении восприятия интонационных структур у обследуемых детей нет возможности их воспроизведения вследствие нарушений их дифференциации при слуховом анализе. Далее следует переходить к анализу навыков воспроизведения компонентов просодии самостоятельно.

На основании описанных выше диагностических аспектов было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе МАДОУ «детский сад комбинированного вида № 209», медицинский центр «Неокортекс» г. Хабаровска, центр приемных родителей «Семья» на базе КГКУ «детский дом № 33» с. Тополево. В исследовании принимали участие 20 детей дошкольного возраста с неврологическим заключением стёртая дизартрия.

Проиллюстрируем результаты исследования на примере одного из респондентов. Кратко опишем анамнез ребенка.

Саша, 5 лет 9 месяцев. Заключение: Стёртая дизартрия, ОНР II-III уровень. В анамнезе задержка речевого развития, фраза к 2,5 годам, полиморфное нарушение звукопроизношения, в слоговой структуре отмечаются перестановки, элизии, объем словаря маленький, голос громкий, хриплый, назализованный. Речь быстрая, смазанная.

В ходе исследования у Саши отмечается низкий уровень сформированности интонационной стороны речи. При оценке дыхательной функции у ребенка отмечается верхне-ключичный тип дыхания, ассинхрония вдоха и выдоха, преимущественно ротовой вдох и выдох. Навык слухового контроля сформирован частично, Саша, в процессе обследования, выполнял задания на анализ собственной речи в случае акцентирования внимания эскпериментатором вариантов ответа, повторении инструкции, рассмотрения верных и неверных ответов на отвлеченных примерах.

В ходе оценки навыка восприятия Сашей был показан низкий уровень формирования данного навыка. Рассмотрим на примере восприятия ритма и интонационных конструкций. Саше было предложено задание определить количество ударов из серии простых ударов, серии акцентированных ударов, определить их качество. Так, Саша не выделял акцентированные удары, воспринимая их на одном диапазоне с тихими ударами, количество ударов в каждой пробе не соответствовало высказанным предположением ребенка. При обследовании восприятия типов интонации Саше в предварительной беседе объяснили, какие типы есть, какие знаки соответствуют тому или иному типу. Были предложены задания следующего плана: «Подними карточку с восклицательным знаком, когда услышишь, что я говорю удивленно, радостно», «подними карточку с вопросительным знаком, когда услышишь, что я задаю вопрос, и точку, если я говорю ровно, не изменяя свой голос». Все пробы были выполнены Сашей при многочисленном повторении инструкций, акцентированном, утрированном произнесении необходимых для правильного ответа фраз, а также активной помощи педагога. Все пробы при первом произнесении Саша обозначал как повествовательный тип интонации.

Модуляция голоса по силе и высоте для ребенка оказалась недоступна. Саша, при выполнении проб говорил на одном тоне, к концу высказывания голос затухал, истощался. При характеристике голоса можно использовать следующее описание: хриплый, частично назализованный, немодулированный, вследствие чего навык воспроизведения интонационных компонентов также нарушен.

Рассмотрим нарушения навыка воспроизведения у Саши на примере проб на воспроизведение логического ударения. Саше было предложено самостоятельно интонационно выделить слова или части высказывания в предложенных высказываниях. Со всеми пробами Саша не справился, фраза произносилась в повествовательной интонации, без модуляций, без акцентов, повторные инструкции, активная помощь, воспроизведение экспериментатором верного образца не помогли ребенку справиться с данным блоком.

Таким образом, теоретический и практический анализ аспектов исследования показал: интонация — сложная, надсегментная структура; стертая дизартрия — одна из наиболее распространенных речевых патологий. В структуре дефекта при стёртой дизартрии отмечается нарушение всех просодических компонентов. У детей со стёртой дизартрией можно выделить ряд типологических нарушений: 1) нарушение восприятия темпо-ритмической организации речи; 2) нарушение выделения в речи логического ударения в процессе самостоятельного воспроизведения и при восприятии на слух; 3) узкий диапазон доступных модуляций голоса по силе и высоте; 4) нарушения навыка дифференциации типов интонации; 5) нарушение формирования навыка воспроизводить ритмическую структуру, изменять темп речи, воспроизводить различные типы интонации; 6) недостаточная сформированность слухового контроля; 7) нарушения дыхательной системы, ассинхрония вдоха и выдоха.

Литература:

  1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2007. — С. 294–330.
  2. Лавская Н. С., Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей/ Н. С. Лавская, Т. П. Ковалёва // Молодой ученый. — 2014. — № 17. — С. 512–514.
  3. Ларина Е. А. Анализ особенностей интонационной стороны речи у детей с различными нозологическими формами речевой патологии / Е. А. Ларина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология — 2011 — № 4(7) — С. 169–172.
  4. Лопатина Л. В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина // Речевая деятельность в норме и патологии: Материалы межотраслевой научно-методической конференции. — СПб., 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): стертая дизартрия, интонационная сторона речи, ребенок, дошкольный возраст, логическое ударение, стертая форма, интонационно-выразительная сторона речи, II-III, модуляция голоса, фонетико-фонематическая сторона речи.


Похожие статьи

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

К вопросу о логоритмической диагностике детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

К вопросу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

К вопросу о методике использования тактильной книги на уроках английского языка в классе слепых и слабовидящих детей

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

К вопросу о формировании учебной терминологической лексики младшими школьниками с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

К вопросу о логоритмической диагностике детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

К вопросу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Теоретические основы развития фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

К вопросу о методике использования тактильной книги на уроках английского языка в классе слепых и слабовидящих детей

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

К вопросу о формировании учебной терминологической лексики младшими школьниками с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Задать вопрос