Темпы развития логистики в России значительно уступают странам Европы и США. Так, по итогам 2016 года Российская Федерация заняла 99 место [1] среди 160 стран мира в рейтинге Всемирного банка по уровню эффективности логистики (рис. 1).
Рис. 1. Рейтинг Всемирного банка по Индексу эффективности логистики, 2016 г. [2]
Наиболее проблемными направлениями развития логистики остаются таможенное оформление и состояние транспортно-логистической инфраструктуры (рис. 2).
Таможенный контроль характеризуется низким уровнем автоматизации, превалированием физического досмотра грузов, а также недостаточной эффективностью контрольных ветеринарных и фитосанитарных органов.
Рис. 2. Критерии России в индексе эффективности логистики, 2007 – 2016 гг. [1]
Что касается уровня развития инфраструктуры, то сегмент комплексных логистических услуг по складированию и дистрибуции составляет лишь 7 % в структуре отечественного рынка транспортно-логистических услуг. Причем основная доля сделок по аренде и покупке складских площадей (82,7 %) [3] приходится на гг. Москва, Санкт-Петербург, а также Московскую и Ленинградскую области.
В регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока практически отсутствует предложение складских помещений класса А+, А и В (современные складские здания с регулируемым температурным режимом, наличием погрузочно-разгрузочных площадок, площадок для большегрузных автомобилей, железнодорожной ветки и офисных помещений). Данные тенденции обусловлены структурой грузопотока, в которой преобладают сырьевые ресурсы и полуфабрикаты.
В тоже время, региональная экспансия и изменение формата международных и российских розничных сетей, а также опережающие темпы развития рынка интернет-торговли опосредуют спрос, как со стороны дистрибьюторов, так и ритейлеров на современную складскую инфраструктуру и комплексные логистические услуги в регионах.
В этой связи особую актуальность приобретают вопросы формирования оптимальной сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Анализ работ зарубежных и отечественных исследователей в области логистики не позволил выявить единый подход к трактовке термина «транспортно-логистический центр». В этой связи, предлагаем под ТЛЦ понимать комплекс свободных площадей транспортно-складской инфраструктуры, предназначенный для обеспечения мультимодальных перевозок, обработки различных категорий грузов, и имеющий для этих целей необходимое оборудование, специализированные площадки для осуществления погрузо-разгрузочных работ, для стоянки подвижного состава, операторами которых являются провайдеры логистических услуг, предоставляющие комплексный и/или интегрированный логистический аутсорсинг и использующие единую виртуальную платформу для решения логистических задач.
С целью определения территориального месторасположения ТЛЦ, был рассчитан индекс концентрации грузопотоков для 92 крупнейших городов России по объему грузоперевозок. Затем с помощью эконометрического моделирования были исследованы факторы, влияющие на вероятность «появления» ТЛЦ (среднегодовой объем перевозок, плотность сети автомобильных и железнодорожных путей сообщения в регионе, близость к морскому порту, численность населения и уровень ВРП). Экстраполяция полученных коэффициентов зависимостей на альтернативную выборку из городов, с наибольшим грузопотоком, позволила определить целесообразность создания ТЛЦ в каждом городе, также классифицировать их по 3 уровням.
Федеральные ТЛЦ будут располагаться в крупных городах, с численностью населения более 600 тыс. чел. и уровнем ВРП на душу населения более 300 тыс. р., характеризующихся наибольшей концентрацией грузопотоков – более 75 млн. т в год, а также значительным количеством направлений их распределения. Региональные ТЛЦ будут обеспечивать дальнейшее распределение федеральных грузопотоков в рамках зоны притяжения функционирования центра, в городах с численностью населения – от 350 до 600 тыс. чел., уровнем ВРП на душу населения от 200 до 300 тыс. р. и объемом грузопотоков – от 40 до 75 млн. т в год. Территориальные ТЛЦ будут обеспечивать распределение грузопотоков на локальной территории, с объем не более 40млн. т в год.
Учитывая приоритеты проводимой государственной политики по развитию российского Дальнего Востока (создание территорий опережающего социально-экономического развития, распространение режима свободного порта и т.д.), именно в данных направлениях прогнозируется увеличение грузопотока, что, как следствие, скажется на уровне загруженности объектов транспортно-логистической инфраструктуры. В этой связи предлагаем рассмотреть создание ТЛЦ на примере г. Хабаровска. Создаваемый объект будет относиться к классу "федеральных". Исходя из объемов и структуры существующих грузопотоков, предлагается выделение следующих функциональных зон: складские отапливаемые и холодные помещения, открытые складские площади, а также офисные помещения для размещения компаний-резидентов.
Основные параметры экономической эффективности реализации проекта представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Показатели экономической эффективности проекта
В результате проведенных расчетов дисконтированный срок окупаемости проекта составил 4,96 года.
Учитывая высокие капитальные затраты, наиболее оптимальным вариантом реализации проекта является применение механизма государственно-частного партнерства (табл. 1).
Таблица 1
Ключевые участники реализации проекта и их функциональная роль
Участники проекта |
Роль в проекте |
Государство (Правительство РФ, органы исполнительной власти) |
Лицензирование, государственные гарантии, контроль на протяжении срока реализации проекта, инвестирование |
Резиденты (экспедиторы, транспортные и стивидорные компании, складские операторы, отделы логистики производственных компаний, логистические провайдеры) |
Грузоперевозки, складирование, консолидация грузов, организация доставки по системе «от двери до двери», разработка оптимальных маршрутов движения, комплексные логистические услуги |
Управляющая компания ТЛЦ |
Предоставление в аренду территории, привлечение инвесторов, проектирование и развитие ТЛЦ, обеспечение безопасности, организация операционной деятельности, поддержание инфраструктуры |
Транспортная инфраструктура (портовые компании, контейнерные терминалы, телематическая платформа, сервисные компании, таможенные органы) |
Предоставление открытого доступа к транспортной и сервисной инфраструктуре |
Таким образом, создание транспортно-логистического центра в городе Хабаровск будет способствовать снижению логистических издержек производителей товаров, повышению качества оказываемых услуг за счет концентрации грузопотоков и организации их равномерного распределения, расширению номенклатуры логистических услуг, а также привлечению новых грузоотправителей и, в результате, повышению конкурентоспособности дальневосточного рынка транспортно-логистических услуг.
Литература:
- Logistics Performance Index // The world Bank. URL: http://lpi.worldbank.org/international/global/2016 (дата обращения: 25.04.2017).
- Richer Countries Score Better on Logistics // datawrapper.dwcdn.net. URL: https://datawrapper.dwcdn.net/6XK7o/5/ (дата обращения: 29.04.2017).
- Складская недвижимость России 2016 // kfcontent.blob.core.windows.net. URL: https://kfcontent.blob.core.windows.net/research/856/documents/ru/warehouse-market-reportregionsrus-short-4038.pdf (дата обращения: 02.05.2017).