Ключевые слова: парадигма, концепция, стратегия, педагогическая поддержка, сопровождение.
Становление в нашем обществе новой педагогической парадигмы, базирующейся на гуманистических идеалах, выдвинуло на наш взгляд, психолого-педагогическую помощь и поддержку как одно из основных понятий, которое выступает альтернативой абсолютизировавшейся старой авторитарной педагогикой категории педагогического требования. Необходимость защиты молодого человека от неблагоприятных факторов развития, в той или иной мере, затрагивалась педагогами-гуманистами И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, теоретиком свободного воспитания Л. Н. Толстым и др. Защищенность ребенка в коллективе отстаивали А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И. П. Иванов и др. Отдельные аспекты этой проблемы на Западе и в России рассматривались при анализе таких категорий, как психолого-педагогическая поддержка, помощь, забота, межличностные отношения, психологическая атмосфера коллектива, материальные, физические, нравственные условия развития личности. Необходимость введения категории психологической помощи и поддержки в теорию и практику образования базируется на нескольких основаниях: общенаучном, психологическом, физиологическом и собственно педагогическом [1].
«Концепция педагогической поддержки, развивавшаяся О. С. Газманом в 1990-е годы, стала одним из главных научно-практических приобретений и пространством споров в новой (российской) педагогической действительности. Идея педагогической поддержки состоит в возможности и необходимости специальной педагогической работы, направленной на развитие способности обучающегося решать свои жизненные проблемы, в другой терминологии, становиться субъектом (конструктивным активным началом) в отношении сложностей своей жизни» [2]. В «Толковом словаре» С. И. Ожегова читаем: «Поддержка — помощь, содействие»; происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений: — придержав, не дать упасть; — оказать помощь, содействие; — выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; — не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь» [3]. Существуют различные трактовки понятия педагогической поддержки, как у зарубежных, так и отечественных исследователей. Например, в Австралии — это помощь и содействие личности в положительных изменениях; в Англии — опекунство, пасторская забота, помощь в ситуации выбора; в Голландии — это психолого-педагогическая помощь ребёнку в учебном процессе и профессиональном выборе; в США — школьное психолого-педагогическое консультирование.
Отечественная наука рассматривает педагогическую поддержку в русле гуманистической парадигмы и характеризует как «технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как педагогическое сопровождение, процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология».
Предметом многих дискуссий остается вопрос о том, что «поддерживать» в растущем человеке. Авторы «Психологии человека» Е. И. Исаев и В. И. Слободчиков считают, что «поддерживать и развивать следует субъектность, то есть способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность (неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой)» [4].
Современные реформы затронули все стороны общества, в том числе систему профессионального образования. Вместе с позитивными переменами в образовании необходимо констатировать некоторые деструктивные явления: формальное отношение педагогов к своим обязанностям, низкий профессиональный статус, субъект-объектные отношения с обучающимися, работа на «показатели», приоритетное отношение к обучению и принижение значения воспитания в формировании личности обучающегося.
Стратегия педагогической поддержки выступает важным ориентиром современного образования, который связан с практическим воплощением положений о личностно ориентированном подходе в воспитании и обучении. Этим объясняется интерес к педагогической поддержке как необходимому компоненту образовательного процесса. Первоначальные исследования в области педагогической поддержки замыкались на проблемах ребенка и возможности их самостоятельного решения при условии поддержки взрослого. Проблемам педагогической поддержки посвящены многие исследования. Различные аспекты педагогической поддержки отражены в трудах Т. В. Анохиной, И. Г. Антиповой, А. Г. Асмолова, А. Ф. Березина, Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, И. В. Дубровиной, Н. Н. За-грядской, И. Б. Котовой, В. В. Кудряшовой, И. Е. Лилиенталь, Т. А. Строковой, Е. Н. Шиянова, Т. И. Шульги и др., в которых выявлены и установлены основные виды, способы, механизмы и условия оказания поддержки личностного развития учащихся в образовательном процессе. Однако выделение этой проблемы в отдельную независимую сферу целенаправленной педагогической деятельности и введение понятия «педагогическая поддержка» в научный обиход отечественной педагогики принадлежит О. С. Газману и его сотрудникам (лаборатория проектирования воспитательных систем ИПИ РАО), которые считали, что «педагогическая поддержка является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития человека».
Под «педагогической поддержкой» О. С. Газман понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [5].Существуют разные подходы к анализу данного понятия. Углубляя содержание понятия педагогическая поддержка, многие соратники О. С. Газмана непосредственно связывают его с понятием педагогическая помощь, педагогическое сопровождение. Под педагогической поддержкой они понимают «деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с жизненным и профессиональным самоопределением». В этом случае В. П. Бедерханова считает, что сущность «педагогической поддержки» шире, чем работа с «проблемой человека» и уже, чем принцип. Обращая внимание на специфичность педагогической поддержки, она даёт ей своё определение: «педагогическая поддержка — сложная, высокотехнологическая, специальная педагогическая (но психологоёмкая) деятельность, в основе которой лежит определённая парадигма. Это технология глубинных смыслов, рассчитанная на углубление гуманистического содержания и индивидуализации методов современного образования» [6].
По мнению Анохиной Т. В. «педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе — нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, в преодолении проблем самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности». Анохина Т. В. подчёркивает, что «помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т. е. поддерживается самодвижение, развитие самости, самостоятельности человека. Отсюда и основной пафос направленности поддержки и способов её осуществления — саморазвитие ребёнка».Седова Л. Н. и Штых И. В. рассматривают педагогическую поддержку как «особую, скрытую от глаз воспитанников позицию педагога, основанную на тесном взаимосвязанном и взаимодополняющем деятельностном общении, характерными признаками которого выступают:
‒ диалогичность во взаимоотношениях обучающихся и педагога;
‒ деятельностно-творческий характер взаимодействия;
‒ направленность на поддержку индивидуального развития личности;
‒ предоставление личности необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творческого выбора содержания и способов учения и поведения.
«…Существует несколько подходов и к пониманию сущности педагогического сопровождения, которое определяется как сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с обучающимися в процессе оказания им поддержки в личностном становлении, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней (М. И. Губанова, Л. Г. Тарита и др.); помощь воспитаннику в его личностном росте, установки на эмпантийное понимание обучающегося, на открытое общение (И. О. Карелина, Н. Л. Коновалова, Н. Г. Осухова); система деятельности педагога, направленная на приобщение обучающегося к социально-культурным и нравственным ценностям, на которые он опирается в процессе самореализации и саморазвития (В. А. Айрапетова, А. В. Мудрик, Т. Г. Яничева); как поддержка и развитие субъективной личности (Е. В. Бондаревская, А. В. Золотарев, В. В. Сериков, И. С. Якиманская). Мы рассматриваем педагогическую поддержку в контексте идей Е. А. Александровой, Н. Н. Михайловой, С. М. Юсфина, как процесс создания педагогом следующих условий: первичных (в том числе эмоционального фона) для того, чтобы учащийся в любой ситуации (учебной, жизненной) смог сознательно и самостоятельно осуществить адекватный выбор поведения, не противоречащий ни его личностно — значимым ценностям, ни культурным традициям; вторичных, чтобы обучающийся мог самостоятельно действовать сообразно ситуации этого выбора даже при встрече с каким-либо затруднением. Педагогическое сопровождение нами рассматривается как тактика педагогической поддержки, наряду с защитой, помощью, содействием и взаимодействием».
«Под педагогической поддержкой, как проблемой обучающегося в условиях образовательного учреждения, понимается процесс совместного определения со студентом его собственных интересов и путей решения проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности». Сама поддержка может рассматриваться нами как особая деятельность, которая отлична от процессов обучения и воспитания. Однако проблемы (трудности) не возникают сами по себе, а связаны с определенными процессами: обучением, воспитанием, развитием, социализацией, адаптацией. Промежуточные и конечные результаты педагогической поддержки будут обращены на эти процессы, и только по ним можно будет судить об эффективности деятельности педагога и обучающегося. Педагогическая поддержка не противостоит основным образовательным процессам, а дополняет их, находится внутри них, усиливает их. Если представить воспитательно-образовательный процесс в образовательной организации схематично (рис.1.), то очевидно, что педагогическая поддержка — это не отдельный вид деятельности, а процесс, который гармонично включен в основные процессы образования.
Рис. 1. Структура образовательного процесса (по Колесникову)
«Педагогическая поддержка является основной функцией воспитательной системы. Само понятие функции означает роль, которую выполняет носитель деятельности. Функция системы воспитания заключается в реализации функций воспитания». В условиях нестабильности общества и неблагополучия социума функции системы воспитания имеют коррекционное направление, среди которых педагогическая поддержка имеет особое значение. С одной стороны, педагогическая поддержка как функция воспитательной системы предполагает выполнение действий по формированию соответствующих ей норм коллективной деятельности, созданию условий для адаптации и самореализации обучающихся, т. е. является целевой функцией. С другой стороны, педагогическая поддержка позволяет повысить показатели уровня воспитанности обучающихся, повысить эффективность самого процесса воспитания, успешность воспитательной системы в целом, т. е. является процедурной функцией воспитательной системы. Включение педагогической поддержки в систему воспитания ВПО представляется значимым и необходимым не только в связи с задачами повышения профессиональной подготовки специалистов, но и с решением приоритетной задачи воспитания молодежи — созданием условий для развития, саморазвития и самореализации личности. Безусловно, педагогическая поддержка является принципом воспитательной системы. Востребованность педагогической поддержки в рамках системы воспитания учреждения ВПО выражается в повышении «вовлеченности» студентов в работу по осуществлению научно-исследовательской деятельности; в снижении конфликтности в образовательном процессе; в росте удовлетворенности общением, в общей тенденции снижения проблем, связанных с адаптацией студентов первых курсов к обучению в колледже и выпускных курсов к профессиональной деятельности в период прохождения педагогической практики, включенности в активную социальную жизнь. В образовательном учреждении педагогическая поддержка является одновременно и функцией, и принципом воспитательной системы. Цель педагогической поддержки через призму педагогической практики высшего профессионального образования определяется в создании условий для проявления обучающимися активности и самостоятельности в решении собственных проблем.
Таким образом, объектом педагогической поддержки являются студенты, рассматриваемые в контексте социально-образовательной ситуации. Предметом педагогической поддержки является активность и самостоятельность студентов в решении собственных проблем. В ситуации педагогической поддержки и педагог, и студент являются субъектами, т. к. каждый из них проявляет себя, свой характер, свое отношение к людям и проблеме. Таким образом, в нашей статье мы рассмотрели педагогическую поддержку как актуальную современную парадигму.
Литература:
- Татарникова Нина Серафимовна «Деятельность педагога в условиях гуманизации образования» Журнал Вестник Череповецкого государственного университетаВыпуск № 2 (30) / том 2 / 2011 ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
- Социальное партнёрство: педагогическая поддержка субъектов образования Материалы IV Международной научно-практической конференции (г. Москва, 21–23 апреля 2016 г.)
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1978. — 699 с.
- Слободчиков В. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — 360 с.
5. Корнетов Григорий Борисович «80 лет со дня рождения Олега Семёновича Газмана» Историко-педагогический журнал Выпуск № 2 / 2016, ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
- Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребёнка // Классный руководитель. — 2011. — № 3. — С. 39–50.