Пояснительная записка
Модель образовательной деятельности: совместная коммуникативная деятельность педагога с детьми в деятельностно-игровой ситуации «Прогулка в парк».
Цель: Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения дома и в общественных местах.
Задачи:
– Учить детей правилам поведения в ситуации действий со стороны незнакомого взрослого пришедшего в дом.
– Закреплять представления детей о назначении светофора, его сигналов, о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зеленый сигнал светофора.
– Систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;
– Развивать навыки речевого общения, диалогической речи.
– Развивать психические процессы: логическое мышление, память, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание.
– Воспитывать желание высказывать свои мысли, не бояться отвечать на вопросы; сопереживать своим товарищам, спокойно относиться к их ошибкам.
– Воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности, умение доводить начатое до конца.
Характеристика группы:
Дети 5–6 лет. Дети общительны, легко идут на контакт со сверстниками и взрослыми. Познавательная активность детей развита в соответствии с возрастом. Большая часть группы обладает устойчивым вниманием, хорошей памятью, высокой познавательной активностью и развитым кругозором. В области знаний правил дорожного движения дети владеют необходимым лексическим и грамматическим минимумом, умеют использовать речевые образцы на практике, задавать простые вопросы и отвечать на них. Уровень развития группы высокий.
Достижение поставленных задач осуществлялось в основных видах детской деятельности: игровой (сюжетно-ролевая игра), коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), двигательной, трудовой.
При организации совместной деятельности педагога и детей использовались следующие образовательные технологии: здоровьесберегающая технология (обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе образовательной деятельности), игровая технология (формирование навыков безопасного образа жизни через сюжетно-ролевую игру), личностно-ориентированная технология.
Ресурсы: шапочки (маски) козлят, кукла «Мама Коза», кукла «Красная Шапочка», вывеска на доме с адресом, дорожный знак «Пешеходный переход», игрушечный светофор, обручи, парные картинки с изображением дорожных знаков, 2 жезла, 2 разрезанных изображения светофоров, кукла инспектора дорожного движения, план — карта улицы.
Предварительная работа: чтение сказки «Волк и семеро козлят», беседы по ПДД, изучение правил дорожного движения, чтение художественных произведений, рассматривание картин о дорожных знаках, о светофоре, дидактические игры по ПДД, создание игровых проблемных ситуаций и моделирование выхода из них.
Ход педагогического мероприятия
Психолог обращается к детям.
— Давайте вспомним сказку,
А может, и не сказку,
Простой типичный случай
Из жизни городской,
О том, что помнить нужно,
О правилах дорожных,
Когда шагаешь в садик
Или идёшь домой.
Возьмём сюжет известный,
Из сказки интересной:
Кто к семерым козлятам
Стучался в дом родной…
Раз, два, три — повернись и в козленка превратись!
Психолог себе и детям надевает шапочки (маски) козлят.
— Наша мама ушла в магазин за молоком, мы остались одни.
Звучит веселая музыка, козлята приплясывают.
Раздается стук в дверь (запись звука «Стук в дверь»).
— Кто там?
— Это я, серый волк (запись «Песня волка»)
— Ребята, помните, что случилось с козлятами в сказке, когда они окрыли дверь волку? (Ответы детей)
— А мы будем открывать дверь незнакомцу? (Нет, ответы детей)
— Почему нельзя открывать дверь незнакомцу? (Ответы детей)
— Прогоним волка. Твой голос на мамин совсем не похож, уходи волк, мы тебя не пустим.
Волк уходит.
Звучит веселая музыка, козлята приплясывают.
Раздается стук в дверь (запись звука «Стук в дверь»).
— Кто там?
— Это я, Красная Шапочка, впустите меня.
За ширмой находится Красная Шапочка (кукла).
— Друзьям можно открывать дверь? Почему?
— Да, можно.
Открывается дверь, появляется Красная Шапочка.
Приглашает на прогулку в парк
— Пойдемте со мной погуляем в нашем парке.
Дети соглашаются.
Вместе с психологом вспоминают правила поведения на улице.
— Уходя из дома, давайте вспомним наш домашний адрес. Улица Сосновая, дом 2. Все запомнили, повторите.
Козлята с Красной Шапочкой выходят из дома.
— Чтобы нам попасть в парк нужно перейти дорогу. Как правильно перейти дорогу с большим потоком машин?
— По пешеходному переходу. (Выслушиваются все варианты ответов детей)
— А еще нужно посмотреть на сигнал светофора. Какие цвета у светофора и что они обозначают? (Ответы детей).
— Идти нам можно на зеленый сигнал светофора. Посмотрите, как раз зажегся зеленый цвет и нам можно перейти дорогу.
Дети с психологом переходят по импровизированному пешеходному переходу.
— Вот мы и дошли до парка. Сколько тут интересных аттракционов.
Игра «Гараж»
Содержание: на площадке раскладываются обручи (гаражи для машин). Дети — водители машин. Общее количество машин должно быть на 1 больше числа гаражей. Дети ходят по площадке под звуки музыки, изображая передвижение на машинах. Как только музыка закончится, все бегут к гаражам и занимают место для своей машины (один гараж — одна машина). Оставшийся без места выбывает из игры.
Игра «Найди пару»
Играющим раздаются карточки с изображениями дорожных знаков. Не разговаривая, каждый должен найти себе пару, то есть партнера с такой же картинкой. Пары становятся в круг, и каждая пара рассказывает, что обозначает их дорожный знак.
Игра «Собери светофор»
Командам вручается жезл и объясняется задание: каждый участник команды должен участвовать в сборке светофора. В двух коробках находятся разрезанные изображения светофоров. По сигналу участники команд подбегают к коробкам, вынимают из коробок элементы разрезанной картинки, возвращаются на место, передавая жезл следующему, каждый следующий участник берет из коробки другой элемент, продолжая сборку светофора. Побеждает команда, раньше и без ошибок закончившая сборку.
— Как интересно мы с вами поиграли, но нам пора возвращаться домой. Ой, посмотрите, уже стемнело, да и Красная Шапочка ушла к своей бабушке. Как же нам вернуться домой? (Ответы детей).
— Ребята, мы же знаем свой домашний адрес. Давайте спросим у инспектора как дойти до нашего дома.
Один ребенок спрашивает у инспектора дорожного движения как пройти по адресу. Дети вместе рассматривают карту безопасного маршрута движения к дому.
— Выходим из парка, переходим дорогу на зеленый сигнал светофора, поворачиваем направо и вот мы добрались до дома. Мама нас уже ждет.
— Давайте расскажем маме Козе, где мы были? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
Мама коза угощает козлят молоком
— Теперь давайте встанем в круг, возьмемся за руки и закроем глаза. Посылаем друг другу «ручеек радости», чтобы у вас всегда было хорошее настроение, вы не забывали о правилах поведения дома и в общественных местах и о правилах дорожного движения.
— Наша сказка закончилась. Раз, два, три повернись и в ребят обратно превратись.
Психолог снимает шапочки (маски) козлят.
Литература:
- Аудиозапись «Стук в дверь» http://muz-color.ru/?s=Стук+в+дверь
- Аудиозапись «Песня волка» http://poiskm.net/show/волк %20и %20семеро %20козлят
- Танец козлят http://muz-color.ru/?s=веселая+музыка
- Подвижные игры http://ped-kopilka.ru/blogs/melnikova/podvizhnye-igry-po-pravilam-dorozhnogo-dvizhenija-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
- Знаки дорожного движения http://detsad-kitty.ru/art/demo/58215-dorozhnye-znaki-v-kartinkax.html План — карта улицы http://karta-show.livejournal.com/69427.html