В статье рассмотрена характеристика малых городов, развитие транспортной сети с указанием последних вариантов маршрутов двух городов. Предложена новая схема организации регулярных пассажирских перевозок.
Ключевые слова: пассажирские перевозки, малые города.
Среди малых городов принято выделять следующие типы: города-местные центры, города-спутники и города-специализированные центры. В подавляющем большинстве малых городов, автобус является единственным видом общественного городского пассажирского транспорта. Главными недостатками существующей организации перевозок пассажиров автобусами в малых городах являются: низкое качество и не эффективная работа муниципальных перевозчиков из-за недостатка мотивации их работы; отсутствие организации перевозок на убыточных маршрутах; отсутствие инвестиционных возможностей для обновления ПС; переизбыток транспортных услуг на прибыльных маршрутах; отсутствие координации работы перевозчиков различных форм собственности; неудовлетворительное состояние инфраструктуры маршрута; резкое ухудшение экологии и снижение безопасности на обслуживаемых маршрутах.
Характеристика маршрутной сети в работе рассматривается на примере двух малых городов Дубовки и Ахтубинска.
Численность населения Дубовского района 29,8 тыс. человек, в том числе в г. Дубовка проживает 14,3 тыс. человек (сельского населения — 52,2 %, городского — 47,8 %). Ахтубинский район является самым большим в Астраханской области. Численность населения Ахтубинского района 65,2 тыс. человек. В городских условиях (г. Ахтубинск, рабочие посёлки Верхний Баскунчак и Нижний Баскунчак) проживают 74,68 % населения района. Динамика изменения численности населения г. Дубовки и г. Ахтубинска представлена на рис.1.
Маршрутная сеть характеризуется такими показателями как, длина маршрутов, время работы автобусов на маршрутах, интервалы движения автобусов, регулярность движения автобусов, время простоя на остановочных пунктах маршрута, расстояние перегонов между остановочными пунктами, техническая скорость подвижного состава по перегонам и др. В результате проведенных исследований были определены и проанализированы показатели маршрутов.
Рис. 1. Динамика изменения численности населения
Основной целью оптимизации транспортной системы малых городов является популяризация городского транспорта и создание благоприятных условий для отказа от личного автомобиля. На рис. 2 представлена маршрутная сеть г. Дубовка и г. Ахтубинск. Количество рейсов из г. Дубовка на пригородных и сельских маршрутах сокращается. Стоимость проезда по сельским маршрутам за рассматриваемый период значительно возрастает (на некоторых маршрутах в два раза). Данная ситуация накладывает негативное влияние на подвижность и уровень жизни населения.
В сложившейся ситуации необходимы совместные усилия специалистов-транспортников и региональных органов управления, которые должны быть направлены на создание таких моделей функционирования транспортного комплекса и его развития, в которых бы сочетались национальные интересы, интересы регионов, автотранспортных предприятий и населения. [1] Эффективность пассажирских перевозок может быть повышена при организации управления перевозок с использованием системного подхода.
В соответствии с новым ФЗ № 220 АТП, выполняющие регулярные перевозки пассажиров должны предоставление уполномоченному органу исполнительной власти ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по установленной форме и в определенные сроки. АТП должно обеспечить осуществление диспетчерского управления движением автомобильного транспорта, осуществляющего регулярные перевозки, и контроля за регулярностью его движения с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и передачу данной информации уполномоченному органу исполнительной власти области. Для координации пассажирских перевозок необходимо создать единый диспетчерский пункт управления общественным пассажирским транспортом. [2] Планируется, что оперативная информация будет поступать в единую диспетчерскую службу региона.
Рис. 2. Маршрутная сеть г. Ахтубинск и г. Дубовка
Основное назначение программного комплекса АСУ — централизованное автоматизированное диспетчерское управление процессом перевозок пассажиров на городских, пригородных и междугородных маршрутах различных видов транспорта. В системе на основе использования спутниковой навигации (ГЛОНАСС, GPS) и сотовой связи комплексно решаются основные задачи автоматизированного управления процессом пассажирских перевозок: оперативное планирование, контроль, регулирование, учет и отчетность. Контроль за работой автобусов на линии является ключевым этапом, от которого зависит качество обслуживания пассажиров. Автоматизированная система управления разрабатывается с учетом особенностей бизнес-процессов организации пассажирских перевозок. Технические и технологические решения в предлагаемом комплексе «М2М-Регион Пассажирские перевозки» являются типовыми, построены на базе действующих отраслевых и региональных нормативно-правовых и методологических документов по пассажирским перевозкам. При внедрении АСУ в малых пассажирских АТП возможно осуществить информирование пассажиров о продолжительности ожидания маршрутных транспортных средств. Особенно это актуально для остановочных пунктов, удаленных от места проживания населения, до которых пассажирам приходится преодолевать дополнительные расстояния. Установка данного комплекса позволит упростить обмен данными с центральной диспетчерской службой (ЦДС).
На основе проведенного анализа было предложено совершенствование организации работы малого пассажирского АТП [6, 7]. Была модернизована схема регулярных пассажирских перевозок, выполняемых ПС предприятия (рис.3). Предложена концепция работы предприятия в единой системе с центральной диспетчерской службой.
Рис. 3. Блок-схема осуществления регулярных пассажирских перевозок, выполняемых ПС малым пассажирским автотранспортным предприятием
Была разработана блок-схема осуществления регулярных пассажирских перевозок, выполняемых ПС малым пассажирским автотранспортным предприятием. На основе проведенного анализа было предложено совершенствование организации работы малого пассажирского АТП. Была модернизована схема регулярных пассажирских перевозок, выполняемых ПС предприятия. [3]
Применение логистического подхода к организации перевозки пассажиров позволяет системно решать многие задачи функционирования транспортного комплекса. В том числе позволяет найти решения, в которых сочетаются национальные интересы, интересы регионов, автотранспортных предприятий и пассажиров. Для повышения эффективности и системной устойчивости предоставляемых услуг при перевозке пассажиров должна быть обеспечена максимальная координация и интеграция всех этапов перевозочного процесса пассажиров. В результате внедрения предложенных мероприятий в организацию работы малого АТП получим более качественное обслуживание пассажиров и более эффективное функционирование рассматриваемой транспортной системы.
Литература:
- Эффективность городского пассажирского общественного транспорта: монография / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, А. В. Куликов, А. А. Сериков; ВолгГТУ. — Волгоград, 2002. — 256 с.
- Куликов, А. В. Место пассажирского автотранспортного предприятия в единой системе с центральной диспетчерской службой / А. В. Куликов, А. Н. Кашманова, Р. Я. Кашманов // Глобализационные процессы в условиях современности: профессиональный взгляд: межвуз. сб. науч. тр. по итогам IV-IX всерос. электрон. науч.-практ. конференций, проводимых I Российским порталом электронных конференций / редкол.: Е. Г. Попкова (отв. ред.) [и др.]; АНО «Ин-т научных коммуникаций. — Волгоград, 2016. — C. 106–109.
- Куликов, А. В. Функционирование пассажирского автотранспортного предприятия в единой системе учёта и мониторинга перевозочных процессов с применением принципов интегрированной логистики / А. В. Куликов, А. Н. Кашманова, Р. Я. Кашманов // Проблемы функционирования систем транспорта: матер. всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных (20–22 декабря 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / отв. ред. А. В. Медведев; ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный ун-т». — Тюмень, 2016. — C. 209–215.