Здравоохранение как объект правового регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 20.12.2017

Статья просмотрена: 3543 раза

Библиографическое описание:

Святова, Д. Г. Здравоохранение как объект правового регулирования / Д. Г. Святова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47390/ (дата обращения: 18.12.2024).



Общественные отношения в сфере здравоохранения регламентированы различными отраслями права. Так, например, статья 41 Конституции Российской Федерации устанавливает право на охрану здоровья, а также гарантию его реализации [1]. Кроме того, в значительной степени общественные отношения в сфере здравоохранения урегулированы Трудовым кодексом Российской Федерации, который наряду с общими нормами регулирования труда устанавливает особенности регулирования труда медицинских работников [2].

Также стоит отметить, что не оставляет без внимания здравоохранение в сфере правового регулирования и отрасль гражданского права. Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, определяют порядок предоставления медицинских услуг платного характера, а также этим нормативных актом регламентирован порядок возмещения вреда, причиненного в результате оказания платных медицинских услуг коммерческими медицинскими организациями [3].

Также нормы о здравоохранении содержит Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором регламентированы условия наступления уголовной ответственности за причинение вреда, который был причинен здоровью [4]. Также стоит отметить, что нормы о здоровье содержаться в семейном праве, жилищном праве, экологическом праве. В связи с тем, что здравоохранение выступает объектом правового регулирования многих отраслей права, многими авторами предлагается выделить отдельную отрасль права — медицинское право, в котором отразить единое понятие здравоохранения. Такой точки зрения придерживается М. Н. Малеина [5].

Но самая главная роль отведена административному праву, поскольку именно его нормы регламентируют порядок доступа к медицинской деятельности, а также порядок лицензирования и осуществления контроля профилактической и медицинской помощи, регулирование и организация процесса оказания медицинской помощи, а также многие иные вопросы. На сегодняшний день законодательная база административного права в сфере здравоохранения весьма обширна. В Главе 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) регламентированы условия наступления административной ответственности при нарушении законодательства в сфере здравоохранения [6].

В административном праве на федеральном уровне произведена градация полномочий между органами исполнительной власти, которые осуществляют регулирование в области здравоохранения, а также была произведена градация полномочий между уровнями власти в регионах и органами власти на федеральном и региональном уровнях. Административной реформой также было уделено внимание области здравоохранения, основной целью которой была реализация программы модернизации здравоохранения, повышения ответственности за оказание медицинской помощи, перераспределение медицинских организаций, медицинской помощи по уровням финансирования и управления [7].

Особое место в регулировании здравоохранения на сегодняшний день отведено различным целевым программам в сфере здравоохранения, которые представляют собой комплекс мероприятий, которые позволяют более эффективно решать социально — значимые проблемы в области охраны и восстановления здоровья граждан Российской Федерации в целом и по отдельности. Назначение этих целевых программ заключается в том, чтобы удовлетворять определенные потребности населения — улучшение здоровья населения, а также улучшение работы медицинских организаций.

Стоит отметить, что административно-правовое регулирование является составной частью государственного регулирования, который, в свою очередь, относится к элементам понятия «государственное управление». В юридической литературе неоднократно высказывались точки зрения о том, что между государственным управлением и государственным регулированием отсутствуют принципиальные отличия по целевому назначению [8].

Регулирование представляет собой непременный элемент государственно-управленческой деятельности, непрерывно связано с осуществлением функции государства и понимается учеными как один из видов государственной деятельности. Управляя, государство регулирует, а регулируя — управляет. В целом, государственное управление более широкое понятие в сравнении с государственным регулированием.

В рамках административного права под государственным управлением следует понимать реализацию основанной исключительно на законе исполнительными органами государственной власти исполнительно-распорядительных функций в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка в других областях [9].

Следовательно, государственное управление рассматривают как вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть, и в рамках этой деятельности в связи с процессами, происходящими в обществе и государстве, на первый план выдвигается функция государственного регулирования, основными элементами которой являются: нормативное регулирование посредством установления общих правил, государственная защита прав и интересов субъектов общественных отношений, обеспечение правовой основы их деятельности, контроль исполнения правовых норм.

В последнее время также неоднократно высказывались мнения о необходимости исключить или как можно больше ограничить государственное управление. Но следует отметить, что его полностью устранить невозможно, без управления со стороны государства не обойтись, поскольку именно посредством управления осуществляются основные социальные задачи государства.

Здравоохранение на современном этапе развития общества занимает особое место. Его проблематика на протяжении довольно длительного времени занимала умы многих ученых, не утрачивало свою актуальность как в теоретическом, так и в практическом плане, что обусловлено ориентацией современного общества на главные ценности индивида — здоровье и жизнь, которые неотъемлемым образом связаны со здравоохранением.

Здоровье граждан служит наиболее ярким и всеобъемлющим показателем условий и качества жизни. Поэтому интерес к проблемам здоровья постоянно растет. Изучение общественного здоровья стало объектом интересов экономистов, врачей, политологов, иных специалистов. Здравоохранение призвано обеспечивать гарантии прав граждан на здравоохранение, сохранение, охрану и восстановление здоровья. Система здравоохранения представляет собой не только совокупность лечебно-профилактических учреждений — оно тесно связано с экологией, охраной труда, социальной сферой. В связи с этим многие ученые и практики одной из важнейших функций здравоохранения называют поддержку и восстановление индивидуального и общественного здоровья населения страны.

Обществом здравоохранение воспринимается как неотъемлемая составляющая уровня и качества жизни, играющая важную роль в экономическом развитии государства, обеспечивающая воспроизводство и качество трудовых ресурсов, создающая базу для устойчивого социально — экономического роста. В условиях предстоящих преобразований системы здравоохранения Российской Федерации крайне актуальной остается проблема поиска модели национальной системы здравоохранения, адекватной современным реалиям общества. Прежде всего, необходимо условно охарактеризовать сегодняшнее состояние отечественной системы здравоохранения с точки зрения объективной реальности, не позволяющей на данном этапе развития общества и государства реализовывать желаемые принципы маркетинговых отношений в условиях формирующегося рынка медицинских услуг.

Таким образом, под административно-правовым регулированием в сфере здравоохранения следует понимать совокупность организационно-правовых норм и механизмов государственных органов административно-правового характера, направленных на координацию деятельности по обеспечению мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического характера, основным назначением которых является сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2017) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 256.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2001. 31 декабря. № 256.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. 28.03.2017) // Российская газета. 1994. 08 декабря. № 238–239.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Российская газета. 1996. 25 июня. № 118.
  5. Малеина М. Н. Человек и медицина в современном праве. М.: ПРАВО, 1995. С.5.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195 — ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Российская газета. 2001. 31 декабря. № 256.
  7. Ефремов Д. В. К вопросу о правовом регулировании здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2012. № 6. С. 7.
  8. Глущенко А. Н. К вопросу об административно-правовом регулировании здравоохранения в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. № 29. С. 93.
  9. Чех О. И. Вопросы правового регулирования в сфере здравоохранения // Вопросы современной юриспруденции. 2013. № 27. С. 13.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь, государственное управление, государственное регулирование, здравоохранение, административно-правовое регулирование, градация полномочий, особое место, правовое регулирование.


Задать вопрос