Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений дополнительного образования позволяет удовлетворять запросы детей, используя потенциал их свободного времени. Занимаясь в творческих объединениях, клубах, студиях, учебных группах и других коллективах, школьники, как правило, приобретают знания и развивают навыки в интересующем их виде деятельности.
В связи с модернизацией образовательной системы встала проблема комплексного решения вопросов обучения, развития и воспитания ребёнка. Наш меняющийся мир трудно определить, одним словом. Сегодняшние проблемы подростков — принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости. Путь к познанию себя лежит и через познание других людей. В какой мере человек принимает и включает мир в себя, в такой степени он открывает себя людям, а значит, создаёт видение своей уникальности и неповторимости, открывает для себя своё «Я».
Одним из способов познать себя и мир вокруг себя — включиться в активную деятельность. Примером такой деятельности является метод социальных проектов.
В основе метода проектов лежит:
‒ развитие познавательных интересов, умений и навыков обучающихся;
‒ умение ориентироваться в информационном пространстве;
‒ умение самостоятельно конструировать свои знания;
‒ умение интегрировать знания из различных областей наук;
‒ умение критически мыслить.
Метод проектов всегда ориентировался на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут занятия до нескольких недель, а иногда и месяцев). Как правило, метод проектов, в том числе и социальных, предполагает:
‒ обязательное наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;
‒ практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
‒ самостоятельную деятельность участников проекта;
‒ структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
‒ использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Таким образом, социальный проект — это пусть маленький, но тщательно просчитанный и продуманный шаг вперёд в решении конкретных проблем, в данном случае социальных. Это возможность в ходе движения вперёд остановиться и посмотреть назад, вперёд, по сторонам, чтобы проанализировать, в правильном ли направлении сделан шаг, чтобы откорректировать направление движения дальше, чтобы увидеть и привлечь к сотрудничеству тех, кто заинтересован в решении проблемы. Проект реализуется не ради самого себя, а ради решения конкретной проблемы.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса общественной жизни школы, микрорайона, города, области, страны. Чаще тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний обучающихся из разных областей наук. То есть практически достигается интеграция знаний. Использование метода социального проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, с одной стороны, но с другой — предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание приёмов, форм и средств обучения. Для этого педагогу — руководителю проекта необходимо: владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать самостоятельную исследовательскую работу обучающихся; уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя своим авторитетом; устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя обучающихся на поиск решения поставленной проблемы; уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики проекта.
Диапазон опыта. Разумеется, надо понимать, что нельзя в один день начать сразу заниматься проектом. Обучающиеся должны быть готовы к предстоящей работе над проектом: они должны знать и уметь использовать на практике основные методы исследования (поиск источников информации, сбор и обработка данных, видение и выдвижение новых проблем и т. д.); владеть коммуникативными навыками; уметь самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения проблемы. Следует добавить обязательность выполнения заданий в точно указанные сроки, взаимопомощь в работе, равноправие и свободное выражение мыслей и точек зрения, уважение чужого мнения. Если мысленно обратиться к модели выпускника, которая достаточно четко и ярко создана в каждом образовательном учреждении, то можно увидеть, что использование метода социального проектирования способствует формированию качеств, определяющих эталон выпускника учреждения. И действительно, работая над проектами, обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания и использовать их для решения той или иной проблемы; приобретают коммуникативные навыки, работая в разнообразных группах и исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и др.), знакомясь с разными точками зрения на одну проблему; овладевают практическими навыками исследовательской работы.
Обычно каждый проект есть результат совместных скоординированных действий педагога — руководителя проекта и обучающихся — разработчиков и исполнителей, так как: педагог помогает обучающимся в поиске источников информации; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет обучающихся, стимулирует их активность; поддерживает непрерывную обратную связь.
Таким образом, в проекте ценен не только и не столько результат, здесь ценен в большей мере сам процесс. Ведь участие в проектировании, а особенно в социальном проектировании, активизирует деятельность обучающихся, так как оно позволяет им учиться на собственном опыте и опыте в конкретном деле, приносит удовлетворение от результатов собственного труда.
Степень новизны настоящего опыта заключается в том, что метод социального проектирования — альтернатива малопродуктивным, назидательным формам работы с детьми, это прекрасное и весомое дополнение к традиционным формам обучения и воспитания. В своей деятельности, вот уже на протяжении 3 лет, используем следующие по типологии проекты:
‒ исследовательские социальные проекты, требующие хорошо продуманной структуры проекта, его целей, социальной значимости и актуальности для всех его участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
‒ творческие социальные проекты, как правило не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается по ходу работы, возможно лишь планировать результат (выпуск газеты, создание фильма, экспедиция и др.);
‒ игровые социальные проектытакже не имеют четко структуры, она остаётся открытой до окончания проекта; участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, имитирующие социальные или деловые отношения;
‒ информационные социальные проектыизначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, ситуации, а анализ и обобщение этих фактов предназначены для широкой аудитории; структура такого проекта может быть обозначена как цель проекта, его актуальность, методы получения и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, корректировка), результат (статья, реферат, доклад, видеофильм и др.), презентация (публикация, обсуждение, пресс-конференция и др.);
‒ практико-ориентированные социальныепроектыотличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта, причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы участников (проект закона, программа действий, документ, газета, фильм и др.); такой проект требует тщательно продуманной структуры, четкого определения функций каждого участника и участия каждого в оформлении конечного продукта; очень важна координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных или индивидуальных усилий в подготовке и организации презентации конечных результатов, возможных способов их внедрения в практику, и в оценке проекта.
Ко всем социальным проектам независимо от их типа предъявляются четкие требования: направленность на решение конкретной проблемы; строгие временные рамки начала и конца работы над проектом; социальная значимость и актуальность проекта; реалистичность проекта.
Литература:
- Кон, И. С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление.- М., 1989.
- Ильчиков, М.З., Смирнов Б. А. Социология воспитания.- М., 1989.
- Лисовский, В. Т. О чем спорят старшеклассники. — М., 1990.