Особенности реализации интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» в процессе познавательной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 20.12.2017

Статья просмотрена: 766 раз

Библиографическое описание:

Малинкина, А. В. Особенности реализации интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» в процессе познавательной деятельности / А. В. Малинкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47405/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются проблемы реализации интеллектуальных операций в процессе познавательной деятельности человека. Приводятся основные понятия интеллектуальных операций, а также классификации, в частности, обозначаются следующие блоки: а) интеллектуальные операции в восприятии и памяти; б) интеллектуальные операции в предметно-практическом мышлении; в) интеллектуальные операции в мышлении в понятиях; г) интеллектуальные операции в метаинтеллектуальных процессах. Исследуется специфика интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение». В заключении автором отмечается, что «классификация» и «обобщение» — это одни из важнейших способов восприятия информации в обучении.

Ключевые слова: интеллектуальные операции, развитие мышления, классификация, обобщение, психические действия, механизмы познания, познавательные процессы.

The article deals with the problems of realization of intellectual operations in the process of human cognitive activity. The basic concepts of intellectual operations are given as well as classifications, in particular, the following blocks are designated: a) intellectual operations in perception and memory; b) intellectual operations in object-practical thinking; c) intellectual operations in thinking in terms; d) intellectual operations in metaintelektualnym processes. Specificity of intellectual operations «classification» and «generalization» is investigated. In conclusion, the author notes that «classification» and «generalization» — this is one of the most important ways of perceiving information in learning.

Keywords: intellectual operations; development of thinking; classification; generalization; psychic actions; mechanisms of knowledge; cognitive processes.

Сегодня все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с исследованием особенностей реализации интеллектуальных операций в процессе познавательной деятельности человека. Это обуславливается целым рядом факторов: во-первых, недостаточной научной разработанностью вопросов; во-вторых, важностью исследования принципов овладения интеллектуальными операциями в процессе познавательной деятельности. Кроме того, происходящая сейчас смена парадигмы психологических исследований (которые приобретают все более антропоцентрический и, в связи с этим, междисциплинарный характер [1, с. 10–19]), приводит к качественному изменению методики изучения проблем интеллектуального развития. Методика становится более содержательной и емкой; начинает вбирать в себя знания, связанные не только с проблемами развития интеллектуальных способностей личности, но и с обширным кругом представлений о «человеческом факторе», о различных сферах деятельности человека, а также о социальных, культурных и пр. явлениях, определяющих успешность овладения интеллектуальными операциями [4, с. 5–18]. Что, естественно, ставит данные вопросы в ряд наиболее актуальных.

Изучением особенностей реализации интеллектуальных операций в процессе познавательной деятельности занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Особый интерес вызывают работы Ливио Антонио да Сильвы [4], А. В. Руденской [6], Л. В. Черемошкиной [8], В. Д. Шадрикова [9; 10; 11], Е. В. Шороховой [12] и др. Однако, с точки зрения комплексного анализа, особенности реализации интеллектуальных операций рассмотрены недостаточно полно, в свою очередь, это обуславливает необходимость проведения более глубокого анализа, а также выбор предмета настоящей статьи — специфика реализации интеллектуальных операций (на примере операций «классификация» и «обобщение»). Цель статьи — рассмотреть особенности реализации интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» в процессе познавательной деятельности.

Прежде всего, отметим, что в основе интеллектуальных операций лежат осознанные психические действия, которые направлены на познание и разрешение задач, стоящих перед человеком [9, с. 3–15]. Данные действия включают в себя механизмы не только функционального (восприятие, память и др.), но и операционного характера («познавальные действия» и др.). Так, по мнению О. Зельца, существует несколько главных интеллектуальных операций, разные комбинации которых позволяют формировать методы решения задач (каждая из главных операций, в свою очередь, включает в себя несколько частных). К основным операциям Зельц относит: дополнение комплекса, абстракция, репродукция сходства [3, с. 47–49]. В. Д. Шадриков, в свою очередь, предлагает к рассмотрению классификацию интеллектуальных операций по психическим процессам. Все операции делятся на четыре блока [9, с. 72–77]:

‒ Интеллектуальные операции в восприятии и памяти (в него входят: установление ассоциаций, структурирование перцептивных действий, мнемические действия (группировка, классификация, систематизация, аналогии, перекодирование, повторение) и др.);

‒ Интеллектуальные операции в предметно-практическом мышлении (в него входят: предметное манипулирование, сопоставление, сравнение, анализ, синтез, обобщение, выяснение функционального значения и др.);

‒ Интеллектуальные операции в мышлении в понятиях (в него входят: анализ, абстрагирование, интеллектуализация понятий, сопоставление, раскрытие отношений, обобщение, классификация, систематизация, определение, рассуждение, умозаключение, обоснование, категоризация, кодирование и др.);

‒ Интеллектуальные операции в метаинтеллектуальных процессах (в него входят: формирование гипотезы, принятие решения, планирование, программирование, контроль, понимание, выяснение значений и смыслов, интерпретация, аргументирование и др.).

Каждый блок интеллектуальных операций имеет свою специфику, например, операции в предметно-практическом мышлении отличаются от операций в мышлении в понятиях, прежде всего, по типу явлений, к которым они прилагаются (по предмету мышления). Иными словами, интеллектуальные операции, которые представлены в блоке предметно-практического мышления, будут входить и в состав блока операций мышления в понятиях [9, с. 76–78]. В свою очередь, интеллектуальные операции основных психических процессов будут включаться в состав метаинтеллектуальных операций.

В большей степени нас интересуют такие интеллектуальные операции, как «классификация» и «обобщение». Так, «классификация», по мнению ряда ученых, является мыслительной операцией, которая основана на систематизации соподчиненных понятий той или иной области знания или деятельности человека, и которая позволяет организовать взаимосвязь между имеющимися у человека понятиями [5, с. 211–237]. Понятиями в данном случае являются вербальные и невербальные значения и символы. Успешное овладение классификацией определяется наличием навыков человека находить и выделять аналогичные признаки у разных объектов, предметов, явлений [11, с. 25–36]. Навыки владения такой интеллектуальной операцией, как «классификация» позволяет человеку упорядочивать и эффективно использовать знания и умения.

В частности, в учебной деятельности, например, для учеников младших классов, приобретенный навык интеллектуальной операции «классификация» помогает научиться [6, с. 191–193]:

‒ Решать задачи, выходя за конкретные схемы решения;

‒ Использовать мышление для достижения определенных целей;

‒ Использовать языковые возможности для выражения мыслей;

‒ Владеть системой символов и использовать их при необходимости;

‒ Владеть системой планирования деятельности;

‒ Использовать систему перехода внешних действий на внутренние.

Интеллектуальная операция «обобщение» представляет собой операцию, которая формируется на основе объединения предметов или явлений по общим, знакомым ранее признакам. Как отмечает Г. А. Суворова, такой тип операции, как «обобщение» является методом нахождения общих признаков, свойств объектов и их объединение в одну группу [7, с. 11–16]. В свою очередь, И. В. Дубровина, изучая операцию «обобщение», предлагает исходить из признаков обобщения [2, с. 237–244]:

‒ общих, как сходных признаков (на основе внешних сходств, сходств по форме и объему);

‒ общих, как существенных признаков (усложненные обобщения по различным признакам).

Таким образом, эффективно реализоваться данные операции могут посредством школьного обучения (хотя на сегодняшний день все же формированию интеллектуальных операций уделяется очень мало времени; к сожалению, современная система образования нацелена, прежде всего, на получение конечного результата обучения, чем на процесс развития этого навыка [10, с. 98–116]). «Классификация» и «обобщение» — это одни из важнейших способов восприятия информации в обучении. Формировать операции познавательной деятельности необходимо специально, уделяя отдельное время в учебном плане. Следует также отметить, что данные интеллектуальные операции определяют уровень владения знаниями, а также указывают на то, какие операции в конкретный период времени необходимо применять в обучении.

Литература:

  1. Дорфман Л. Эмпирическая психология. Исторические и философские основы // Учебн. пособ. для бакалавр. и специалитета. — М.: «Юрайт», 2017. — 102 с.
  2. Дубровина И. В. (ред.) Практическая психология образования // Учебн. пособ. для ВУЗов (4-е изд.). — СПб.: «Питер», 2004. — 592 с.
  3. Зельц О. Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. // Сборник «Психология мышления». — М.: «Астрель», 2008. — с. 47–49.
  4. Ливио Антонио да Сильва. Развитие рефлексии как условие овладения интеллектуальными операциями // Диссер. … кандид. психолог. наук. — М., 2010. — 187 с.
  5. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. — М.: «Синтег», 2007. — 668 с.
  6. Руденская А. В. Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация» как операционные механизмы мышления — познавательной способности младшего школьника // Молодой ученый, 2016. — № 7.6. — С. 191–193.
  7. Суворова Г. А. Методика психологической классификации учебных задач в целях консультирования по проблемам обучения // Психологич. наука и образование, 2003. — № 2. — С.11–16.
  8. Черемошкина Л. В. Психология мнемических способностей // Диссер.... докт. психолог. наук. — Ярославль, 2000. — 587 с.
  9. Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции // Монография. — М.: «Логос», 2006. — 108 с.
  10. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. — М.: «Аспект Пресс», 2007. — 328 с.
  11. Шадриков В. Д. О системе интеллектуальных операций в структуре способностей и интеллекта // Акмеология, 2014. — № 1. — С. 25–36.
  12. Шорохова Е. В. (ред.). Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. — М.: «Наука», 1966. — 298 с.
Основные термины (генерируются автоматически): операция, познавательная деятельность, предметно-практическое мышление, интеллектуальная операция, особенность реализации, процесс, действие, классификация, познавательная деятельность человека, способ восприятия информации.


Похожие статьи

Развитие интеллектуальных операций мыслительных способностей младшего школьника в учебной деятельности

В данной статье мы рассматриваем, как в учебной деятельности развиваются интеллектуальные операции мыслительных способностей младших школьников.

Интеллектуальные операции как операционные механизмы аттенционных способностей в учебной деятельности младших школьников

В статье рассматривается внимание как познавательная способность, раскрывается содержание операционных, функциональных и личностно-регулирующих механизмов интеллектуальных операций, представлены результаты эмпирического исследования.

Уровень развития интеллектуальных операций у младших школьников

В статье рассматриваются интеллектуальные операции (анализ, обобщение и классификация), раскрывается содержание операционных, функциональных и личностно-регулирующих механизмов интеллектуальных операций, представлены результаты эмпирического исследов...

Специфика формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления человека

В данной статье рассматривается проблема формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления. Актуальность выбранной темы обуславливается целым рядом факторов, в т. ч.: необходимостью более глубокого изучения принципов развития интелл...

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Формирование профессиональной компетентности будущего педагога посредством использования технологии коллективной мыслительной деятельности (КМД) на занятиях педагогики

В статье рассматривается технология коллективной мыслительной деятельности (КМД) на занятиях педагогики в высших образовательных учреждениях, направленная на организацию взаимодействия обучаемых в познавательном процессе и создании такой социальной и...

Слагаемые успеха во внеурочной проектно-исследовательской деятельности

Данная статья посвящена проблемам поиска слагаемых успеха во внеурочной деятельности в условиях ведения работы по интеллектуально-познавательному направлению. Научно-познавательная деятельность по химии — в структуре курса пропедевтики, которую автор...

Самообразование как неотъемлемый компонент непрерывного образования: механизмы формирования самообразования

Рассмотрена идея непрерывного образования. Непрерывное образование включает в себя не только собственно образование, но самообразование. На формирование потребности в самообразовании влияет ряд факторов, но прежде всего семья. Показаны механизмы стан...

Похожие статьи

Развитие интеллектуальных операций мыслительных способностей младшего школьника в учебной деятельности

В данной статье мы рассматриваем, как в учебной деятельности развиваются интеллектуальные операции мыслительных способностей младших школьников.

Интеллектуальные операции как операционные механизмы аттенционных способностей в учебной деятельности младших школьников

В статье рассматривается внимание как познавательная способность, раскрывается содержание операционных, функциональных и личностно-регулирующих механизмов интеллектуальных операций, представлены результаты эмпирического исследования.

Уровень развития интеллектуальных операций у младших школьников

В статье рассматриваются интеллектуальные операции (анализ, обобщение и классификация), раскрывается содержание операционных, функциональных и личностно-регулирующих механизмов интеллектуальных операций, представлены результаты эмпирического исследов...

Специфика формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления человека

В данной статье рассматривается проблема формирования интеллектуальных операций в процессе развития мышления. Актуальность выбранной темы обуславливается целым рядом факторов, в т. ч.: необходимостью более глубокого изучения принципов развития интелл...

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

Методы формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения

Данная работа посвящена изучению методов формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы в процессе обучения. В работе представлен обзор научных и практических исследований в данной области, приведены конкретные п...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Формирование профессиональной компетентности будущего педагога посредством использования технологии коллективной мыслительной деятельности (КМД) на занятиях педагогики

В статье рассматривается технология коллективной мыслительной деятельности (КМД) на занятиях педагогики в высших образовательных учреждениях, направленная на организацию взаимодействия обучаемых в познавательном процессе и создании такой социальной и...

Слагаемые успеха во внеурочной проектно-исследовательской деятельности

Данная статья посвящена проблемам поиска слагаемых успеха во внеурочной деятельности в условиях ведения работы по интеллектуально-познавательному направлению. Научно-познавательная деятельность по химии — в структуре курса пропедевтики, которую автор...

Самообразование как неотъемлемый компонент непрерывного образования: механизмы формирования самообразования

Рассмотрена идея непрерывного образования. Непрерывное образование включает в себя не только собственно образование, но самообразование. На формирование потребности в самообразовании влияет ряд факторов, но прежде всего семья. Показаны механизмы стан...

Задать вопрос