Использование национальных, региональных и этнокультурных данных при составлении задач по математике в 5–6 классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 24.12.2017

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Дубровская, А. Н. Использование национальных, региональных и этнокультурных данных при составлении задач по математике в 5–6 классах / А. Н. Дубровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47408/ (дата обращения: 16.11.2024).



Президент РФ В. В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» подчеркнул, что для нашей страны — с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур — национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер... Гражданская задача образования, системы просвещения — дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа». [4]

Использование национально-регионального компонента на уроке математики позволяет конкретизировать числовой материал, лучше представить его, формирует вычислительные навыки, познавательный интерес не только к математике, но и к другим предметам разных областей знаний, любовь к малой родине, чувство патриотизма и гордости за место где мы живем.

К урокам математики даю нестандартное домашнее задание детям (найти какие-то географические данные нашего региона, сведения о Хакасии и составить задачу). Задания, которые могут быть включены в различные этапы урока, при изучении таких тем, как «Обозначение и запись натуральных чисел», ««Арифметические действия с натуральными числами», «Проценты».

При изучении темы «Чтение и запись натуральных чисел» (5 класс).

Прочтите текст и запишите цифрами числа из текста.

  1. Самый крупный заповедник республики Хакасия — «Хакасский», занимает площадь двести шестьдесят семь тысяч пятьсот шестьдесят пять гектар.
  2. Дата образования республики Хакасия — третье июля одна тысяча девятьсот девяносто первого года.
  3. Территория республики — шестьдесят одна тысяча пятьсот шестьдесят девять квадратных километров, а население Хакасии — пятьсот тридцать семь тысяч шестьсот шестьдесят человек.
  4. В тысяча девятьсот семьдесят девятом году открыт кукольный театр «Сказка».
  5. Длина реки Абакан выражена числом, в котором пять сотен один десяток и четыре единицы километров.
  6. Общая протяженность рек в республике Хакасия выражена числом, в котором восемь единиц четвертого класса.
  7. В Хакасии пятьсот озер и триста двадцать четыре реки.
  8. Глубина Саяно-Шушенского водохранилища двести двадцать метров, площадью шестьсот двадцать один квадратный километр.
  9. Протяженность железных дорог в республике — шестьсот сорок три километра, сухопутных — двести девяносто километров.
  10. Флора Хакасии включает одну тысячу пятьсот двадцать шесть видов растений.
  11. Количество стран, в которые Хакасия экспортирует свою продукцию равно двум единицам второго класса и пяти единицам первого класса. Запишите это число. [1, с. 48]

«Сложение и вычитание натуральных чисел» (5 класс)

  1. Хакасский кукольный театр «Сказка» был открыт в 1979 году, а краеведческий музей на пол века раньше. В каком году жители Хакасии впервые посетили музей?
  2. Используя следующую таблицу, составь и реши различные задачи.

Озера Хакасии [3, с. 76]

Название

Площадь (км2)

Глубина (м)

Шира

32

16

Белё

26

17

Чёрное

26

3

Иткуль

16

16

  1. В лесах Хакасии живет много птиц. Вот некоторые из них: кукушка, глухарь, рябчик, тетерев. Самая крупная из них достигает массы 6 кг. Это не тетерев. Рябчик крупнее кукушки, но мельче тетерева. Назови птиц в порядке возрастания их массы.

От 100–200 г -? До 400 г -? До 1 кг -? До 6 кг -?

  1. Общая длина реки Чёрный Июс — 150 км. Это на 52 км длиннее реки Тёя и на 42 км короче реки Белый Июс. Река Абакан имеет длину 514 км. Поставь к задаче возможные вопросы и ответь на них. [3, с.62]
  2. По многим растениям Хакасии можно определять время без часов — по их цветам. Заполни следующую таблицу.

Цветы

Время открывания

Сколько времени открыт цветок

Время закрывания

1. Шиповник

4–5 утра

? ч

19–20 ч

2. Мак

5 ч утра

10 ч

? ч

3. Осот огородный

? ч

6 ч

23–24 ч

4. Одуванчик

5–6 ч утра

? ч

14–15 ч

  1. Кислица

? ч

8 ч

17–18 ч

6. Мать-и-мачеха

9–10 ч утра

8 ч

? ч

При изучении темы: «Проценты» (5 класс)

  1. В республике Хакасия площадь, покрытая лесом, составляет 2538000 га. Кедр занимает 33 % площади лесов, ель и пихта — 22 %, сосна — 7 %, лиственница — 11 %, береза и сосна — 27 %. Сколько гектаров занимают хвойные породы деревьев на территории нашей республики? Какую площадь занимают лиственные породы деревьев?
  2. Синица и скворец — одни из самых известных птиц Хакасии. Синица истребляет за 1 день до 6000 насекомых, что в 20 раз больше чем скворец поедает гусениц. Сколько гусениц в день уничтожает скворец? Ответ выразите в процентах.
  3. Население Хакасии 537 668 человек. Городское население — 71 %, русские составляют 79 %, хакасы — 11 %. Сколько человек составляет городское население? Сколько русских и хакасов?
  4. Количество озер в Хакасии около 1000. Около 500 озёр относятся к весьма крупным (площадь водной поверхности более 10 га), более 100 — соленые. Выразите в процентном соотношении количество озер? [3,с.79]

При изучении темы «Отрезок. Длина отрезка» (5 класс)

Записав данные в столбик, предлагаю преобразовать данные числа в метры и записать полученные числа.

  1. От Абакана по железной дороге до Москвы 4054 км, Красноярска — 585 км, Иркутска — 1309 км, Новосибирска — 843 км, Хабаровска — 4660 км, Санкт-Петербурга — 4440 км, Владивостока — 5422 км, Новокузнецка — 390 км, Сочи — 4967 км, Кызыла — 450 км.

При изучении темы «Диаграммы» (6 класс)

  1. Лось занесен в Красную книгу Хакасии. Постройте столбчатую диаграмму изменения массы лося с течением времени, если новорожденный лосенок имеет массу 10кг, в 1год — 180 кг, в 2,5 года — 282кг, в 3 года — 350 кг, в 4 года — 430 кг, взрослый достигает свыше 600 кг. [1, с.163]

Отражение особенностей национального, регионального и этнокультурного содержания образования находит место и во внеурочной деятельности школы. В продолжение этой работы во внеурочной деятельности — викторинах, вечерах, математических боях, когда все учащиеся живут темой готовящегося мероприятия, находят нужную литературу, готовят оформление стенда, газеты, сообщения, доклады, игры.

Таким образом, для успешной реализации регионального компонента важно создать единую систему, которая даёт более эффективные результаты, а именно: развивает у детей эмоциональную отзывчивость к этнокультурному наследию, позволяет осуществлять поиск нестандартных форм деятельности, даёт возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.

Реализация национального, регионального и этнокультурного содержания позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Литература:

  1. Энциклопедия Республики Хакасия: в 2 т./Гл.ред. В. А. Кузьмин.- Красноярск: ООО «Поликор», 2007 г.
  2. Природа Ширинского района республики Хакасия. Физико-географический очерк, издание 2-е, дополненное, переработанное. Автор-составитель А. Я. Березовский. — Абакан-2011, ООО «Кооператив Журналист» — 232 с.
  3. Л. Р. Кызласов. Древнейшая Хакасия, издательство Московского университета, 1986 г.
  4. http://www.putin-itogi.ru/2012/01/23/statya-v-v-putina-rossiya-nacionalnyj-vopros/.
Основные термины (генерируются автоматически): Хакасия, Абакан, число, городское население, изучение, класс, население Хакасии, площадь, республика, урок математики.


Похожие статьи

Использование сравнительно-исторического метода на уроках русского языка в 5 классе

Использование ИКТ на уроках по теории вероятностей и статистики в 8–9-х классах физико-математического профиля

Формирование орфографических навыков у учащихся 5–6-х классов

Словарная работа на уроках в старших классах (формирование речевой компетенции)

Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики

Организация учебных занятий по учебному предмету «Начальная военная и технологическая подготовка» для 10–11-х классов

Исследовательская деятельность этнокультурного характера на уроках литературы и во внеурочной деятельности в 5–9 классах

Использование жизненного опыта обучающихся при решении математических задач в первом классе

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Применение элементов ИКТ-компетенций на уроках математики и диагностирование результатов обучения

Похожие статьи

Использование сравнительно-исторического метода на уроках русского языка в 5 классе

Использование ИКТ на уроках по теории вероятностей и статистики в 8–9-х классах физико-математического профиля

Формирование орфографических навыков у учащихся 5–6-х классов

Словарная работа на уроках в старших классах (формирование речевой компетенции)

Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики

Организация учебных занятий по учебному предмету «Начальная военная и технологическая подготовка» для 10–11-х классов

Исследовательская деятельность этнокультурного характера на уроках литературы и во внеурочной деятельности в 5–9 классах

Использование жизненного опыта обучающихся при решении математических задач в первом классе

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Применение элементов ИКТ-компетенций на уроках математики и диагностирование результатов обучения

Задать вопрос