В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социально-педагогическая работа». Целью статьи является анализ изучение проблемы формирования чувства патриотизма у старшеклассников. Особое внимание уделено социально-педагогической работе, как одной из возможности осуществления задач патриотического воспитания старшеклассников. Статья посвящена детальному анализу сформированности когнитивного компонента патриотического воспитания старшеклассников. Выделяются и описываются формы работы социального педагога для решения задач патриотического воспитания учащихся старших классов.
Ключевые слова: воспитание, педагогика, патриотическое воспитание, воспитание старшеклассников, социально-педагогическая работа, социальный педагог, социальная педагогика.
В педагогической науке воспитательный процесс является объектом исследования многих поколений ученых, представителей разных научных школ и направлений. На сегодняшний день можно выделить следующие устоявшиеся взгляды относительно воспитания, того как этот процесс понимается в педагогике.
Воспитание — это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни [1, с. 2].
В широком педагогическом смысле воспитание — это специально-организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач [2, с. 4].
В данной статье мы рассмотрим такое направление воспитательного процесса как патриотическое воспитание старшеклассников, а также роль социального педагога в этом процессе.
Патриотическое воспитание старшеклассников — это процесс формирования у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к родине, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество [3, с. 13].
В рамках исследования проблемы патриотического воспитания старшеклассников нами был разработан и апробирован опросник «Патриортизм — это … » среди учащихся старших классов общеобразовательных школ города Караганды Республики Казахстан. С помощью данного опросника мы получили информацию о сформированности когнитивного компонента патриотического воспитания старшеклассников, результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты опросника «Патриотизм— это…»
Предложенные высказывания |
Количество выборов,% |
любовь к Родине |
100 |
готовность защищать свою Родину |
100 |
стремление служить интересам Отечества |
95 |
преданность своей стране, своему народу |
92 |
уважение к историческому прошлому, национальным и культурным традициям |
83 |
бережное отношение к природе родного края |
67 |
уважение государственных символов, традиций своего народа и страны |
50 |
сознание гражданской ответственности |
44 |
способ сохранения национальной независимости, государственного суверенитета |
34 |
чувство единства с согражданами, сопричастности их судьбе |
24 |
источник мужества и героизма |
14 |
национальное достоинство |
10 |
готовность и умение идти на контакты с лицами других национальностей |
8 |
источник творческого начала |
0 |
Отраженные в таблице 1 данные позволяют сделать вывод о том что, все опрашиваемые (100 %) определяют патриотизм как любовь к Родине и готовность ее защищать. Также высокие показатели отмечены в представлениях учащихся о патриотизме как о стремление служить интересам Отечества (95 %) и как о преданности своему народу (92 % соответственно). Крайне неутешительными выглядят показатели, касающиеся представлений учащихся о патриотизме как о национальном единстве (10 %). С готовностью и умением идти на контакты с лицами других национальностей патриотизм ассоциируют всего 8 % опрошенных. Также тревогу вызывает тот факт, что ни один из опрошенных не видит в патриотизме источник творческого начала.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что учащиеся знают, что такое «патриотизм» в самых простых его аспектах таких как: любить Родину, защищать ее, служить ее интересам. Но эти знания не становятся фундаментом для деятельности, направленной на благо Отечеству, а именно: бережно относиться к природе, быть сопричастным к судьбе других граждан страны, вдохновляться своей Родиной и творить благодаря чувству патриотизма.
Основываясь на понимании патриотического воспитания, как целенаправленного воздействия на ситуацию ближайшего развития в системе «ребенок — мир», можно обнаружить значимую роль социально-педагогической работы в данном направлении.
Социально-педагогическая работа — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе [4, с. 7]. Осуществляется она всеми педагогами, но особая роль отводится социальному педагогу, как специалисту, наиболее комплексно содействующему широкой социальной интеграции личности в общество.
В рамках понимания социально-педагогической работы, как одной из возможности осуществления патриотического воспитания старшеклассников, можно выделить следующие задачи, которые могут быть решены социальным педагогом:
– философско-мировоззренческая подготовка учащихся, формирование самосознания, ценностного отношения к родной Земле, истории, народу, государству и ценностям их возрождения и развития;
– приобщение к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры народов, населяющих страну, формирование потребностей в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и их дальнейшем развитии;
– создание конкретных условий для реализации склонностей и способностей различных групп учащихся с учетом их интересов и потребностей в конкретных условиях текущего этапа социально-исторического развития государства;
– воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшей характеристики молодых людей, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности;
– воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо общества, государства, формирование социально значимой деятельностной устремленности;
– формирование и развитие толерантности учащихся к различным социальным группам, уважения к истории, культуре и языку различных народов, проживающих на территории нашего государства.
В исследуемом контексте решение указанных задач патриотического воспитания учащихся старших классов социальный педагог может осуществлять через следующие формы работы: индивидуальную, групповую общинную.
Социально-педагогическая работа основана на профессиональном взаимодействии в системе «человек — человек». Работа специалиста с личностью, группой и общностью имеет свои специфические особенности [5, с. 32]. Для каждой из указанных форм СПР социальный педагог должен использовать наиболее эффективные методы работы. Под методами патриотического воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его целей.
Индивидуальная социально-педагогическая работа с личностью учащегося предполагает организацию кратковременных или длительных контактов, доверительного и продуктивного общения. При этом основное назначение специалиста — помочь ученику понять свою роль в обществе, осознать ответственность за соблюдение законов государства, норм коллективной жизни и т.д.
Воспитание активной жизненной позиции, чувства патриотизма у старшеклассника наиболее эффективно реализуется в условиях группового взаимодействия. Это объясняется тем, что межличностное общение в группе повышает эффективность воспитательной работы и развитию чувства патриотизма у учащихся. Специфика реализации СПР заключается в стремлении активизировать позитивный потенциал межличностного взаимодействия через групповое общение.
Особое место в СПР по воспитанию чувства патриотизма у старшеклассников занимает семья как малая социальная группа. Социальный педагог может опосредованно вовлекать членов семьи в процесс формирования чувства патриотизма у учащегося. Среди форм работы социального педагога с семьей можно выделить такие как презентация родословной своей семьи, интервью с родителями и др.
Работа в общине рассматривается как социально-политическое средство удовлетворения интересов, потребностей, ожидания граждан. При этом ставится задача добиваться, чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем. Он должен принимать активное участие в солидарных действиях, направленных на решение ситуаций. Этот метод состоит из выяснения сути и типа проблемы, анализа причин, разработки стратегии, программы, планов, привлечения необходимых ресурсов, выявления и вовлечения лидеров, развития отношений между членами общества для облегчения их усилий» [6, с. 17].
Общинная форма СПР также играет особую роль в процессе формирования чувства патриотизма у старшеклассников. Ее специфика заключается в организации работе по координации деятельности широкого спектра социальных институтов, содействующих патриотическому воспитанию личности. Среди них особую роль занимают институты образования и культуры. Данная форма работы призвана реализовывать принцип комплексности в процессе социальной интеграции личности, развитию ее социальной активности.
В этих условиях для реализации задач патриотического воспитания социальный педагог может осуществлять следующие виды деятельности. Например, создать блог патриотического содержания в социальных сетях, принимать участие в телевизионных передачах, где рассматриваются проблемы развития чувства патриотизма подрастающего поколения, освещать в СМИ результаты проведения воспитательных мероприятий патриотической направленности.
Очень важно, чтобы работа по патриотическому воспитанию не сводилась к разрозненным единичным мероприятиям, не была своеобразной акцией. Патриотическое воспитание должно представлять
Вышеизложенный анализ сущности социально-педагогической работы, её форм и методов; профессиональной роли социального педагога в развитии социальной активности личности позволяет свидетельствовать о возможной значимости последнего в формировании чувства патриотизма у старшеклассников. Таким образом, перед социальным педагогом встаёт необходимость в создании системы патриотического воспитания старшеклассников в ходе образовательного процесса. Основой разработки системы патриотического воспитания могут служить такие нормативно-правовые документы Республики Казахстан, как Государственная Программа развития образования и науки Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан «Об образовании», Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан, Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, ежегодные Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана и Патриотический акт «Мәңгілік Ел», в которых дана идеологическая основа патриотизма, четко определены цели, задачи и направления патриотического воспитания молодежи.
Литература:
- Халменова А.Б. Педагогические условия формирования патриотических качеств личности в процессе краеведческой деятельности в общеобразовательной школе (на материале Южно-Казахстанской области): Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Шымкент, 2010. — 18 с.
- Бедник Д.В. Патриотическое воспитание: от парадоксов поведения к стандартам воспитания // Библиотечное дело. — 2006. — № 2. — С. 2-8.
- Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи // Педагогика. — 2010. — № 9. — С. 10-21.
- Криворотов Д.А. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания и реализация его функций: Автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Нижневартовск, 2005. — 24 с.
- Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. 5-11 классы. — М.: ВАКО, 2007. — 194 с.
- Никитина Л.Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ // Воспитание школьников. — 2000. — № 10. — С. 14 — 26.