Особенности интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 25.12.2017

Статья просмотрена: 2923 раза

Библиографическое описание:

Бутенко, О. Л. Особенности интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности / О. Л. Бутенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 262-265. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47423/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлены результаты исследования структуры интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности. Отражено, что в результате исследования определены три группы подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельности. Показано, что для подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельности (высоким, средним и низким), характерны как различия, так и определенные сходства в интересах.

Ключевые слова: подростковый возраст, интересы, выраженность интересов, учебная деятельность.

Одной из главных характеристик личности человека являются интересы. Они влияют на все стороны жизни, активизируя и побуждая его к деятельности. Л. С. Выготский определял проблему интересов как главную в психологическом развитии подростка [1, с.6]. Именно на данном возрастном этапе сфера интересов человека претерпевает кардинальные изменения как в содержательном, так и в количественном плане, а также в степени проявления интересов, и их влияния на активность подростков.

Исследуя интересы в подростковом возрасте, В. А. Крутецкий и Н. С. Лукин выделили следующие их существенные особенности:

– расширение кругозора, обогащение жизненного опыта подростков способствует возникновению у них новых, самых разнообразных интересов;

– интересы подростков более осознанны и устойчивы, отличаются большей активностью, чем интересы младших школьников;

– в подростковом возрасте интересы нередко приобретают форму увлечений [3, с. 46–47].

Интересы являются одними из ценнейших мотивов учебной деятельности подростков. И. А. Зимняя под учебной деятельностью понимает «деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку» [2, с. 192].

В исследовании Д. Б. Эльконина была выявлена зависимость между уровнем сформированности учебной деятельности подростков и их интересами: ученики, активные познавательные интересы которых сформировались в младшей школе и в пятом классе, обнаруживают в усвоении школьных знаний и, особенно в области привлекательных для них занятий более высокий уровень учебной деятельности, чем их одноклассники, у которых такие интересы не сложились [6, с. 265–266]. Таким образом, интересы способны оказывать влияние как на успешность учебной деятельности в целом, так и на отношение подростка к отдельным учебным предметам.

Нами было проведено исследование особенностей интересов у подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельности.

База исследования — МБОУ «СОШ № 20» г. Белгорода. В нашем исследовании приняли участие 82 подростка в возрасте 13–14 лет.

В ходе исследования были применены следующие методики:

1) «Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности» (авторы Г. В. Репкина, Е. В. Заика). Позволяет определить уровень учебной деятельности через оценку сформированности пяти её компонентов (учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, контроль, оценка) по шестиуровневой шкале [4].

2) Для изучения интересов подростков мы воспользовались методикой «Карта интересов» А. Е. Голомшток (в модификации О. Г. Филимоновой). Опросник включает в себя 174 вопроса, которые отражают интересы к 29 сферам деятельности. Максимальный интерес выражается оценкой +10 баллов, отсутствие интереса оценкой -10 [5].

Математическая обработка полученных данных осуществлялась в программе SPSS Statistics 17.0. Для выявления различий использовался t-критерий Стьюдента.

Результаты

Результаты оценки уровней сформированности компонентов учебной деятельности позволили разделить выборку исследования на три группы. В первую группу вошли 26 подростков, у которых сформированность большинства компонентов находится на 5–6 уровне (высокий уровень сформированности учебной деятельности); во вторую группу — 35 подростков с 3–4 уровнем сформированности большинства компонентов учебной деятельности (средний уровень), и в третью группу — подростки с низким уровнем учебной деятельности) вошли школьники, сформированность большинства компонентов учебной деятельности которых находится на 1–2 уровне (21 человек). В каждой группе мы определили степень выраженности интересов к различным сферам.

Полученные данные показывают, что в целом, сформированность интересов подростков, вне зависимости от уровня их учебной деятельности, находится на среднем уровне (табл.1).

Таблица 1

Выраженность интересов кразличным сферам уподростков сразным уровнем сформированности учебной деятельности (ср. балл)

п/п

Сфера интересов

Высокий уровень уч. деятельности

Средний уровень уч. деятельности

Низкий уровень уч. деятельности

1.

Биология

3

0,9

1,1

2.

География

2,1

0,3

0,7

3.

Геология

1,6

-0,4

-0,8

4.

Медицина

2,9

1,2

1,1

5.

Легкая и пищевая промышленность

2,2

2,2

1

6.

Физика

2,2

-0,4

1,6

7.

Химия

1,1

0,9

1,3

8.

Техника, механика

1,6

-0,4

1

9.

Электро-, радиотехника,

0,5

-1,3

1

10.

Обработка материалов

0,2

-1,4

-0,1

11.

Информационные технологии

2,5

0,5

3,3

12.

Психология

3,4.

0,6

1,5

13.

Строительство

0,8

-1,3

-0,8

14.

Транспорт, авиация, морское дело

-0,6

-1,7

-0,6

15.

Военные специальности

2,4

0,9

2,6

16.

История

4,4

1,8

1,7

17.

Литература, филология

1,1

-0,9

-0,4

18.

Журналистика, реклама

3,3

0,7

0,9

19.

Социология, философия

2,2

0,1

-0,1

20.

Педагогика

1,9

0,4

1,2

21.

Право, юриспруденция

2,7

0,5

0,4

22.

Сфера обслуживания

1,9

0,4

1,6

23.

Математика

0,8

-2,8

-1,9

24.

Экономика, бизнес

0,8

-1,8

0,3

25.

Иностранные языки, лингвистика

1,6

-0,4

-2,5

26.

Изобразительное искусство

2,4

0,5

1,2

27.

Сценическое искусство

2,03

2

0,3

28.

Музыка

2

-0,7

-0,6

29.

Спорт

3,8

4,4

3

Max = 10; Min= — 10

Из таблицы 1 видно, что для подростков с высоким уровнем сформированности учебной деятельности характерен широкий круг интересов, в котором наибольшей выраженностью обладает интерес к истории. Также предпочтение отдается спорту, психологии, областям журналистики и биологии. В меньшей степени подростки проявляют интерес к сфере транспорта, авиации и морского дела, а также к деятельности, направленной на обработку материалов.

Главной сферой интересов подростков со средним уровнем сформированности учебной деятельности является спорт. Им также интересны области легкой и пищевой промышленности и сценическое искусство. На достаточно низком уровне находится выраженность интересов к большинству преподающихся в школе предметов (математика, физика, экономика, литература, иностранный язык). Подросткам также малоинтересны обработка металлов и строительство, электро-, радиотехника, и транспорт. В целом, можно сделать вывод, что уровень выраженности интересов у подростков со средним уровнем сформированности учебной деятельности ниже, чем у подростков с высоким уровнем.

У подростков с низким уровнем сформированности учебной деятельности преобладает интерес к информационным технологиям и спорту, также они интересуются военной сферой. Меньше всего эти подростки проявляют интерес к иностранным языкам и лингвистике, а также к математике. Им также малоинтересны сферы строительства, транспорта и музыки. Уровень выраженности интересов у подростков с низким уровнем сформированности учебной деятельности ниже, чем у подростков с высоким уровнем.

Математический анализ полученных результатов позволил выявить ряд статистически значимых различий в структуре интересов у подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельности.

У подростков с высоким уровнем сформированности учебной деятельности, по сравнению с подростками со средним уровнем, статистически значимо выше интерес к математике, журналистике и истории (p≤0,01), а также к физике, литературе, психологии, социологии, областям права и экономики, строительству и музыке (p≤0,05).

Между подростками с высоким и низким уровнями сформированности учебной деятельности также были обнаружены статистически значимые различия в выраженности интересов — у подростков первой группы более выражен интерес к журналистике, истории и иностранным языкам (p≤0,01), они также больше интересуются геологией, социологией, областями права и юриспруденции (p≤0,05).

Подростки, у которых сформированность учебной деятельности находится на низком уровне, обладают более высоким показателем выраженности интереса к сфере информационных технологий, чем подростки со средним уровнем учебной деятельности (p≤0,05).

Таким образом, в ходе исследования мы выявили следующие особенности интересов у подростков с разной сформированностью учебной деятельности:

  1. Для подростков, в независимости от уровня их учебной деятельности характерен средний уровень сформированности интересов.
  2. Круг интересов подростков с высоким уровнем сформированности учебной деятельности отличается большим разнообразием предпочитаемых сфер; уровень выраженности интересов у подростков с высоким уровнем сформированности учебной деятельности выше, чем у подростков со средним и низким уровнем.
  3. У подростков с высоким уровнем учебной деятельности наибольшей выраженностью обладает интерес к истории, спорту, психологии и журналистике, у подростков со средним уровнем — к спорту, сценическому искусству и промышленности, у школьников с низким уровнем учебной деятельности — к информационным технологиям и спорту. Интерес к спорту может быть связан со спецификой подросткового возраста — занятия физической культурой способствуют самосовершенствованию подростка, а также дают возможность для самовыражения и самоутверждения.
  4. Подростки с высоким уровнем сформированности учебной деятельности проявляют значимо более высокий интерес к областям точных и гуманитарных наук, к строительству, геологии и музыке, по сравнению с остальными учащимися. У подростков с низким уровнем сформированности учебной деятельности значимо выше интерес к к сфере информационных технологий, чем у подростков со средним уровнем учебной деятельности.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Л. С. Выготский // Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984.– 432 с.
  2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2004. — 384 с.
  3. Крутецкий, В. А. Психология подростка / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. — М.: Просвещение, 1965. — 314 с.
  4. Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. — Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
  5. Филимонова, О. Г. Модификация карты интересов / О. Г. Филимонова // Газета «Школьный психолог». — 2007. — № 2.
  6. Эльконин, Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Избр. психол. тр. — М.: Педагогика, 1989. — С. 265–267
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, высокий уровень, уровень, подросток, интерес, выраженность интересов, подростковый возраст, большинство компонентов, сценическое искусство, уровень выраженности интересов.


Ключевые слова

интересы, учебная деятельность, подростковый возраст, выраженность интересов

Похожие статьи

Связь познавательных процессов младших школьников с уровнем мотивации учения

В статье представлены результаты особенностей познавательных процессов младших школьников с разным уровнем мотивации учения. Цель исследования — выявить взаимосвязь особенности познавательных процессов у младших школьников с разным уровнем мотивации....

Особенности сформированности трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью легкой степени

В статье рассмотрена проблема специфики сформированности трудовой деятельности у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Автором приведены достоверные данные, полученные в ходе проведения эмпирического исследования. Также особенное внима...

Применение различных стилей обучения на уроках географии

Статья посвящена изучению влияния различных стилей обучения на уроках географии. В материале рассматривается как различные стили обучения могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного м...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Личностные характеристики матерей, имеющих детей с зависимыми формами поведения

В статье описывается исследование личностных особенностей и системы воспитания у матерей подростков с зависимыми формами поведения и матерей подростков без зависимых форм поведения. В результате исследования получен вывод, что для матерей, воспитываю...

Сравнительный анализ зрительных функций дошкольников из семей с разным материальным уровнем

В статье представлены результаты нейропсихологического анализа зрительных функций дошкольников из семей с разным материальным уровнем: высоким, средним и низким. Полученные эмпирические результаты свидетельствуют, что чем выше материальное положение ...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Формирование межличностных отношений детей с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения

Данная статья раскрывает основные понятия, связанные с межличностными отношениями подростков, и рассказывает о путях их формирования. Представленный материл, представляет возможность в сжатой форме ознакомиться с основными способами формирования отно...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Похожие статьи

Связь познавательных процессов младших школьников с уровнем мотивации учения

В статье представлены результаты особенностей познавательных процессов младших школьников с разным уровнем мотивации учения. Цель исследования — выявить взаимосвязь особенности познавательных процессов у младших школьников с разным уровнем мотивации....

Особенности сформированности трудовой деятельности обучающихся с умственной отсталостью легкой степени

В статье рассмотрена проблема специфики сформированности трудовой деятельности у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Автором приведены достоверные данные, полученные в ходе проведения эмпирического исследования. Также особенное внима...

Применение различных стилей обучения на уроках географии

Статья посвящена изучению влияния различных стилей обучения на уроках географии. В материале рассматривается как различные стили обучения могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного м...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Особенности жизнестойкости подростков

В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом,...

Личностные характеристики матерей, имеющих детей с зависимыми формами поведения

В статье описывается исследование личностных особенностей и системы воспитания у матерей подростков с зависимыми формами поведения и матерей подростков без зависимых форм поведения. В результате исследования получен вывод, что для матерей, воспитываю...

Сравнительный анализ зрительных функций дошкольников из семей с разным материальным уровнем

В статье представлены результаты нейропсихологического анализа зрительных функций дошкольников из семей с разным материальным уровнем: высоким, средним и низким. Полученные эмпирические результаты свидетельствуют, что чем выше материальное положение ...

Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями

В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...

Формирование межличностных отношений детей с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения

Данная статья раскрывает основные понятия, связанные с межличностными отношениями подростков, и рассказывает о путях их формирования. Представленный материл, представляет возможность в сжатой форме ознакомиться с основными способами формирования отно...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Задать вопрос