В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования должна включать содержание коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи и использование эффективных нетрадиционных подходов. Согласно МКБ-10, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны. В отечественной логопедической литературе устоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата». Синонимы: логоневроз, логоклония, lalone.
При отсутствии специальной коррекционной помощи заикание может со временем усилиться и вызвать болезненные переживания, страх перед речью, ограничивать коммуникативные возможности, искажать развитие личностных характеристик и затруднять социальную адаптацию (Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова, С. В. Леонова, В. И. Селиверстов и др.). В связи с этим приоритетной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения становится задача обеспечения комплексной социальной, психолого-медико-педагогической помощи детям с логоневрозом. Вопросы комплексного сопровождения ребенка, взаимодействие специалистов для нас особенно актуальны. Консилиум в нашем образовательном учреждении действует на основе соответствующего Положения Министерства образования (Приказ 27/901–6 от 27.03.2000). Основное требование к его деятельности — понимание всеми специалистами, работающими в составе ПМПк, задач и стратегий развивающей и коррекционной работы. Для осуществления эффективного сотрудничества необходимы:
– учет специфики речевого статуса заикающихся детей;
– учет характерологических особенностей личности заикающегося;
– использование ресурсных возможностей заикающегося ребенка;
– приоритетность задач адаптации и социализации;
– адекватная последовательность «подключения» к работе с заикающимся «нужного специалиста в нужный момент»;
– участие родителей в социализации и образовательной адаптации заикающегося ребенка, их партнерское взаимодействие со специалистами;
– разработка и реализация индивидуальных программ сопровождения, определение направлений консультативной деятельности;
– отслеживание результативности психолого-педагогического сопровождения.
Логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы.
Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Воспитатель закрепляет навыки плавной речи в режимных моментах и на занятиях, формирует плавность речи в процессе ручной деятельности — ИЗО, лепка, аппликация, ведет динамическое наблюдение за речью и психологическим состоянием в процессе занятий и режимных моментов. В деятельности логопеда и музыкального руководителя осуществляется проведение логопедической ритмики: нормализация психомышечного состояния, формирование речевого дыхания, просодической стороны речи, развитие моторных функций, координации движений и речи, вокальные упражнения. Во взаимодействии логопеда и психолога можно выделить следующие ключевые позиции: составление психологической характеристики на ребенка, нормализация эмоционально-волевой сферы (релаксационные упражнения, сказкотерапия и т. п.), закрепление плавности речи в моделируемых ситуациях общения, ролевые игры, формирование коммуникативных навыков, психологической готовности к школе, динамическое наблюдение за психологическим состоянием заикающегося ребенка.
Перед инструктором по физической культуре, помимо оздоровительных, воспитательных и образовательных задач, стоит вопрос содействия коррекции речи, эффективное решение которого невозможно без тесного взаимодействия с учителем-логопедом. Такое взаимодействие основано на принципе комплексности и системности. Его суть заключается в максимальной связи общеобразовательных программ и коррекционно-педагогического процесса. При планировании основных движений инструктор по физической культуре должен учитывать особенности программы.
Обязательной формой работы всех специалистов является консультативно-методическая помощь семье заикающегося ребенка. Задачи взаимодействия с семьей: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах развития речевых функций, психологическая помощь и поддержка родителей и семьи, информационная поддержка родителей. На первом этапе (подготовительно-организационном) реализуются следующие задачи: изучение особенностей семьи и семейного воспитания, определение уровня родительской мотивации в отношении сотрудничества со специалистами образовательного учреждения, знакомство родителей с особенностями функционирования учреждения и организацией коррекционно-воспитательной работы. Используются такие формы работы, как анкетирование, беседы, родительское собрание и т. п. На основном этапе родители активно включаются в процесс сопровождения заикающихся детей и участвуют в посещении занятий, проведении праздников, семинаров-практикумов и т. п. На итоговом этапе оценивается проведенная работа и определяется дальнейшая стратегия психолого-педагогического воздействия. Для родителей организуются круглые столы, собрания и т. п.
Таким образом, взаимодействие в работе специалистов, а также с семьей заикающегося ребенка, позволяет повысить качество диагностирования; наметить коррекционную стратегию; осуществлять контроль за выполнением рекомендаций, данных другими специалистами; подобрать наиболее эффективные педагогические технологии работы с заикающимися детьми; закреплять полученные детьми умения и навыки в других видах деятельности; способствовать созданию благоприятного микроклимата в семье.
Система комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка с логоневрозом способствует освоению основной образовательной программы, позволяет сформировать предпосылки учебной деятельности, способствует результативным изменениям в развитии воспитанников, повышает уровень психического развития и эмоционально-волевой сферы детей, дает психическую защищенность, что ведет к освоению ими общеобразовательных программ дошкольного образования, к равным стартовым возможностям в школьном обучении.
Литература:
- Левина Р. Е., Миронова С. А., Тугова Н. А., Преодоление заикания у дошкольников: Методическое пособие Москва ТЦ Сфера, 2009.- 144
- Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. Москва: Владос, 3-е изд. 1994 -200
- Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания// Под ред. Карповой Н. Л.- Москва-Санкт-Петербург, Нестор-История, 2011–328