В представленной статье автором исследуются педагогические аспекты чем можно удивить обучающихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы. Для того чтобы увлечь учащихся автор предлагает использовать принцип: увлечь собой. Учащиеся применяют стратегии «ассоциации», «кластер», «мастерская писателя», «интервью», «авторский стул». В заключении автор статьи приходит к выводу, что предложенные формы и методы организации интегрированного урока русского языка и литературы позволят организовать учение с интересом, повысить познавательную активность учащихся 5–6 классов и учебную мотивацию к изучению русского языка и литературы.
Ключевые слова: уроки русского языка и литературы, учебная мотивация, увлечение, интерес обучающихся 5–6 классов, интеграция.
In the article presented, the author examines pedagogical aspects of what can be surprised students of grades 5–6 at the lessons of the Russian language and literature. In order to enthrall the students the author suggests using the principle: to carry yourself away. Students apply the strategies of «association», «cluster», «writer's workshop», «interview», «author's chair». In conclusion, the author of the article comes to the conclusion that the proposed forms and methods of organizing an integrated lesson of the Russian language and literature will allow organizing the study with interest, increase the cognitive activity of students of grades 5–6, and the educational motivation for studying the Russian language and literature.
Keywords: lessons of Russian language and literature, educational motivation, enthusiasm, interest of students of grades 5–6, integration.
Активные методы обучения могут стать для каждого учителя вне зависимости от преподаваемого предмета тем инструментом, который будет способствовать формированию всесторонне развитой личности.
Для учителя русского языка и литературы в 5–6 классах, задачи должны быть специфическими: помочь учащимся средствами своего предмета глубже осознать и усвоить общечеловеческие гуманистические ценности русской культуры. Основополагающим элементом в образовательной деятельности обучающихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы выступают различные технологии.
Формированию интереса обучающихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы способствуют творческие, занимательные эмоциональные задания с новой информацией, требующие сочетания разных видов памяти. При этом необходим контроль речевой деятельности учащихся, знание и оценка ими своих результатов, своих успехов. Незаменимо в этих занятиях активное использование текстов художественной литературы; произведений, знакомых и любимых учащимися. Среди активных методов и приемов в обучении — использование технических средств обучения, разнообразных ресурсов интернета. Освоение всего вышеперечисленного способствует воспитанию культуры речевого поведения у учащихся в 5–6 классах применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата.
– Примеры формы: увлечь собой.
– Функция: как сердцу высказать себя.
– Компонент — личностно-ориентированный.
– Приемы: «свободный микрофон», говорения, обсуждения, сочинения, высказывания, слушания.
– Стратегии: «ассоциации», «кластер», «оставьте последнее слово мне», «интервью от мира героя», «тонкие и толстые вопросы», эссе, групповая работа, «авторский стул», «мастерская писателя», «синквейн», «мозговой штурм».
– Обязательны три этапа: побуждение, осмысление, рефлексия.
– Методы: словесный, наглядный (рисунки, газеты), практический, самостоятельный, индивидуальный опросы, фронтальный опрос, проблемно- поисковый, привитие интереса к учению, предмету учащихся нерусской национальности (казахов).
– Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная.
Типы таких форм уроков меняется в связи с темой: обобщающе-повторительные уроки, уроки развития речи, урок-шоу, урок-концерт, уроки говорения и слушания, урок-дебаты 4, с. 65; воспитывать личностные качества учащихся; ориентироваться на личность, умение оценивать другого. На уроках русского языка и литературы наиболее употребительным является метод беседы, эффективность которого зависит от эвристичности самой беседы, что активно влияет на речевую и мыслительную деятельность детей. Применение репродуктивного метода целесообразно на уроках закрепления, обобщения материала. В любой репродуктивный метод вносятся модификации, связанные с решением мыслительных задач: анализ и синтез, конкретизация и обобщение, сравнение и классификация. Объяснение, используется для раскрытия причинно-следственных связей; работа с учебником и книгой. Словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
Чтобы удивить обучающихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы можно c помощью мультимедийных ресурсов можно организовать различные интерактивные виды работы. Это может быть, как работа над видеоматериалом с использованием традиционных заданий — составление вопросов, обсуждение темы, ввод новой лексики, подбор синонимов и антонимов, так и более сложные по структуре и содержанию задания — деловые игры, создание ситуационной модели, презентации, круглые столы, конференции.
Для повышения интереса у обучающихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы автором статьи предлагается использовать технологии развития критического мышления: инсерт, кластер, синквейн, фишбоун, ключевые слова, ассоциативные ряды, перекрёстная дискуссия, письменная рефлексия, трёхчастный дневник. При этом между всеми методами должна быть четкая логическая связь. Обучение критическому мышлению должно происходить на каждом этапе урока русского языка и литературы: на начальном этапе вызова, осмысления и при рефлексии. На стадии вызова школьникам можно предложить расшифровать анаграмму, разгадать загадку, после которых они сами называют тему урока. В рамках этой же стадии урока для активизации мыслительной деятельности учащихся происходит побуждения интереса к получению новой информации, для постановки учеником собственных целей обучения используются такие приемы, как «Ассоциация», «Перепутанные логические цепочки», «Мозговой штурм», «Знаю. Хочу узнать. Узнал». «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Учащимся предлагается составить в тетради таблицу с колонками.
Можно использовать стратегии «ассоциации», «закончи предложение», «работа в группах». Рубрика «Мой метафорический образ» — это защита своего образа 3, с. 24. Цель данной рубрики: доступная, правильная, монологическая, краткая речь о себе. Принцип: увлечь собой. Учащиеся применяют стратегии «ассоциации», «кластер», «мастерская писателя», «интервью», «авторский стул».
Среди педагогических технологий, направленных на развитие интереса о обучающихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы эффективна синквейн-технология. «Cinq» (фран.) — «санк лини» — означает пять строк. Именно из пяти строк и состоит синквейн. Это упражнение или задача, замаскированная под свободное творчество обучающихся и заставляющее курсантов размышлять на заданную преподавателем тему. Это, безусловно, творческая работа, которая учит обучающихся искать ассоциации, анализировать, систематизировать, находить возможные пути решения проблемы, используя при этом различные источники информации, в том числе электронные образовательные курсы
Таким образом, предложенные формы и методы организации интегрированного урока русского языка и литературы позволят организовать учение с интересом, повысить познавательную активность учащихся 5–6 классов и учебную мотивацию к изучению русского языка и литературы.
Литература:
- Корнеева Т. А. Лингвокультурологические особенности обучения русскому языку как родному и как неродному в школах разных типов//Русский язык в поликультурном пространстве: монография. М.: РосНОУ, 2014. С. 169–180.
- Медведева В. В., Волкова Т. Н. Народное искусство в формировании культурологической компетенции учащихся общеобразовательных школ. Иваново: ИРОИО, 2015. 99 с.
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 368 с
- Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов/Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. Е. А. Быстровой. М.: Дрофа, 2017. 240 с.