Православная церковь и нравственные ценности в современном мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 25.12.2017

Статья просмотрена: 6157 раз

Библиографическое описание:

Сапожников, В. Ю. Православная церковь и нравственные ценности в современном мире / В. Ю. Сапожников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 210-211. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47442/ (дата обращения: 18.12.2024).



Технический и социальный прогресс, стремительное развитие информационных технологий, различные реформы и инновации приобретают на сегодняшний день масштабы глобального характера. Наряду с этим вместо утверждения традиционных духовно-нравственных ценностей предпочтение отдается материальным благам и потребительским нуждам. На фоне этих событий проблема сохранения отечественного духовного наследия, культурно-исторических традиций и ценностей является особенно актуальной и значимой, т. к. именно духовная основа позволяет человеку правильно осмысливать события в его жизни и в жизни общества, принимать верные решения.

В XX веке человечество столкнулось с великими изменениями или точнее — потрясениями, что связано с различными войнами, экономическими, социальными, политическими, культурными и идеологическими неустоями и дестабилизирующими процессами. Все это дало толчок к деформации духовной культуры общества. В числе важнейших проблем выступает смещение религиозных, морально-нравственных и ценностных ориентиров, расшатывание и забвение вековых устоев, национальных особенностей, историко-культурных традиций и обычаев

Во все времена великие духовные наставники призывали человека к духовному совершенствованию, строгому контролю над своим поведением, к тому, чтобы постоянно направлять свой разум к познанию Божественной истины, изложенной для человека в Священном Писании, которое зиждется на любви к Богу и к ближнему. Следуя этому, человек познает мир сквозь призму духовных ценностей, которые становятся главным фактором, регулирующим его поведение и моральное совершенствование, что является фундаментом воспитания и формирования конкретной личности и всего общества. Основу ментальности, духовных ценностей и традиционного воспитания восточнославянских народов составляет православная вера.

Именно православная церковь провозглашает и несет человеку Божественную истину о спасении человеческой души. Если обратиться к наставлениям святых, просиявших в вере православной, то именно духовные ценности и нравственные нормы и убеждения в процессе воспитания и обучения определялись ими как основополагающие. Святитель Иоанн Златоуст учил размышлять о духовных предметах, слушать и изучать слово Божие, стремиться к добрым делам; православный богослов, церковный деятель, проповедник и просветитель Кирилл Туровский призывал содержать ум в чистоте, связывая духовный рост человека с познанием высших духовных ценностей, следуя принципу — ―познавай, веруя. Преподобная Евфросиния Полоцкая наставляла соблюдать душевную чистоту и всем образом своей жизни способствовала духовному просвещению своего народа.

Управление, прежде всего собой, своими мыслями, поступками и желаниями, работа над исправлением своих недостатков, над нравственным возвышением и очищением от греховности, осознание истинных ценностей любви, добра, красоты должно являться смыслом жизни каждого человека.

Также необходимо подчеркнуть важность правильной организации направленности познаний личности и всего нравственного воспитания, которое вырастает из семейных отношений. Общеизвестно, что именно в семье сконцентрирован огромный воспитательный потенциал и поэтому особенно важным является то, в каком ключе строятся в ней взаимоотношения.

Христианские ценности имеют базисный статус в нравственных традициях восточнославянских народов. Необходимо усиленное внимание к актуализации изучения православных традиций воспитания в содержании образовательного процесса наряду с сохранением этнокультурного наследия русского народа на современном этапе развития общества. Формирование личности на основе православных ценностей и исторически обусловленных культурных особенностей должно выступить методологическим ориентиром национальной педагогической научной среды, что в будущем будет являться определяющим фактором благополучного состояния, а также национальной безопасности всей страны.

Государственная власть в настоящее время признала, что Церковь является одним из основных социальных институтов, чей духовный потенциал и исторический опыт оказал влияние на формирование культурных, духовных и национальных традиций народа. Нравственная сила Церкви сегодня все более энергично применяется в целях воспитания духовного и нравственного мира подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного развития одна из самых злободневных в современном обществе.

В условиях смены ценностей молодежи необходимо определить новые ориентиры в гуманитарной среде. В связи с этим изучение истории Церкви важно с позиций социокультурного феномена, который является неотъемлемым элементом культурно-исторического звена с одной стороны и гуманистического образования с другой.

Современное молодое поколение живет в социальной среде, впитавшей в себя разнообразные культовые идеи, и в первую очередь православную этику, при этом религиозные представления у подавляющей части молодых людей являются лишь составной частью миропонимания, а духовно-нравственные ориентиры не занимают ведущего места. Вместе с тем Православная Церковь является носителем духовно-нравственных идеалов и хранителем культурных традиций народа, поэтому она имеет высокую оценку в глазах современной молодежи.

В этой связи сила духовной этики в настоящее время все более активно применяется в целях воспитания духовного и нравственного мира человека. Говоря о воспитании, Ушинский К. Д. говорил, «что православное учение должно проникать во все сферы жизни человека».

Просветительская работа Церкви в школах проводится в разнообразных формах. Уже более 10 лет работают православные гимназии, где формируются чувства патриотизма, а также синтез веры и знания. Первая подобная гимназия была основана обществом «Радонеж» в 1991 году. Кроме того, учреждаются национальные школы, где проводятся просветительские мероприятия. Так, в частности в Воронежской, Тамбовской, Орловской и Курской областях ведется преподавание предмета «Основы православной культуры».

С 2000-го года в высших учебных заведениях Курска и Воронежа ведутся научно-практические и просветительские чтения и конференции — Покровские педагогические, Знаменские, Кирилло-Мефодиевские, Татьянинские и другие. Для дальнейшего развития социальных и просветительских проектов в студенческой среде организована ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров», основателями которой стали 10 университетов Санкт-Петербурга, Курска, Белгорода, Воронежа, Тамбова, Совет ректоров и Духовная академия. В ряде учебных заведений организованы часовни, которые способствуют воспитанию обучающихся на базе традиционных ценностей, формируют нравственную атмосферу среди педагогов и студентов. Нужда в более обстоятельном и долговременном сотрудничестве Церкви и науки привела к образованию в 1999 году Объединенного научно-религиозного учреждения в Москве и в будущем планируется создать такую организацию в регионах России.

Таким образом, признание образования как составляющей духовного миросозерцания позволит сформировать эффективную систему образования, в которой каждому и всем будет открыт путь к высшему воспитанию своих духовных задатков на основе саморазвития, самоопределения, самореализации. Именно такое признание будет способствовать пониманию человеком себя в мире социальной, предметной, и духовной культуры, что определит модель образования с точки зрения трех факторов — организационного, методического и социального, ведущая роль при этом, на наш взгляд, должна отводиться Православной Церкви, как хранительнице культурных и духовных традиций российского народа.

Литература:

  1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. — М.: АПН РСФСР, 1948. — Т. 2. — 655 с.
  2. Ершов Б. А. Роль РПЦ в духовно-нравственном воспитании молодежи в современной России // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 4. С. 62–66
  3. Кузнецов В. А. Взгляд РПЦ на модернизацию России // Человеческий капитал. — 2014. — № 2(62). С.64–67
Основные термины (генерируются автоматически): духовная, Православная Церковь, Божественная истина, Воронеж, цель воспитания, ценность.


Задать вопрос