Актуальность темы определяется масштабностью проблемы распространения экстремизма среди молодежи и необходимостью изучения причин данного явления для успешного противодействия. Как показывают статистические данные, подавляющее большинство (около 80 %) лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, это молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет [6].
Исследуя нормативно-правовую базу, можно заметить озадаченность государства реальной угрозой экстремизма для молодежной среды, однако на законодательном уровне молодежный экстремизм как самостоятельное явление не закреплен. Отсутствие специальной нормы ни в коем случае не умаляет степень и характер его общественной опасности, подрывающего нормальное социальное, культурное и правовое развитие молодого поколения.
Понятие «экстремизм» обозначает, согласно Российскому энциклопедическому словарю, приверженность крайним взглядам, методам действий (обычно в политике) [2]. Это наиболее общее определение, которое может конкретизироваться, уточняться и дополняться в юридической и исследовательской практике. Однако оно задает общую рамку понимания термина, который становится всё более употребительным в наше время. Близкими по значению к термину «экстремизм» являются такие понятия как «радикализм» и «терроризм» [1].
Экстремизм является одним из наиболее опасных видов девиантного поведения, который, в отличие от многих других видов преступлений, угрожает не только отдельным гражданам, но и государству. Таким образом, экстремизм является одной из угроз национальной безопасности. В современном глобальном мире экстремизм превращается в один из наиболее значимых источников политических рисков и кризисов и является не только проблемой отдельных национальных государств, но и проблемой глобальной, тем более что и многие современные террористические экстремистские организации имеют транснациональный характер и действуют в международном масштабе.
По классификации девиантного поведения, предложенной Р. Мертоном, экстремизм относится к такому типу как «мятеж» и характеризуется воинствующим неприятием существующих культурных ценностей и норм и стремлением их разрушить. Не все виды мертоновского «мятежа» могут быть приравнены к экстремизму, но экстремизм, без сомнения, является одним из наиболее наглядных примеров такого поведения [5].
Мертоновская теория аномии и девиантного поведения позволяет в общих чертах определить основную предпосылку экстремизма существующее в обществе рассогласование между культурными ценностями и нормами, культурными идеалами и реальностью.
Люди, подверженные этому типу поведения, часто располагают собственной системой ценностей и норм, оправдывают свои действия определенной идеологией и стремлением к «общему благу». По словам Мертона: «Мятеж заключает в себе подлинную переоценку всех ценностей, когда прямое или косвенное переживание фрустрации приводит к полному обличению того, что прежде высоко ценилось». Мятеж, по утверждению Мертона, отличается от рессентимента — затаенного чувства обиды и зависти по отношению к тем, кто обладает чем-то, недоступным другим. Мятеж отрицает само желание обладания этими недоступными благами.
Движущей силой наиболее значимых и массовых форм экстремизма являются идеологические мотивы, а целью — изменение существующего социально-политического порядка. Причины недовольства существующим порядком могут быть как культурного, так и социально- экономического плана, чаще же всего это недовольство порождается определенным синтезом этих факторов.
Экстремизм особенен в молодежной среде. Это определяется — незавершенностью процессов формирования правосознания, недостаточной социально-психологической зрелостью, склонностью к проявлению различных форм социального протеста и необдуманностью в выборе способов достижения жизненных целей. Молодежь, как самая социально незащищенная группа населения, более всего поддающаяся внешнему воздействию является наиболее активными объектами экстремистской деятельности. Проанализировав данные официальной статистики в России, можно сказать, что прослеживается определенная тенденция к увеличению количества преступлений экстремистской направленности, в том числе и количество преступлений, совершенных молодыми людьми.
Рассмотрим причины молодежного экстремизма. Условно, их можно разделить на несколько основных групп. Это экономические, социальные, политические, культурно-нравственные, образовательные, психологические причины [3].
К экономическим причинам можно отнести падение жизненного уровня населения, рост безработицы среди молодежи. Социальное неравенство, отсутствие перспектив, безысходность, отсутствие возможности обеспечить свои семьи, приводит к тому, что часть молодежи попадают в сети террористов.
К социальным причинам экстремизма следует отнести проблемы в семье, конфликты со сверстниками, социальное неравенство. Семья — это основа становления личности человека. Но когда ребенок не получает понимания со стороны родителей, то он замыкается в себе. Неблагополучная атмосфера в семье может развиваться из-за пьянства, наркомании родителей. Не получая должного внимания, молодой человек уходит на улицу, вступает в различные экстремистские организации, где и получает понимание и примыкает к преступным субкультурам.
Среди причин политического плана следует указать недоверие правительству, отчуждение государства и граждан, общества, неверие в способность оказать хоть какое-то влияние на происходящие политические процессы. Противоправные действия представителей власти приводят к тому, что некоторые граждане открыто, противопоставляют себя властным структурам и яро начинают выражать свое недовольство положением дел в стране, посредством осуществления экстремистских действий. Данные борцы за справедливость прикрываются благими идеями, без труда привлекают сторонников, в том числе и в интернете, среди которых большая часть — это молодые люди, у которых еще не сформировались твердые жизненные ориентиры и установки.
К проблемам в образовательном процессе относятся: ослабление воспитательных функций образовательных учреждений, недостаточная эффективность системы воспитательного воздействия и отсутствия действенной социальной профилактики проявлений экстремизма, что в немалой степени связано со снижением профессионализма кадрового состава образовательных учреждений.
Для борьбы с экстремизмом следует направлять действия по его профилактике на устранение всех вышеприведенных причин.
Образовательная система как один из важнейших социальных институтов, способна в большей степени повлиять на формирование личности, способной противостоять психологическому воздействию. Важным средством в процессе воспитания толерантности и культуры межэтнического общения должны выступать, школа, ВУЗы, досуговые организации, секции, клубы по интересам и т. д.
В профилактике распространения экстремистских настроений и убеждений среди молодежи играют существенную роль образовательные заведения.
Профилактическая работа по профилактике экстремизма среди молодежи должна вестись в учебных заданиях по следующим направлениям:
‒ просвещение — пропаганда наук об обществе и мире: экономики, политологии, философии и популяризация научной картины мира;
‒ интеракция — деятельность должна быть построена на принципе активности, практического взаимодействия и сотрудничества, совместной разработке проектов;
‒ учет рекреационного ресурса — развитие социальной активности молодежи посредством организации досуга, способствующего социализации личности (молодежные форумы, направленные на обсуждение и решение проблем общества, дискуссионные группы, спортивные и туристические объединения).
Внедрение видов деятельности в образовательную практику по выше обозначенным направлениям будет способствовать решению следующих задач:
‒ развивать в молодежной среде осуждение и неприятие агрессии и нетерпимости;
‒ развивать умения решать проблемы неконфликтным путем, развивать навыки медиации у молодежи;
‒ развивать доброжелательное отношение к культурным, религиозным различиям;
‒ просвещать молодежь о последствиях развития экстремизма на основе изучения исторического опыта и философской литературы;
‒ популяризировать национальные обычаи среди молодежи и знания о причинах возникновения и истории обычаев и традиций.
Молодежь России оказалось самой незащищенной в культурном отношении категорией населения, которая находится в духовном вакууме. Современная молодежь России демонстрирует социально-политическую инфантильность, переживает кризис национальной и культурной идентичности. Наиболее опасным для развития экстремизма является возраст от четырнадцати до двадцати двух лет. Для подростков характерна неустойчивость нервных процессов и маргинальность. Готовность к стачкам и погромам повышается из-за плохой материальной обеспеченности молодежи, следствием чего является участие в проплаченных акциях протеста как вид заработка [4].
Процесс воспитания детей должен начинаться с раннего возраста. Поэтому для искоренения данной проблемы необходима и работа со старшим поколением.
Литература:
- Андреева Е. А., Хилько О. В. Профилактика экстремизма в молодежной среде // Проблемы современного педагогического образования. — 2016. — № 53–3. — С. С. 344–351.
- Российский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., «Большая Российская энциклопедия», 2000. Т. 2.
- Антоненко М. А., Шкеля О. В. Экстремизм в молодежной среде //Актуальные проблемы административной деятельности полиции. Краснодар. № 7. 2015.
- Данилюк А. Л. Профилактика экстремизма в молодежной среде //Материалы международной научно-практической конференции. Институт управления и социально-экономического развития; Саратовский государственный технический университет. 2017. С. 21–24.
- Корнеева О. Т., Самыгин С. И., Кротов Д. В. Молодежный экстремизм как угроза национальной безопасности общества: причины распространения и меры противодействия // Журнал: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 10. С. 76–80.
- Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф (дата обращения: 15.11.2017).