Следы педагогического дискурса в семейной коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 23.12.2017

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Дылёва, Ж. О. Следы педагогического дискурса в семейной коммуникации / Ж. О. Дылёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 276-277. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47473/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной статье раскрывается понятие «семейного дискурса». Особое внимание уделяется выделению существенных характеристик данного феномена. В работе также описаны «следы» педагогического дискурса, которые обнаруживаются в семейной коммуникации.

Ключевые слова: дискурс, семья, внутрисемейная коммуникация, педагогический дискурс, социализация, интердискурс.

Понятие «дискурс» в современной науке имеет много значений. Такая неоднозначность данного понятия может определяться тем, что дискурс является объектом междисциплинарного изучения таких дисциплин, как лингвистика, социолингвистика, антропология, философия, педагогика, психология, социология. Однако все ученые сходятся во мнении о том, что дискурс рождается только в рамках определенного контекста и всегда имеет адресата.

С точки зрения статусно-ролевых характеристик участников общения В. И. Карасик выделяет личностный и институциональный типы дискурса [2, с. 290].

Так, семейный дискурс, относится к личностному типу дискурса. Сфера функционирования семейного дискурса ограничивается рамками общения между членами семьи.

Следует отметить, что понятие семья имеет свою национальную специфику. Так, например, для европейской семьи понятие «моя семья» уже, чем у российской, и обычно включает мужа, жену и их детей. Если спросить у россиянина о его семье, то он назовет жену, детей, родителей, бабушку, дедушку, брата, сестру, если они живут вместе. Некоторые русские могут назвать членами семьи домашнее животное (собаку, кошку или птицу) [4, с.103]. В связи с этим при изучении семейной коммуникации А. Н. Байкулова [1, с.20] подчеркивает важность учета совместного или раздельного проживания членов семей. Таким образом, исследователь под семейным общением понимает только «общение совместно проживающих людей, связанных кровно — родственными связями или вступивших в родственные отношения, а также общение в семейной сфере с животными, растениями, предметами вещного мира» [1, с.20].

Очевидно, что в результате совместной деятельности, включающей ролевое и межличностное взаимодействие членов семьи, осуществляется процесс социализации личности ребенка. В итоге складывается определенный образ жизни, определенная система отношений ребенка и взрослых. Семья создает собственное пространство совместной жизнедеятельности — «микросоциальное пространство». «Это пространство является своеобразной проекцией разнообразного внешнего человеческого опыта». [3, с. 178].

Важнейшей и практически универсальной формой взаимодействия взрослых и детей, осуществляемой в ходе их совместной деятельности, является внутрисемейная коммуникация.

С помощью коммуникации (и никак иначе) в ходе «естественного» жизненного взаимодействия взрослых и детей в семье решаются задачи социализации. Родители приобщают ребенка к культуре и выступают как носители ценностей и норм поведения. Важно отметить, что такие задачи определяют цели и ценности не только семейного, но и педагогического дискурсов. Поэтому можно говорить о сходстве данных типов дискурсов. Однако социальные роли участников этих дискурсов различаются, так как родитель и ребенок в семье далеко не всегда выступают в роли учителя и ученика. И наоборот, бывают и такие ситуации, когда родители выступают в роли профессиональных педагогов по отношению к своим собственным детям. Поэтому Г. И. Резницкая [Резницкая Г. И., 2010], предлагает рассматривать семейный дискурс как «мягкую» форму педагогического.

Рассматривая семейный дискурс, можно обнаружить категорию стратегий педагогического дискурса. В. И. Карасик выделяет такие коммуникативные стратегии, как объясняющая, организующая, контролирующая, оценивающая и содействующая [Карасик В. И., 2004].

Очевидно, что все эти коммуникативные стратегии (коммуникативные тактики) содержатся во внутрисемейной коммуникации. По мнению Г. И. Резницкой [5, с. 225], их роль выполняют высказывания, направленные на похвалу, порицание, предъявление требований, социальный контроль и пр., которые имеют место в общении родителей и ребенка для решения тех или иных воспитательных задач.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что границы различных типов дискурсов размываются, поэтому в семейном дискурсе можно найти «следы» педагогического дискурса. Это позволяет говорить об «интердискурсе» как «интегрированном в целостную систему человеческом знании, рассеянном во многих дискурсивных формациях» [6, с. 24].

Литература:

  1. Байкулова А. Н. Речевое общение в семье: автореф. дис. …канд. филол. наук. Саратов, 2012. — 20 с.
  2. Карасик В. И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. — М.: Гнозис, 2004. — 290 с.
  3. Сапогова Е. Е. Микросоциум семьи и семейный нарратив как психологическая основа культурного социогенеза // Индивидуальные и стилевые особенности личности / Отв. Ред. Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромек. — Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2002. — С. 177–190.
  4. Сергеева А. В. Русские. Стереотипы поведения, традиции, ментальность. — Москва: Флинта, Наука, 2004. — С. 103.
  5. Резницкая Г. И. Особенности семейного дискурса и его роль в процессе социализации ребенка // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. — С. 220–229.
  6. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность: учеб. пособие. — М.: ЛИБРОКОМ, 2009. — С. 24.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический дискурс, семейный дискурс, внутрисемейная коммуникация, ребенок, дискурс, семейная коммуникация, семья, совместная деятельность, член семьи.


Ключевые слова

дискурс, социализация, семья, педагогический дискурс, внутрисемейная коммуникация, интердискурс

Похожие статьи

Социокультурная специфика публицистического дискурса о воспитании на материале английских и русских статей

Дискурс крайне активно используется в современной лингвистике. Обобщение различных определений позволяет говорить о таких обязательных составляющих дискурса, как коммуникативная направленность, неразрывная связь с ситуативным контекстом и социокульту...

Лингвистика и аксиология: формирование ценностной картины личности

В статье рассматриваются особенности формирования ценностной картины личности в процессе внутрисемейного общения, в том числе во время передачи сведений об истории семьи. Посредством анализа выявлены аксиологические текстовые формы, которые определяю...

Символика цвета в межкультурной коммуникации

Феномен цвета, функционирование цветообозначений в языковой картине мира в последние годы являются предметами многочисленных исследований. Многоплановость и многоаспектность данного явления обусловило появление разных научных подходов его изучения, в...

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

Основные аспекты лингвориторического анализа эзотерического дискурса (на материале эссеистики Е. В. Головина)

В статье была предпринята попытка применить метод лингвориторического анализа к эссеистике Е. В. Головина. Объектом исследования явился эзотерический дискурс, рассматриваемый с точки зрения категорий античной риторики — Этоса, Логоса и Пафоса — соотн...

Концепт «состояние человека» (на материале русского и английского языков)

В настоящее время, характерной чертой которого является интеграция общества, многочисленные контакты, значительное внимание в языкознании уделяется проблеме анализа и описания национально-культурной специфики. Эта специфика проявляется в картине мира...

Деловой этикет ведения бизнеса в России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Педагогическая модель обучения научному дискурсу в высшей школе

В статье проанализирована эволюция академического дискурса как социокультурного явления. Автор приходит к выводу, что педагогическая модель научного дискурса носит междисциплинарный характер и включает лингвориторический, социокультурный и этический ...

Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Проанализированы его теоретические и методологические основы (факторы, парадигмы и подходы). Кроме того, в данной статье обоснована структура коммуникатив...

Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники

В статье автор обращается к описанию специфики педагогического дискурса, изучив его структуру и функционально-стилистические особенности, включая описание дискурсобразующей цели и характеристик участников общения.

Похожие статьи

Социокультурная специфика публицистического дискурса о воспитании на материале английских и русских статей

Дискурс крайне активно используется в современной лингвистике. Обобщение различных определений позволяет говорить о таких обязательных составляющих дискурса, как коммуникативная направленность, неразрывная связь с ситуативным контекстом и социокульту...

Лингвистика и аксиология: формирование ценностной картины личности

В статье рассматриваются особенности формирования ценностной картины личности в процессе внутрисемейного общения, в том числе во время передачи сведений об истории семьи. Посредством анализа выявлены аксиологические текстовые формы, которые определяю...

Символика цвета в межкультурной коммуникации

Феномен цвета, функционирование цветообозначений в языковой картине мира в последние годы являются предметами многочисленных исследований. Многоплановость и многоаспектность данного явления обусловило появление разных научных подходов его изучения, в...

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

Основные аспекты лингвориторического анализа эзотерического дискурса (на материале эссеистики Е. В. Головина)

В статье была предпринята попытка применить метод лингвориторического анализа к эссеистике Е. В. Головина. Объектом исследования явился эзотерический дискурс, рассматриваемый с точки зрения категорий античной риторики — Этоса, Логоса и Пафоса — соотн...

Концепт «состояние человека» (на материале русского и английского языков)

В настоящее время, характерной чертой которого является интеграция общества, многочисленные контакты, значительное внимание в языкознании уделяется проблеме анализа и описания национально-культурной специфики. Эта специфика проявляется в картине мира...

Деловой этикет ведения бизнеса в России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Педагогическая модель обучения научному дискурсу в высшей школе

В статье проанализирована эволюция академического дискурса как социокультурного явления. Автор приходит к выводу, что педагогическая модель научного дискурса носит междисциплинарный характер и включает лингвориторический, социокультурный и этический ...

Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Проанализированы его теоретические и методологические основы (факторы, парадигмы и подходы). Кроме того, в данной статье обоснована структура коммуникатив...

Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники

В статье автор обращается к описанию специфики педагогического дискурса, изучив его структуру и функционально-стилистические особенности, включая описание дискурсобразующей цели и характеристик участников общения.

Задать вопрос