Развитие творческих способностей детей в процессе обучения — одна из важнейших задач сегодняшнего дня. В дошкольной педагогике есть фундаментальные теоретические работы Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др., посвященные этой проблеме.
Возрастные особенности дошкольников, присущая им любовь к игре представляет возможность использования игровых приемов в руководстве рисованием (лепкой, аппликацией).
Самое главное — игровые действия, через которые осуществляется любая игра. С их помощью и решается интересная для детей игровая задача. Так, чтобы помочь зайке перебраться через речку, дети делают лодочки (аппликация), сажают в них зайчиков, они плывут по реке, выбираются на берег. Лодки с кривым парусом могут перевернуться, в них зайцы не хотят садиться
Игровые приемы могут строиться с использованием, содержания знакомых для детей игр. Наиболее эффективны игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связано много переживаний, возникающих в естественных играх-. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых, неожиданных ситуациях, предложенных взрослым. Сочетание знакомого с новым вызывает более устойчивый и глубокий интерес, желание выполнить работу.
Созданная мной ситуация дает детям возможность понять требования к качеству изображения. С большим интересом, не отвлекаясь, дети лепят грибы и оставляют их на полянке. Белочка, узнавая белый, подберезовик, будет прятать грибы в дупло, нанизывать на ветки, угощать других белок, сожалеть, что гриб вырос на слишком тонкой ножке и вот-вот сломается. Но при этом, испытывая благодарность к детям, она пробует и прячет на ветке эту вкусную сыроежку. В такой форме даю образец анализа детских работ.
Для привлечения к анализу детей придумываю другие игровые действия: они подсказывают белочке, где растет здоровый гриб на крепкой ножке, с круглой шляпкой, срывают и помогают прятать хорошие грибы, подсказывают, каким грибам надо подрасти, объясняют, почему получился гриб, похожий на мухомор, и т. д.
Характер игровых приемов, используемых при руководстве изобразительной деятельностью, зависит и от специфики, своеобразия самой изобразительной деятельности.
Один из приёмов — обыгрывание предметов, игрушек (объемных или плоскостных), картин-панорам и др. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т. п.). Ведь с ними можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься с горки», «прыгать, как зайчик», «ходить, как медведь» и т. п.).
В процессе использования этого приема ставлю перед детьми игровые задачи, побуждааю к самостоятельной постановке задач (Кого зайчик боится? Как ему помочь?). Игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать, что случилось (беседа, диалог); пожалеть, погладить (жест) и т. д.
Этот прием используется непосредственно перед началом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации). Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.
Другой прием— обыгрывание изображения. Он имеет несколько разновидностей. Следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с еще не законченным (создаваемым).
Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Крайне важно, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к изображению, но и выявляли его достоинства и слабые стороны, помогали вскрывать причины успехов и неудач. Другая разновидность приема — обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать «сюжетно-изобразительной игрой». Этот прием направлен на руководство процессом изображения, он как бы сопровождает его, включается в него.
Способы выполнения игрового действия в данном приеме разнообразны. Например, в, увидев рисунок, на котором изображена девочка в шубке, спросить ее: «Ты не замерзла без шапки?», тем самым неназойливо подсказывая малоинициативному ребенку возможность выполнения более выразительного рисунка.
Увлеченный игрой, ребенок сам ставит новые игровые задачи и решает их изобразительным способом («Надену девочке варежки, шапку»).
При выполнении сюжетного рисунка (аппликации) игровой прием направлен на «оживление» создаваемого образа, развитие замысла и усложнение, совершенствование изображения. Так, дети, рисуя на тему «Парк», сажают деревья, цветы, прокладывают дорожки; в парке растет трава, сюда прилетают птицы и т. п.
Таким образом, игровые приемы обучения, создавая игровые мотивы, близкие по содержанию к общественно направленным, обеспечивают принятие детьми цели (выполнить изображение), активность в ее достижении и осознание при этом предлагаемого для освоения учебного содержания.
Полученные знания дети закрепляют и осуществляют через создание игровых образовательных ситуаций. Большой потенциал для развития художественно — творческих способностей дошкольников заложен в совместной самостоятельной деятельности детей и взрослых. Мои воспитанники очень любят организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами. Экскурсии проводят для детей других групп, родителей. Выставки проходят по тематике тематической недели. Например, по теме «Космос» — дети рисовали на обоях небо с космическими кораблями. Для создания этого образа использовали метод разбрызгивания, трафареты кораблей, звёзд. Созвездия легко проявлялись на небе с помощью трафарета звёзд, причём дети познакомились со знаками зодиака, под которыми они родились. Детям было очень интересно узнать, что к одному знаку относятся много детей, а не он один. Они с удовольствием работают в центре изобразительной деятельности. Здесь для них созданы все условия и подобран разнообразный материал для выполнения работы нетрадиционными способами рисования (тычки из поролона, смятая бумага, нити, трафареты, ватные палочки, трубочки для раздувания и другое). Любимое занятие детей — это экспериментированию с изобразительными материалами и техниками. Они смешивали цвета, проводили опыты с фактурными отпечатками и др. Данные техники не только стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации у детей, но и вызывают желание творить дальше.
Детям предлагала солёное тесто для лепки, причём. сочетала его с разными по фактуре материалы (ватой, бумагой, бумажными салфетками, природным материалом.
С родителями была проведена определённая работа. Мастер — класс по использованию нетрадиционных технологий родителям очень понравился. В течение недели они совместно с детьми выполнили много работ. В результате получилась интересная выставка, а дети годились своими успехами. Но самое главное, что они интересовались у друг друга, как и чем сделали свои работы. Были проведены консультации для родителей: «Развитие творческих способностей детей», «Играйте с детьми красками», «Уголок по изо дома» и др.
В результате, в работах детей появилась продуманность композиции, тематика работ стала шире, дети научились обдумывать замысел, не бояться экспериментировать, использовать в работе разные материалы. Родители стали содействовать развитию творческих способностей. Многие мои выпускники пошли в школу искусств.