Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дом ребенка как способ социальной защиты детства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (186) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 01.01.2018

Статья просмотрена: 2138 раз

Библиографическое описание:

Башкина, О. В. Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дом ребенка как способ социальной защиты детства / О. В. Башкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 177-180. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47441/ (дата обращения: 19.12.2024).



Согласно «Конвенции о правах ребенка», ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. В документе сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» [1].

Важным является не только право родителей на воспитание детей, но и право каждого ребенка на удовлетворение его потребностей, причем права ребенка играют доминирующую роль. По мнению В. В. Белякова, И. А. Бобылевой, О. В. Заводилкиной, Н. П. Иванова, что когда права ребенка не могут быть удовлетворены родителями, на общество и государство возлагается ответственность профессионально вмешаться в дела семьи с целью разрешения вопросов жизнеустройства ребенка [2].

В настоящее время законодательно утверждены два коренных подхода к жизнеустройству детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: семейное устройство и устройство в государственное учреждение, вместе с тем предпочтительнее семья, способная на замену родительской. Именно этот смысл положен в п.1 ст.123 Семейного кодекса Российской Федерации, где указано, что размещение в государственное учреждение происходит только при условии отсутствия возможности в обеспечении ребенка одной из форм семейного воспитания: передача под опеку (попечительство), на усыновление или в приемную семью.

В статье 155.1 определены типы учреждений, в которые ребенок может быть передан на воспитание: образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги. Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации (Семейный кодекс, ч.1 ст.123; ч. 1 ст. 155.1) [3].

Рис. 1

Дом ребенка является одной из форм жизнеустройства детей, имеющей оптимальные условия для жизни, развития и воспитания ребенка. История их создания и функционирования имеет глубокие исторические корни.

В настоящее время согласно приказу Министерства здравоохранения России от 12 апреля 2012 г. N 344н г. Москва «Об утверждении Типового положения о доме ребенка» дом ребенка является учреждением здравоохранения, который предназначен для воспитания, оказания медицинской и социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям с дефектами физического и умственного развития [4].

Вследствие того, что дом ребенка числится как учреждение здравоохранения, основной задачей является сохранение и укрепление здоровья содержащихся в нем детей. Однако в настоящее время в домах ребенка осуществляются комплексные медико-психолого-педагогические задачи по уходу, воспитанию и развитию детей с использованием современных технологий, осуществляется личная и имущественная защита прав и интересов воспитанников. Приказ Минздрава РФ от 24.01.2003 N 2 «О совершенствовании деятельности дома ребенка» (вместе с «Положением об организации деятельности дома ребенка», «Положением о работе медико-психолого-педагогической комиссии дома ребенка») постановил выделять дома ребенка общего типа, где содержатся здоровые дети от рождения до 3 лет, и специализированные дома ребенка для детей с дефектами умственного и физического развития в возрастном диапазоне от 0 до 4 лет [5].

Итак, дома ребенка являются в России основными учреждениями, куда помещаются младенцы и дети раннего возраста.

Согласно отечественной психологии, период детства состоит из трех этапов: младенчество (новорожденность от 0 до 2 месяцев), раннее детство (от 1 до 3 лет) или преддошкольный возраст и дошкольное детство (от 3 до 7 лет). Таким образом, два из трех этапов своего детства маленький ребенок проводит в доме ребенка. Несмотря на то, что данный период представляет собой лишь краткий этап в онтогенезе человека, выдающиеся отечественные психологи полагали, что он является наиболее важным этапом, вследствие созревания в этот период морфологических структур головного мозга и физиологических функций организма, становления психики ребенка [6].

По мнению зарубежных психологов, основы личности закладываются практически с самого рождения. В соответствии с теорией Э.Эриксона основы личностного развития человека закладываются от рождения до 18 месяцев. Именно этот период ребенок приобретает чувство доверия к окружающему миру, формирует позитивное самоощущение. Отмечено, что если в результате неблагоприятных условий, ребенок пропускает определенный сенситивный период, необходимый для развития конкретных психически функций, то в будущем возникает опасность невозможности восполнения этого «пробела» [7].

Профессиональная коммуникация воспитателя должна происходить с учетом характеристик общения присущих каждому возрастному периоду детства ребенка.

Рис. 2

Проблема психического развития детей в домах ребенка была представлена в работах И. В. Дубровиной, Т. М. Землянухиной, М. И. Лисиной, С. Ю. Мещеряковой, В. И. Космакова и др. Исследования данных авторов свидетельствуют о том, что уровень психического развития детей, воспитывающихся в семье и вне ее, различен: у детей в домах ребенка наблюдается сниженная инициативность, бедность арсенала средств общения, замедленное развитие познавательной деятельности, упрощенность эмоциональной сферы [8].

В рамках комплекса возложенных на дом ребенка медико-психолого-педагогических задач, особое внимание уделяется специальной коррекционной реабилитации, которая проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей детей.

Она включает в себя:

‒ формирование навыков и умений, необходимых в быту, а именно навыков самообслуживания;

‒ гигиенические навыки самообслуживания;

‒ навыки культуры принятия пищи;

‒ навыки аккуратного и бережного обращения с вещами;

‒ навыки культурного поведения и вежливого взаимоотношения.

Основные формы воспитания у детей навыков самообслуживания:

‒ индивидуальные и групповые занятия,

‒ проведение сюжетно-ролевых игр, в которых совершенствуются предметно-практические действия, происходит усвоение и познание окружающего мира.

Дом ребенка осуществляет защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних воспитанников:

‒ установление статуса сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей;

‒ лишение родительских прав родителей уклоняющихся от выполнения своих обязанностей;

‒ взыскание алиментов, оформление пенсий и других выплат;

‒ контроль поступления алиментов и пенсий на личные счета воспитанников;

‒ закрепление жилой площади.

Для проведения правовой работы в учреждении, применяются нормы трудового, жилищного, семейного, гражданского и уголовного права, законодательства в области здравоохранения, образования, социальной защиты и др.

Деятельность учреждения по защите прав детей направлена на защиту законных прав и интересов воспитанников, сохранение и укрепление здоровья, обретение каждым ребенком семьи.

Дом ребёнка проводит работу по сохранению и защите имущественных и личных не имущественных прав воспитанников, осуществляет представительство в государственных органах, судебных инстанциях, ведутся судебные дела.

Постоянно ведётся работа со службой судебных приставов по взысканию алиментов, а также в случае злостного уклонения от уплаты алиментов, дом ребёнка выходит с заявлением о привлечении родителей к уголовной ответственности по ст.157 УК РФ.

В доме ребенка ведется работа по выяснению, имеет ли воспитанник право на жилье. Закрепление жилья осуществляется органами опеки и попечительства на основании приказа. 2 раза в год проводятся обследования закрепленного жилья с составлением актов его сохранности [9].

Литература:

  1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 20.12.2017).

2. Алтышев К. Р. Профилактика социального сиротства. // Социальная работа. — 2009.- № 4. — С. 48–49.

  1. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 14.11.2017) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 20.12.2017).
  2. 4.. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 12 апреля 2012 г. № 344н г. Москва «Об утверждении Типового положения о доме ребенка» // Российская газета RG.RU. URL: https://rg.ru/2012/06/22/rebenok-dok.html (дата обращения: 20.12.2017).
  3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 января 2003 года № 2 «О совершенствовании деятельности дома ребенка» // Профессиональные справочные системы. URL: http://docs.cntd.ru/document/901852032 (дата обращения: 20.12.2017).
  4. Басов М. Я. Общие основы педологии. СПб.: Алетейя, 2007. — 380c.
  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер, 2001. — 450с. (Серия «Мастера психологии»).
  6. Космакова В. И. Особенности формирования негативных черт поведения детей раннего возраста в специализированных домах ребенка //Специальное образование. — 2010. — № 1. — С. 65–73.
  7. Официальный сайт ГКУЗ Самарской области «Дом ребенка «Солнышко» специализированный» [Электронный ресурс] // Раздел «Направления работы». URL: http://dr-soln.ru/index.php/component/content/article?id=24#log.html (дата обращения 19.12.17)
Основные термины (генерируются автоматически): дом ребенка, ребенок, попечение родителей, взыскание алиментов, государственное учреждение, интерес воспитанников, психическое развитие детей, Российская Федерация, Семейный кодекс, укрепление здоровья.


Похожие статьи

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ

Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение

Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей

Право на жилище в Российской Федерации и проблемы его реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи, и их родителей

Похожие статьи

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ

Прокурорский надзор за соблюдением прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение

Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей

Право на жилище в Российской Федерации и проблемы его реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи, и их родителей

Задать вопрос