В условиях провозглашения духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России на основе базовых национальных ценностей в качестве ключевой задачи современной государственной политики Российской Федерации настоящее исследование, во-первых, способствует формированию теоретической платформы для выявления и осмысления богатого имплицитного содержания базовых национальных ценностей, обобщенно представленных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, во-вторых, помогает осмыслить сущность таких понятий как «духовность» и «нравственность», обнаруживает генетическую взаимосвязь и последовательную зависимость между качеством духовности личности, уровнем ее нравственности и степенью ее сформированности в качестве гражданина.
В условиях изменение духовных, нравственных ценностей современного российского общества система подготовки офицерских кадров и государственных служащих должна отвечать требованиям государственной политики.
Патриотическое воспитание нации определено Президентом В. В. Путиным в качестве приоритетной задачи государства и общества, и это накладывает на нас особую ответственность. В России есть существенный ресурс национального развития — ресурс нравственного, профессионального и национально-ориентированного государственного управления, который возможно использовать при подготовке кадров управленческой элиты с детства.
Поэтому в настоящий момент, исторический опыт прошлого по формированию личности офицера для общества и государства востребован. В современных условиях очень важно сохранить преемственность славных традиций офицерства, чтоб не только не растерять опыт, накопленный столетиями, но и приумножить достижения.
Система учреждений кадетского образования России существует и развивается. И сегодня, она существенно пополняется путем образования десятков новых кадетских корпусов, школ, классов в субъектах Российской Федерации. При этом их предназначение, количество, программы и сроки обучения были и остаются различными.
Важными характеристиками духовно-нравственного развития для нас явились (по А. Г. Думчевой [16, с.38–39]):
1) направленность вектора духовного взросления:
– направленность личности (целей, ценностей, смыслов, потребностей);
– экзистенциальная картина мира (жизненные позиции, жизненные программы, жизненные планы);
2) динамика духовного взросления:
– устойчивость (структурность) (ценностей, целей, жизненных принципов, эмоционального тона и благоприятного настроения, развития волевой регуляции);
– изменчивость (пластичность) (динамика мотивов, появление новых способов поведения, способов деятельности, знаний, умений, навыков, новых форм реагирования и приспособления);
3) событийность:
– открытость вызовам бытия;
– исполненность экзистенции.
На основе анализа научной, художественной, биографической литературы и личного жизненного опыта (комплексный синтетический подход) автор выделил следующие 12 критериев критерии духовно-нравственного развития:
- Приобщенность к отечественному культурно-историческому наследию
- Мотивированность на социально-полезный труд как служение
- Образованность и ориентированность на ее совершенствование
Приобщенность к отечественному культурно-историческому наследию.
Из качества развитости, воспитанности и обученности складывается уровень образованности, выражается в полезном и ответственном служении ближним, обществу, Отечеству на основе как сформированных в процессе развития и воспитания личных нравственных качеств, так и приобретенных в процессе обучения знаний, умений и компетенций.
Служение Отечеству и ближним требует одних и тех же сформированных качеств — способности к жертвенности, ответственности, верности, терпения, усердия, целеустремленности и решительности, милосердия, высокой образованности (развитости, воспитанности и обученности), деятельной любви к ближним, к Отечеству и т. д., которые во многом напрямую зависят от качества нравственности.
В соответствии с заявленной основой для формирования модели духовно — нравственной личности целесообразно выделить группу ценностных ориентиров образовательной деятельности:
– Отечественное культурно-историческое наследие;
– Качественное образование с целью служения Отечеству;
– Труд как активное служение;
– Гражданский долг и социальная активность.
Необходимы особые дополнительные условия, обеспечивающие становление личности выпускника как ответственного и образованного гражданина:
– системность организации образовательной деятельности на основе национальных традиций, обеспечивающаяся, во-первых, единством ценностной ориентации и целеполагания основных участников образовательного процесса, прежде всего администрации школы, педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся и, во-вторых, ориентацией всех направлений и видов деятельности образовательной организации на достижение стратегической цели — формирование личности обучающегося как, ответственного и образованного гражданина;
– сформированность уклада жизни образовательной организации на основе аксиологических, антропологических и экклесиологических оснований миссии и цели общеобразовательной организации;
– единая ценностная ориентация значимых субъектов окружающей социальной среды образовательной организации, влияющих на характер и качество социализации обучающихся (другие общеобразовательные организации, семьи, общественные организации, традиционные российские религиозные объединения, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ и т. д.), формируемая на основе базовых национальных ценностей,
– приобщенность (стремление к приобщению) семей обучающихся к гражданским ценностям, в идеале — отождествление себя с Россией, осознание себя частью русского народа, личная ответственность за состояние окружающей природной среды, трудолюбие, стремление к личностному росту (развитию), овладению полезными знаниями и навыками, раскрытие талантов (самореализация) с позиций служения Отечеству на пользу;
– формирование системы воспитательной деятельности образовательной организации на основе системно-деятельностного подхода, направленного на практическое приобщение обучающихся к гражданским ценностям через дела любви, жертвенности, мужества, взаимопомощи, служения, ответственного отношения к освоению знаний и компетенций, защиты чести своего класса, своей школы, своего города, своей страны, терпения, милосердия, сострадания, и т. д.;
– сформированность ценности «Ответственный и образованный гражданин» лично у представителей администрации школы, педагогов и большинства родителей (законных представителей) обучающихся на уровне не ниже средней степени выраженности показателей данного критерия сформированности личности выпускника, согласно данным таблицы, и личная устремленность этих представителей к достижению ими высокой степени выраженности показателей данного критерия.
Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие — осуществляемое в процессе социализации — последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Общей целью духовно — нравственного развития является воспитание, психолого-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам и предусматривают:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике. Реализация кадетского образования предпологает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание кадетства, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
– в содержании и построении уроков;
– в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;
– в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
– в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
– в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
– в личном примере ученикам.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ и т. д. в следующих направлениях:
– Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских собраний, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т. п.
– Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционные праздники: Неделя кадет, посвящение в кадеты, губернаторский кадетский смотр, кадетский бал, участие в Параде победы, фестивали Спецназ России, Песенный марафон «Моя Армия», прощание с кадетским флагом и т. п.)
– Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций с родителями по оказанию помощи малообеспеченным семьям, отправке посылки солдату — выпускнику школы.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников, относятся:
– ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, политические предпочтения и др.);
– характеристика социальных чувств (патриотизм, готовность служить Отечеству);
– индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т. п.).