Нравственное воспитание осуществляется на протяжении всей жизни с учетом среды — семья, друзья, школа, организация. Нравственное воспитание имеет свою специфику. Прежде всего влияет на формирование представлений понятий, суждений, оценок и на этой основе формирование нравственных убеждений, способствует обогащению, собственного опыта, самовоспитанию личности. В подростковом возрасте важно формирование нравственной личности. Развитие личности включает формирование потребностей: в труде, общении, освоении культурных ценностей, развитии способностей разных направлений. Эти потребности развиваются в процессе деятельности. В процессе деятельности у ребенка формируются социально полезные привычки поведения, отношения. Любая роль в социуме требует нравственных образований: осознанности, ответственности, чувства гордости, дружбы. Таким образом складывается определенный опыт в освоении среды ближайшего окружения, устанавливаются контакты со сверстниками, проявляется потребность в самопознании и утверждении личности. Активно формирующиеся мировоззренческие взгляды позволяют оценить нравственные нормы, и понять их необходимость. Стремление к самоутверждению сопровождается развитием самостоятельности и опережает развитие моральных качеств и опыта нравственного поведения во взаимоотношениях с окружающими людьми. Эта потребность появляется весьма противоречиво в зависимости от особенностей протекания процесса социализации личности, предшествующего жизненного опыта. Стремление к самоутверждению сопровождается развитием активности, самостоятельности проявляющимся в юношеском максимализме.
Нравственность является показателем культуры человека. Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Осознание личностью своего облика, места в обществе характеризует нравственное отношение к своему поведению. Человек сравнивает свои идеалы и помыслы с жизнью окружающих людей, критически оценивает себя. Важное качество личности — это гуманизм. Гуманизм наследует традиции уважения человеческого достоинства в независимости от расы, пола и нации. Проявление гуманности у подростка прежде всего — сострадание горю человека, готовности помочь, защитить от оскорбления и насилия. Это важный момент морали. Формирование нравственно-духовного отношения к себе, происходит успешно, если человек предъявляет к себе высокие требования. Главное в воспитании подрастающего поколения — добиваться, чтобы принципы нравственного поведения постепенно приняли форму внутренних требований каждого школьника к самому себе.
А духовность является ценностной характеристикой сознания человека. Под понятием «духовность» подразумевается особый образ мышления и жизнедеятельности людей, основанный на приоритете нематериальных, гуманных ценностей. Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя — в поисках и открытии самоценного, самосовершенствования; в стремлении найти ответы на «извечные вопросы бытия» — об устройстве мира, истине, о добре и зле. Между этими двумя понятиями существует глубокая связь. Задача развития духовно-нравственной личности должна быть связана с мотивацией учения. Создание пространства духовно-нравственного воспитания и образования в целом должно осуществляться на основе партнерства с учреждениями культуры и спорта, средств массовой информации и т. д. Восстановление духовного, нравственного, интеллектуального потенциала подростков возможно только с возрождением системы духовно-нравственного воспитания. Нравственно-духовное воспитание подрастающего поколения предполагает усвоение моральных норм, принципов. Наиболее высоким уровнем нравственной воспитанности личности является ее способность ориентироваться не на внешние требования, а на внутренние нормы поведения. Иногда наблюдается разрыв между сознанием и поведением. Трудно вести себя правильно, если не знаешь как надо поступить в том или ином случае. Только сознательное усвоение моральных знаний помогает понять, что в поступках хорошо или плохо.
В отечественной педагогической мысли XIX — начала XX вв. проблема духовно-нравственного воспитания поднимается в трудах выдающихся педагогов и деятелей образования — К. Д. Ушинского, Н. Ф. Бунакова, В. Я. Стоюнина, В. И. Водовозова, В. П. Острогорского, В. Г. Белинского, Л. Н. Толстого, С. А. Рачинского, К. Н. Вентцеля и др. К. Д. Ушинский — первый из отечественных педагогов, выдвинувший идею народной школы. По мнению великого педагога, человечеству не надо выдумывать воспитание. Ведь оно существует в русском народе изначально, с момента появления самого русского народа. Воспитание родилось вместе с человеком, и также как в человеке в воспитании отразились лучшие и худшие качества. Это служит основой для новых поколений России. После либеральных реформ Александра II 1860-х гг., Ушинский обращал внимание, что сам народ высказывает потребность «нравственного преобразования».
Последователями К. Д. Ушинского были В. Я. Стоюнин, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, В. П. Острогорский. В основе педагогической системы этих педагогов лежат любовь и уважение к человеку, индивидуальный подход в воспитании. Путь воспитания человека-гражданина, по их мнению, должен начаться с использованием воспитательного значения лучших образцов литературы, искусства, картин природы, народного творчества. Автор считает, что государству нужны хорошо образованные, интеллигентные, хорошо подготовленные школой граждане — годные для государственной службы. Для того чтобы государство развивалось, служащие должны отстаивать интересы страны. А это могут сделать только образованные, эрудированные люди [23, с. 3–17].
Н. Ф. Бунаков воплотил идеи о доступности образования в Петинской школе, которая просуществовала 19 лет. В школе обучались крестьянские дети. Особое место в школе отводилось праздникам, посвященных выпуску учеников и всевозможным знаменательным датам, выдающимся деятелям науки и искусства. Так же как и К. Д. Ушинский Н. Ф. Бунаков отводил особую роль изучению родного языка. Основными трудами педагога стали книги «Живое слово», «Азбука и уроки чтения», «В школе и дома», а также обобщенный опыт по деятельности Петинской школы «Сельская школа и народная жизнь».
Воспитательная задача школы, по мнению известного деятеля народного образования XIX века С. А. Рачинского, должна состоять в том, чтобы развить в детях те духовные богатства, которыми славится душа русского народа. Рачинский обращал внимание, что нравственная суть русского человека заложена с самого рождения. Поэтому, особое значение он предавал школьному образованию, поскольку только школа может поддерживать, направлять могучие детские задатки. Одной лишь школе это не под силу.
Значимый вклад в изучение проблемы духовно-нравственного развития личности внес К. Н. Ветцель. В одной из своих первых работ «Основные задачи нравственного воспитания», которую он написал еще в 1896 г. К. Н. Вентцель утверждал, что нравственное развитие является честью всеобщего развития жизни. Поэтому, чтобы правильно раскрыть смысл нравственного развития, необходимо подвергнуть анализу и изучению все жизненное развитие. По мнению Вентцеля истинное нравственное воспитание возможно лишь при условии личностной свободы. Педагог считал, что нравственное воспитание способствует накоплению опыта нравственного поведения и обосновывал идеи свободного воспитания.
Весомый вклад в анализ и развитие теории нравственного воспитания внесли педагогические идеи Павла Петровича Блонского. После себя педагог оставил богатое наследие — более 200-х трудов. Цель воспитания по П. П. Блонскому — изучение природы ребенка, всестороннее развитие личности, которое, по его мнению, возможно, решить путем соединения умственного образования с эстетическим, физическим и нравственным.
Блонский совершенно правильно отмечал, что нравственность человека зависит от правильно организованного воспитания и социальных условий жизни.
Соломон Маркович Ривес — доктор педагогических наук, профессор, автор таких бесценных трудов, как «Трудные дети», «Воспитание воли учащихся в процессе обучения», «Опыт коммунистического воспитания. От школы-коммуны к детскому городку им. Октябрьской революции» и многих других. Основываясь на идеи гуманной педагогики, создал уникальное для своего времени (1920-е гг.) учебное заведение для беспризорных детей. Эта уникальность заключалась в том, что все воспитанники одесской школы-коммуны формировались по отрядам и группам на основе принципа единых интересов и одинакового уровня развития. Главной идей воспитания, во многом схожей с идеями А. С. Макаренко, выступали принципы коллективизма и самообслуживания — как залог творческой и одаренной личности.
Лидия Ильинична Божович — ученица Л. С. Выготского. Основываясь на его знаменитую культурно-историческую концепцию, создала свою неповторимую концепцию личности. В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Л. И. Божович указывает, что личность — это человек, который достиг определенного уровня психического развития.
Кроме того, по мнению Л. И. Божович личность обладает совокупностью собственных взглядов, оценок, моральных установок, требований к самому себе. Личность — это «активный» человек, способный воздействовать на окружающую его действительность, контролирующий свое поведение и психику. Л. И. Божович обращала внимание, что в процессе нравственного воспитания ребенка, огромное значение играет мотив. Мотивом Л. И. Божович назвала то, что побуждает деятельность и активность ребенка — игрушка, интерес, стремление к одобрению, чувство долга. [12, с. 174]. По мнению педагога, воспитать высоконравственную личность с помощью принуждения невозможно.
Василий Александрович Сухомлинский — выдающийся советский педагог-новатор. Уникальная педагогическая идея, основанная на принципах гуманизма, признавала личность ребенка высшей ценностью.
В своей работе В. А. Сухомлинский старался развить в детях не только самые лучшие качества, но и создать нравственный идеал.
Высоконравственное поведение ребенка складывается как пазл из маленьких поступков — действий или бездействия по отношению к себе и другим людям. Сухомлинский отмечал, что в детстве человек должен пройти особую школу — школу добрых чувств.
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания молодежи приобрела особую остроту. Во-первых, этому способствует государственная политика в области образования, а именно: Конституция Российской Федерации 1993 г., Закон «Об образовании» 1992 г., Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 24.09.1997 г., «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» 2009 г. В Концепции говорится, что образованию отводится ключевая роль в духовном сплочении современного российского общества, укреплении позиций перед лицом внешних и внутренних вызовов, повышении уровня доверия человека к своей стране.
Во-вторых, идет активный поиск моделей духовно-нравственного воспитания, который выражается в различных аспектах: теоретическом, содержательном, изучение проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся на отдельных предметах, и профессиональном.
Первый аспект представлен воззрениями Патриарха Кирилла, Н. Д. Никандрова, В. И. Слободчикова, А. А. Королькова, И. В. Метлик, A. B. Мудрик, Т. В. Петраковой, И. М. Подушкиной, А. А. Игнатова, А. А. Романова.
Содержательный аспект — И. В. Метлик, A. B. Мудрик, Ф. Н. Козырев, В. А. Никитин, A. B. Панкратов, А. И. Половинкин и др. Изучением проблемы духовно-нравственного воспитания на отдельных предметах истории, литературы, музыки, изобразительного искусства занимаются В. А. Никитин, С. В. Перевезенцев, С. Г. Макеева, М. М. Дунаев, В. В. Алеев, А. М. Троицкий.
В современной России взята за основу педагогика сотрудничества и поддержки, представленная трудами Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталова, С. Н. Лысенковой, Е. И. Ильина, О. С. Газмана.
Таким образом, проблема духовно-нравственного воспитания личности является многомерным и сложным явлением, в рамках которого развивались в разное время различные взгляды ученых, педагогов, философов, предлагались различные подходы к изучению и реализации на практике нравственного воспитания, на каждом этапе выдвигалась та система положений, которая включала в себя установки, задачи, методы нравственного воспитания.