Анализируя безопасность на дорогах при эксплуатации беспилотников с различными системами управления, предлагается обеспечивать снижение риска дорожно-транспортных происшествий.
Ключевые слова: беспилотный автомобиль, дороги, безопасность.
Analyzing road safety in the operation of unmanned vehicles with various control systems, it is proposed to reduce the risk of road accidents.
Key words: unmanned vehicle, road, safety.
Для того, чтобы беспилотный автомобиль (рис. 1) лучше ориентировался на дорогах в условиях плотного городского трафика, необходимо создание высокоточных цифровых карт, для того, чтобы компьютер оценивал ситуацию не только с помощью камер и датчиков, но и помогут увидеть ситуацию непосредственно рядом с автомобилем. Также автомобиль будет опираться на сеть Wi-Fi или ГЛОНАСС, чтобы наблюдать вне его поля зрения. В связи с этим, необходимо специально оборудованные светофоры, дорожная разметка и знаки. Так как дорожные знаки могут быть повреждены или намеренно испорчены, то во избежание аварий из-за таких ситуаций нужно создать специальные алгоритмы (рис. 2, рис. 3), дополнительно анализирующий контекст, в котором встречается дорожный знак.
Рис. 1. Беспилотный автомобиль
Рис. 2. Схема системы интеллектуального управления роботом
На основе показаний датчиков, данные с которых поступают в электронный блок управления, компьютер оценивает текущее техническое состояние автомобиля и непрерывно передаёт информацию в облачное хранилище данных. При поломке автомобиля и различных неисправностей подаётся сигнал на ближайшую станцию технического обслуживания беспилотных автомобилей, после чего компьютерная программа исключает риски, созданные при экстремальных условиях и корректируется.
Рис. 3. Структурная схема системы супервизорного управления
Децентрализованные базы данных будут предоставлять информацию об опасных зонах, осадках, видимости, ветре и информации о ситуации на дорогах. Разумным решением будет выбор автомобиля с максимальной экономичностью и маленького размера для лучшего маневрирования в городском потоке. Необходимо создать такой мегаполюс движения беспилотного автомобиля, чтобы он не выделялся из потока других транспортных средств, данная разработка поможет собрать максимальное количество нарушений в сфере правил дорожного движения. За основу данного проекта взят автомобиль «Сhevrolet Spark».
Рис. 4. Основа проекта «Chevrolet Spark»
Для оснащения беспилотника, следует установить оборудование, взятое с прототипа автомобиля компании «Яндекс» на базе гибридного «Toyota Prius» (рис. 5)
Рис. 5. Прототип беспилотного автомобиля компании «Яндекс» на базе гибридного «Toyota Prius»
Диспетчер будет задавать маршрут данному беспилотному автомобилю, по которому он будет курсировать, неся своё дежурство. Находясь на рейде, автомобиль будет регистрировать нарушения правил дорожного движения, такие как: превышение скорости, движение на запрещающий сигнал светофора, пересечение сплошных линий, опасное вождение, создание аварийных ситуаций на дороге и отправлять данные в государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Вместе с этим, компьютерные программы будут сверять автомобили по базе данных, проверяя их на предмет угона и отправлять сигнал на ближайший пост дорожно- патрульной службы для проверки транспортного средства. Помимо улучшения технической составляющей и повышения безопасности, для перехода к массовому использованию автономных автомобилей необходимо решить множество вопросов на законодательном уровне. Необходимы нормативные документы, определяющие основные технологические и юридические понятия в данной сфере, регулирование возможностей использования таких технологий в целом, ответственности в случае инцидентов с беспилотными автомобилями. Производителей необходимо обязать программировать свои беспилотные автомобили так, чтобы в случае чрезвычайной ситуации первоочередной задачей для беспилотников было спасение человеческой жизни, в ущерб животным, частной или государственной собственности. На заводах изготовителях должна стать обязательной установка чёрных ящиков, которые в случае аварии помогут понять, кто из участников движения стал причиной дорожно транспортного происшествия. При предварительной экспертизе второй участник ДТП всегда будет виновен, до расшифровки данных с чёрных ящиков. Запретить испытание, непрошедших сертификацию беспилотных автомобилей в городских условиях. Необходимо оставлять возможность переключения на ручное управление, для чрезвычайных ситуаций. Это лишь малая часть того, что предстоит утвердить на законодательном уровне в России.
Ежегодно из-за несоблюдения правил дорожного движения в России гибнет 24 тысячи человек, данная проблема сподвигла нас на разработку специального беспилотного автомобиля для дорожно-постовых служб. С помощью него появится возможность улучшения регулирования ситуаций на дорогах за счёт более жёсткого контроля над участниками движения, что приведёт к снижению числа аварийных ситуаций. Помимо вышесказанного, создание этого беспилотника даст толчок к автоматизации работы ГИБДД.
Литература:
- Поезжаева Е.В//Концепция развития робототехники: учеб. пособие: / Е. В. Поезжаева. — Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017.-437 с.