Моделирование асинхронного двигателя с переменными IS – IR на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink
Емельянов Александр Александрович, доцент;
Пестеров Дмитрий Ильич, студент;
Вотяков Александр Сергеевич, студент;
Захаров Александр Олегович, студент;
Соснин Александр Сергеевич, студент;
Гусев Владимир Михайлович, магистрант.
Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)
Бесклеткин Виктор Викторович, магистрант.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург)
Быстрых Денис Анатольевич, начальник конструкторско-технологического бюро
АО «Уральский турбинный завод» (г. Екатеринбург)
Габзалилов Эльвир Фиргатович, магистрант.
Уральский государственный горный университет (г. Екатеринбург)
Данная работа является продолжением статьи [1]. Проекции векторов и выведены на основе интегрирующих звеньев с моделированием в Simulink.
В работе [1] были получены уравнения (7) и (8) для расчета ISx в Script-Simulink:
Исключим слагаемые с . Для этого умножим первое уравнение на (Lm+LRσ), а второе – на Lm:
Вычтем второе уравнение из первого:
Разделим обе части уравнения на (Lm+LRσ):
Обозначим:
Перенесем в левую часть:
Ток ISx определится в следующем виде:
Структурная схема для определения тока ISx в Script-Simulink приведена на рис. 1.
Рис. 1. Структурная схема для определения тока ISx в Script-Simulink
Преобразуем структурную схему на рис. 1 в оболочку, позволяющую производить расчет коэффициентов в отдельном блоке Subsystem. Для этого вместо операторов с коэффициентами, рассчитываемыми в Script, установим блоки перемножения, к которым подведены сигналы с результатами расчетов в Simulink, как показано на рис. 2.
Рис. 2. Структурная схема для определения тока ISx в Simulink
Произведем аналогичную трансформацию при определении тока IRx. Повторим уравнения (7) и (8):
Исключим слагаемые с . Для этого умножим первое уравнение на Lm, а второе – на (Lm+LSσ):
Вычитаем второе уравнение из первого:
Разделим обе части уравнения на (Lm+LSσ):
Обозначим:
Перенесем в левую часть:
Определим ток IRx:
Структурная схема для определения тока IRx в Script-Simulink приведена на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема для определения тока IRx в Script-Simulink
Расчет коэффициентов будем производить в отдельном блоке Subsystem, поэтому вносим в структурную схему на рис. 3 блоки перемножения (рис. 4).
Рис. 4. Структурная схема для определения тока IRx в Simulink
Для расчета тока ISy приведем уравнения (9) и (10) из работы [1]:
Исключим слагаемые с . Для этого первое уравнение умножим на (Lm+LRσ), а второе – на Lm.
Вычтем второе уравнение из первого:
Разделим обе части уравнения на (Lm+LRσ):
Перенесем в левую часть:
Определим ток ISy:
Структурная схема для определения тока ISy в Script-Simulink приведена на рис. 5.
Рис. 5. Структурная схема для определения тока ISy в Script-Simulink
Подготовим эту схему для расчета в Simulink (рис. 6).
Рис. 6. Структурная схема для определения тока ISy в Simulink
Для расчета тока IRy повторим уравнения (9) и (10):
Исключим слагаемые с . Для этого умножим первое уравнение на Lm, а второе – на (Lm+Lσs).
Вычтем первое уравнение из второго:
Разделим обе части уравнения на (Lm+LSσ):
Перенесем в левую часть:
Определим ток IRy:
Структурная схема для определения тока IRy приведена на рис. 7.
Рис. 7. Структурная схема для определения тока IRy в Script-Simulink
Схема для расчета IRy в Simulink представлена на рис. 8.
Рис. 8. Структурная схема для определения тока IRy в Simulink
На рис. 9 представлена структурная схема для реализации уравнения электромагнитного момента в Simulink:
Рис. 9. Математическая модель определения электромагнитного момента M в Simulink
Из уравнения движения выразим механическую угловую скорость вращения вала двигателя (рис. 10):
Рис. 10. Математическая модель уравнения движения
Математическая модель асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с переменными IS – IR на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink дана на рис. 11, …, 15.
Рис. 11. Общая схема математической модели асинхронного двигателя с переменными
IS – IR на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink
Рис. 12. Паспортные данные
Рис. 13. Расчет коэффициентов базового варианта
Рис. 14. Расчет коэффициентов для варианта с переменными IS – IR
Рис. 15. Оболочка модели асинхронного двигателя с переменными IS – IR на выходе интегрирующих звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink
Эту же схему можно представить в более компактной форме с использованием блоков Goto и From (рис. 16) и отдельных субблоков с расчетами токов, приведенных на рис. 17 и 18.
Результаты моделирования асинхронного двигателя представлены на рис. 19.
Рис. 16. Оболочка модели асинхронного двигателя с применением блоков Goto и From
Рис. 17. Схемы для расчета токов ISx и ISy
Рис. 18. Схемы для расчета токов IRx и IRy
Рис. 19. Графики скорости и момента
Литература:
- Емельянов А.А., Пестеров Д.И., Вотяков А.С., Захаров А.О., Соснин А.С., Гусев В.М., Бесклеткин В.В., Быстрых Д.А., Габзалилов Э.Ф. Моделирование асинхронного двигателя с переменными IS – IR на выходе апериодических звеньев в системе абсолютных единиц в Simulink-Script // Молодой ученый. - 2017. - №51.
- Шрейнер Р.Т. Математическое моделирование электроприводов переменного тока с полупроводниковыми преобразователями частоты. – Екатеринбург: УРО РАН, 2000. - 654 с.
- Шрейнер Р.Т. Электромеханические и тепловые режимы асинхронных двигателей в системах частотного управления: учеб. пособие / Р.Т. Шрейнер, А.В. Костылев, В.К. Кривовяз, С.И. Шилин. Под ред. проф. д.т.н. Р.Т. Шрейнера. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 361 с.