Актуальность данной статьи заключается в том, что технологический процесс любого производства неразрывно связан с перемещением грузов. В осуществлении грузопотоков на предприятиях основную роль играют системы подъёмно-транспортных машин и оборудования. Для транспортирования груза, в основном применяются ленточные конвейеры.
Ленточными конвейерами перемещают сыпучие кусковые материалы, штучные грузы, а также пластичные смеси бетонов и растворов.
Их широко применяют для непрерывного транспортирования различных материалов в горизонтальном или наклонном направлениях. Они обеспечивают высокую производительность (до нескольких тысяч тонн в час) и значительную дальность транспортирования (до нескольких десятков километров). В строительстве используют передвижные и стационарные ленточные конвейеры, перемещающие грузы на сравнительно небольшие расстояния.
Целью статьи является выявить основные и дополнительные машины и механизмы для комплексной механизации процесса транспортирования сыпучих грузов. В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:
‒ изучить основные машины;
‒ изучить дополнительные машины;
‒ изучить главные параметры основных и дополнительных машин.
Основная машина в процессе транспортирования сыпучих грузов — ленточный конвейер. Эту транспортирующую машину характеризует длина транспортирования L и ее составляющие — длина горизонтальной проекции Lр и высота подъема материала Н, связанные между собой зависимостью:
Lр = L1·cos β; Н = L·sin β,
где α — угол подъема.
При транспортировании насыпных грузов минимальная ширина ленты должна удовлетворять условию:
‒ для рядового груза В = 2·а + 200 мм;
‒ для сортированного груза В = 2·а + 200 мм,
где а — размер типичного куска.
Схема ленточного конвейера приведена на рисунке 1.
Рис.1. Схема ленточного конвейера
Расчетная ширина Вр ленты конвейера:
где П — производительность конвейера, м3/ч;
V — скорость ленты 2 м/с;
КП — коэффициент производительности для желобчатой ленты:
КП = 160∙ [3,6∙Кβ∙tg(0,35φ) + 1],
где Кβ — коэффициент, учитывающий угол наклона конвейера к горизонту;
φ — угол естественного откоса транспортируемого материала в покое.
В роли дополнительных машин выступают — самосвал по типу КамАЗ 6520 и мини-погрузчик по типу Bobcat S100.
КамАЗ 6520 представляет собой мощный грузовой автомобиль с самосвальной платформой с задней разгрузкой. Автомобиль грузоподъемностью до 20 тонн предназначен для перевозки по дорогам общего назначения строительных материалов и сыпучих грузов.
Основная характеристика этого автомобиля в процессе транспортирования — грузоподъемность, которая прямо пропорционально влияет на часовую производительность:
Часовая производительность КамАЗа-6520,применяемого для перевозки песка определяется по формуле:
Q,
где q– грузоподъемность автомобиля;
γ — коэффициент использования грузоподъемности;
β — коэффициент использования пробега;
Vt — техническая скорость автомобиля;
lег — средняя дальность ездки с грузом;
t — время погрузки и разгрузки.
Колесный мини-погрузчик Bobcat S100 с ковшом объемом 0,306 м3 предназначен для распределения сыпучих строительных материалов по объекту строительства. При необходимости, есть возможность навесить ковш меньшего или большего объема, но грузоподъемность ограничена характеристиками погрузчика, в случае с S100 это 0,5т.
Поскольку погрузчик обладает небольшими габаритными размерами все работы можно проводить в ограниченных пространственных условиях.
Основная характеристика — грузоподъемность. Для расчета часовой производительности принимается та же формула, что и у предыдущей машины.
Заключение. Комплексная механизация процесса транспортирования сыпучих грузов с использованием машин представленных в статье, значительно снижает временные и трудовые затраты.
Литература:
- Вайнсон, А. А. Подъемно-транспортные машины.. — 3-е изд. — М.: Машиностроение, 1974. — 431 с.
- Гузенков, П. Г. Детали машин.. — М.: Высшая школа, 1986. — 359 с.
- Добронравов, С.С., Дронов В. Г. Строительные машины и основы автоматизации — М.: Высшая школа, 2003. — 359 с.
- Кузьмин, А. В. Расчет деталей машин: справочное пособие.. — 3-е изд. — Минск: Высшая школа, 1986. — 400 с.