Статья посвящается поведению в обществе, правилам и нормам, которые должны соблюдаться в обществе. Девиацией называется отклонение от всеобще признанных норм. Говоря о нарушении поведения у детей, имеются в виду изменения, осложняющие и мешающие ребенку выразить себя.
Ключевые слова: дошкольники, девиантное поведение, расстройство, личностные особенности, ребенок.
The paper is devoted to behavior in society, rules and regulations that must be adhered to in society. Deviation is called the deviation from the General accepted norms. Speaking of behavioral disorders in children, refers to changes that are complicating and preventing the child to express themselves.
Key words: preschoolers, deviant behavior, distress, personality characteristics, child.
Дошкольное детство — это самый важный жизненный этап ребенка. Детство должно быть прожито полноценно и наполнено, тогда вся жизнь не будет казаться ущербной. Важно сопроводить развитие ребенка психологически грамотно, обеспечить полноценное развитие возможностей, которые у него имеются. В дальнейшем это позволит уменьшить ряд трудностей и отклонений в психологическом развитии ребенка [1].
Привычки и навыки несут большую роль в человеческой жизни. Когда ребенок поступает правильно он использует поведение, которое для него привычно и знакомо. Если ребенка никто не видит он поступает иначе, чем привык. Исследования показывают, что у большого количества детей дошкольного возраста имеются проблемы нарушения поведения. В психологической литературе не было обнаружено определения понятия и типологию нарушения поведения у детей дошкольного возраста [4].
Речь не сразу регулирует поведение ребенка. Дети в этом возрасте очень восприимчивы от происходящих ситуаций. Действия детей дошкольного возраста зависят от обстоятельств и окружающих. Поэтому дети часто игнорируют обращения и просьбы взрослых, а не из-за вредности.
У ребенка есть свои взгляды и оценки ситуаций. Если ситуация не соответствует взглядам, то происходит ответная реакция, которая называется аномальным поведением. Такая ситуация может сильно затронуть чувства ребёнка и тогда такое девиантное поведение может стать нормой и перейти в расстройство.
Приобретенная форма такого поведения называется расстройством. Наследственность и органические нарушения здесь не при чем. Причина заключается в видимых причинах и следствиях. Обиды и трудности возникают в тех ситуациях, которые ребенок не воспринимает.
Поведение, которое не соответствует норме можно назвать: аномальным, асоциальным, девиантным, неправильным.
Детские шалости, непослушание, хулиганские поступки можно отнести к девиантному поведению. Дети всегда готовы их совершить, внутренние причины и психические расстройства здесь не при чём.
Отклоняющее поведение может зародиться, когда ребенок на своем пути встречает много препятствий. Он стремится их обойти, а не устранить. Чтобы в дошкольном возрасте начала формироваться личность, ребенок должен осмыслить и преодолеть возникающие препятствия. Особенности детского темперамента и характера влияют на формы реагирования.
Отечественными и зарубежными исследователями были предложены разные подходы к нестандартному поведению. Большинство из основано на психических особенностях людей. Например: мотивация, характер, темперамент.
И. П. Подласый предлагает следующие типы нарушений поведения: непослушание, шалость, озорство, проступок, негативизм, упрямство, капризы, своеволие, грубость, недисциплинированность, агрессия. Отклоняющее, неправильное поведение относится к социально-психологическому понятию, так как оно зависит от норм, принятых в конкретном обществе [5].
М. Э. Вайнер предлагает к рассмотрению следующие типичные формы нарушенного поведения дошкольников: импульсивное, демонстративное, протестное, агрессивное, недисциплинированное, конформное, симптоматическое поведение [2].
Ребёнок стремится привлечь к себе внимание взрослых демонстрируя демонстративное поведение. Оно проявляется в форме детского кривляния. Взрослые обращают внимание на ребёнка и кривляние не уменьшается, а только увеличивается. Таким образом ребёнок демонстрирует то поведение, которые взрослые не одобряют. Он им говорит на невербальном языке: «Я делаю то, что вам не нравится!». В нередких случаях это единственный вариант привлечь внимание взрослых [3].
В два, три года ребёнок показывает негативное, упрямое и строптивое поведение. Это свидетельствует о нормальном развитии личности. Появляется стремление к самостоятельности, изучении нового, неизведанного. Ребёнок чтобы достичь поставленной цели может вести себя агрессивно [6].
Можно сделать вывод, что типичными формами нарушения поведения в дошкольном возрасте являются: импульсивное поведение, агрессия, непослушание, демонстративное поведение. Важными факторами в формировании поведения у дошкольников выступают: обучение, развитие, отношения со взрослыми и сверстниками, семейное воспитание.
Литература:
- Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [текст] / Э.Берн. — СПб, 2006.
- Вайнер, М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников [текст] / М. Э. Вайнер // Педагогическое общество России — Москва, 2004.
- Венгер, Л. А. О понятии «психологический синдром» [текст] /Л. А. Венгер// Журнал практической психологии и психоанализа № 3, 2001.- с.32–38.
- Возрастная и педагогическая психология [текст]/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н. Ф. и др.// Под. ред. Гамезо М. В. и др. — М., 2008–438с.
- Гонеев, А.Д., Лиофинцева, Н.И., Ялпаева, Н. В. Основы коррекционной педагогики [текст]/ Гонеев А. Д..-М.Академия, 2007–424с.
- Ениколопов С.Н Агрессивное поведение. [текст] / С. Н. Ениколопов// В сб. Особый ребенок: исследование и опыт помощи. — М, 2010.