Девиантное поведение у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (186) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 30.12.2017

Статья просмотрена: 1693 раза

Библиографическое описание:

Феденко, А. Ю. Девиантное поведение у дошкольников / А. Ю. Феденко, О. В. Шемет. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 206-207. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47554/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящается поведению в обществе, правилам и нормам, которые должны соблюдаться в обществе. Девиацией называется отклонение от всеобще признанных норм. Говоря о нарушении поведения у детей, имеются в виду изменения, осложняющие и мешающие ребенку выразить себя.

Ключевые слова: дошкольники, девиантное поведение, расстройство, личностные особенности, ребенок.

The paper is devoted to behavior in society, rules and regulations that must be adhered to in society. Deviation is called the deviation from the General accepted norms. Speaking of behavioral disorders in children, refers to changes that are complicating and preventing the child to express themselves.

Key words: preschoolers, deviant behavior, distress, personality characteristics, child.

Дошкольное детство — это самый важный жизненный этап ребенка. Детство должно быть прожито полноценно и наполнено, тогда вся жизнь не будет казаться ущербной. Важно сопроводить развитие ребенка психологически грамотно, обеспечить полноценное развитие возможностей, которые у него имеются. В дальнейшем это позволит уменьшить ряд трудностей и отклонений в психологическом развитии ребенка [1].

Привычки и навыки несут большую роль в человеческой жизни. Когда ребенок поступает правильно он использует поведение, которое для него привычно и знакомо. Если ребенка никто не видит он поступает иначе, чем привык. Исследования показывают, что у большого количества детей дошкольного возраста имеются проблемы нарушения поведения. В психологической литературе не было обнаружено определения понятия и типологию нарушения поведения у детей дошкольного возраста [4].

Речь не сразу регулирует поведение ребенка. Дети в этом возрасте очень восприимчивы от происходящих ситуаций. Действия детей дошкольного возраста зависят от обстоятельств и окружающих. Поэтому дети часто игнорируют обращения и просьбы взрослых, а не из-за вредности.

У ребенка есть свои взгляды и оценки ситуаций. Если ситуация не соответствует взглядам, то происходит ответная реакция, которая называется аномальным поведением. Такая ситуация может сильно затронуть чувства ребёнка и тогда такое девиантное поведение может стать нормой и перейти в расстройство.

Приобретенная форма такого поведения называется расстройством. Наследственность и органические нарушения здесь не при чем. Причина заключается в видимых причинах и следствиях. Обиды и трудности возникают в тех ситуациях, которые ребенок не воспринимает.

Поведение, которое не соответствует норме можно назвать: аномальным, асоциальным, девиантным, неправильным.

Детские шалости, непослушание, хулиганские поступки можно отнести к девиантному поведению. Дети всегда готовы их совершить, внутренние причины и психические расстройства здесь не при чём.

Отклоняющее поведение может зародиться, когда ребенок на своем пути встречает много препятствий. Он стремится их обойти, а не устранить. Чтобы в дошкольном возрасте начала формироваться личность, ребенок должен осмыслить и преодолеть возникающие препятствия. Особенности детского темперамента и характера влияют на формы реагирования.

Отечественными и зарубежными исследователями были предложены разные подходы к нестандартному поведению. Большинство из основано на психических особенностях людей. Например: мотивация, характер, темперамент.

И. П. Подласый предлагает следующие типы нарушений поведения: непослушание, шалость, озорство, проступок, негативизм, упрямство, капризы, своеволие, грубость, недисциплинированность, агрессия. Отклоняющее, неправильное поведение относится к социально-психологическому понятию, так как оно зависит от норм, принятых в конкретном обществе [5].

М. Э. Вайнер предлагает к рассмотрению следующие типичные формы нарушенного поведения дошкольников: импульсивное, демонстративное, протестное, агрессивное, недисциплинированное, конформное, симптоматическое поведение [2].

Ребёнок стремится привлечь к себе внимание взрослых демонстрируя демонстративное поведение. Оно проявляется в форме детского кривляния. Взрослые обращают внимание на ребёнка и кривляние не уменьшается, а только увеличивается. Таким образом ребёнок демонстрирует то поведение, которые взрослые не одобряют. Он им говорит на невербальном языке: «Я делаю то, что вам не нравится!». В нередких случаях это единственный вариант привлечь внимание взрослых [3].

В два, три года ребёнок показывает негативное, упрямое и строптивое поведение. Это свидетельствует о нормальном развитии личности. Появляется стремление к самостоятельности, изучении нового, неизведанного. Ребёнок чтобы достичь поставленной цели может вести себя агрессивно [6].

Можно сделать вывод, что типичными формами нарушения поведения в дошкольном возрасте являются: импульсивное поведение, агрессия, непослушание, демонстративное поведение. Важными факторами в формировании поведения у дошкольников выступают: обучение, развитие, отношения со взрослыми и сверстниками, семейное воспитание.

Литература:

  1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [текст] / Э.Берн. — СПб, 2006.
  2. Вайнер, М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников [текст] / М. Э. Вайнер // Педагогическое общество России — Москва, 2004.
  3. Венгер, Л. А. О понятии «психологический синдром» [текст] /Л. А. Венгер// Журнал практической психологии и психоанализа № 3, 2001.- с.32–38.
  4. Возрастная и педагогическая психология [текст]/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н. Ф. и др.// Под. ред. Гамезо М. В. и др. — М., 2008–438с.
  5. Гонеев, А.Д., Лиофинцева, Н.И., Ялпаева, Н. В. Основы коррекционной педагогики [текст]/ Гонеев А. Д..-М.Академия, 2007–424с.
  6. Ениколопов С.Н Агрессивное поведение. [текст] / С. Н. Ениколопов// В сб. Особый ребенок: исследование и опыт помощи. — М, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, девиантное поведение, внимание взрослых, демонстративное поведение, норма, поведение.


Похожие статьи

Особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжел...

Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста

В статье рассматривается важность воспитания нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста, особенности этого процесса и методы, которые можно использовать для достижения этой цели. Автор выделяет основные аспекты воспитания, такие ка...

Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения

В статье автор пытается определить причины агрессивного поведения детей и особенности агрессивных проявлений младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения.

Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения детей в школе

Авторы в статье рассказывают о проблемах поведения учащихся и профилактической работы с детьми с девиантным поведением.

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и рассматривается как проявление социальной дезадаптации.

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших школьников

В статье исследуется проблема агрессии как одной из форм девиантного поведения младших школьников. Экспериментальным путем доказывается, что агрессия является ведущей формой девиантного поведения младших школьников.

Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста

Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопроса...

Развитие произвольного внимания у младших школьников

В статье раскрывается актуальная и значимая на сегодняшний день тема развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. В рамках данной темы, также рассматриваются вопросы: что такое произвольное внимание, какова его структура, виды...

Похожие статьи

Особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжел...

Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста

В статье рассматривается важность воспитания нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста, особенности этого процесса и методы, которые можно использовать для достижения этой цели. Автор выделяет основные аспекты воспитания, такие ка...

Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения

В статье автор пытается определить причины агрессивного поведения детей и особенности агрессивных проявлений младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения.

Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения детей в школе

Авторы в статье рассказывают о проблемах поведения учащихся и профилактической работы с детьми с девиантным поведением.

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...

Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности

Девиантное поведение способно причинить ущерб саму индивидууму или обществу в целом, но не выходит за рамки медицинской нормы и рассматривается как проявление социальной дезадаптации.

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших школьников

В статье исследуется проблема агрессии как одной из форм девиантного поведения младших школьников. Экспериментальным путем доказывается, что агрессия является ведущей формой девиантного поведения младших школьников.

Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста

Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопроса...

Развитие произвольного внимания у младших школьников

В статье раскрывается актуальная и значимая на сегодняшний день тема развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста. В рамках данной темы, также рассматриваются вопросы: что такое произвольное внимание, какова его структура, виды...

Задать вопрос