В наше время в ряд важнейших задач педагогической науки входит объективный взгляд на оценку нашего прошлого педагогического опыта. И одно из самых значимых явлений — это педагогическая система Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на то, что взгляды и теории А. С. Макаренко долгое время не признавались в официальной педагогике, многолетняя борьба за их утверждение в данной науке привела к успеху. Сегодня мы можем констатировать, что идеи Антона Семеновича были приняты с серьезным смещением и даже искажением значительных акцентов. Теперь же с помощью проведённых в последние годы исследований, мы можем анализировать, какие причины способствовали этому и как это вообще произошло. Сам Максим Горький писал: «Макаренко — это, бесспорно, талантливый педагог-новатор. Колонисты говорят о нем с любовью и глубоким уважением» [1, с. 16]. В течение долгих восьми лет тяжелого труда и напряжённых поисков новаторских решений, А. С. Макаренко одержал долгожданную победу, организовав прекрасное воспитательное учреждение, тем самым принеся всемирную славу советской педагогике. Главным фактором в своей воспитательной работе он считал установление тесных связей между детьми и родителями, пропагандирование гуманного и внимательного отношения к детям, уважение их и интересов, введение труда в школе. В наши дни в России примерно тысяча школ придерживаются макаренковской организации. Общество уже признает, что детские дома и интернаты не справляются со своими задачами, дети выходят полностью неподготовленными к реальной жизни. А большинство колоний так и не достигают своей главной цели — перевоспитание несовершеннолетних. Самое бы время сейчас прислушаться к опыту систем Антона Семеновича, но, к сожалению, он почти забыт. Если подарить методике А. С. Макаренко вторую жизнь, то у всех нас может появиться надежда на светлое будущее. В последнее время ребята снова и снова совершают преступления, в полной мере так и не осознав своей вины, за что они наказаны или какие правила нарушили. Они просто не знают, как это — жить по правилам, так как зачастую взрослые просто забывают о такой своей обязанности как передача молодому поколению «инструкций» жизни. Около 2\3 подростков (по статистическим данным), отбывших наказание в виде лишения свободы, повторно совершают преступление. Данный факт подчеркивает актуальность нашей работы.
Для начала хотелось бы сказать, что самым главным условием успешной педагогической деятельности для Антона Семеновича являлось — четкое и определенное формирование знаний у воспитателя о целях воспитания детей. Все потому, что роль воспитателя занимает глубоко ведущее место в образовательно-воспитательном процессе.
«Воспитание нового человека есть дело поистине счастливое и посильное для педагогики» [2, с. 35] — говорил он, опираясь на марксистко-ленинскую теорию.
Взгляды А. С. Макаренко, прежде всего, были направлены на благожелательное и уважительное отношение к личности ребенка. Он считал, что любовь и уважение к своим воспитанникам обязательно должны подкрепляться требовательностью к ним. Социалистический гуманизм, выраженный в словах «требовательная любовь», прошел через всю педагогическую концепцию Антона Семеновича и является одним из основных принципов данной системы.
А. С. Макаренко был убежден, что при создании благоприятных условий и организации правильных методов воспитания любого ребенка, обиженного неблагоприятным состоянием жизни, можно ориентировать на успешное будущее, тем самым исправив его. Наказание является разумным и справедливым уроком в процессе познания окружающего мира, так как безнаказанность может воспитать только хулигана.
Особое внимание мы бы хотели уделить заинтересовавшей нас формуле «Жизнь воспитывает». Суть ее заключается в том, что ребенка не следует ограждать от реальной окружающей его действительности, нельзя воспитывать ребенка только в благоприятных, «тепличных» условиях. Задачей родителей является предоставить относительную свободу своим детям для того, чтобы они самостоятельно смогли организовать процесс борьбы за свою собственную лучшую жизнь. Этому нельзя научить, это необходимо прочувствовать.
Антон Семенович утверждал, что педагогика — это наука целесообразная. Педагог должен чётко и ясно представлять себе, каким он видит своего воспитанника в будущем, на выходе. Он должен проектировать целую личность, полагаясь на две воспитательные программы. Одна должна быть общая и рассчитана на всех детей. Например, все они должны быть честными, образованными, искренними и трудолюбивыми людьми. Однако, помимо этого должна быть еще и программа, направленная на конкретного ребенка, которая предполагала бы раскрытие его индивидуальных способностей и интересов. Последователи А. С. Макаренко попросту забыли о второй программе, не повезло и первой. Антон Семенович предупреждал, что она должна быть конкретна и ясна. И сформулирована она была им предельно просто: «Мы желаем воспитать культурного рабочего, дать ему образование, желательно среднее и квалификацию…». А закончил он эту характеристику словами: «Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым… способным жить и любить жизнь, он должен быть счастливым. И таким он должен быть в свой каждый нынешний день» [3, с. 397]. Наверное, нет более гуманной задачи, чем воспитать счастливого человека.
Но вскоре проект личности пропал, и вместо него развернулась абстрактная модель «всесторонне развитой личности», против чего прямо предостерегал А. С. Макаренко.
На данный момент особенно остро ощущается дефицит воспитательной программы. Естественно, рекомендации, сформированные Антоном Семеновичем в 30-ые года, сейчас просто не соответствуют социально-экономическим условиям страны. Однако, не стоит забывать сформулированного А. С. Макаренко требования: «Проектировка личности как продукта воспитания должна осуществляться на основании заказа общества» [4].
Следующая концепция талантливого педагога — воспитательный коллектив. Макаренко говорил, что сплочённый коллектив детей и педагогов по мере своего развития становится активным и могущественным воспитателем личности. Коллектив — это цель воспитания. У Антона Семеновича педагог ни в коем случае не стоит над личностью и коллективом. Он является равноправным членом коллектива, связанным с абсолютно каждым членом узами товарищества. А творец воспитательного процесса не только педагог, но и сами дети. Для А. С. Макаренко не существует такой дилеммы, как личность или коллектив. Своим идеалом он считал — гармонию и единство личности и коллектива. Ведь коллектив — это, можно сказать, целый живой организм, но только живущий по своим законам, это объединение товарищей, занятых общим делом.
Подводя итоги данной концепции, хотелось бы сказать:
1) Дети, воспитанные в коллективе, выходя во взрослую жизнь, будут направлены не только на получение, как в позиции многих современных подростков, но и на отдачу — а это уже этап зрелой, сформированной личности, осознающей ответственность перед обществом.
2) Такие дети будут полностью социально адаптированы, так как они жили и взаимодействовали в коллективе. Они, можно сказать, уже прочувствовали эту атмосферу и этот воздух.
3) Они смогут получать истинное удовольствие от своей работы, а значит, и от жизни, так как сами выберут профессию и место работы. Взрослые же в свою очередь должны способствовать развитию у детей врожденных задатков, а не лепить из них то, что сами захотят. Лишь при таких условиях возможна будущая счастливая жизнь детей. Конечно, человек воспитывается и для семьи, и для общества, и для народа. Но, в первую очередь, он воспитывается для себя и для собственного счастья. Нельзя забывать эту, возможно, самую важную деталь воспитательной программы.
Переосмысление и переработка понятийного аппарата, безусловно, составляет основу педагогической логики А. С. Макаренко.
В своих работах Антон Семенович охарактеризовал наиболее типичные ошибки педагогической логики: дедуктивное предсказание, этический фетишизм, уединенное средство.
Дедуктивное предсказание. На протяжении долгих лет в образовательных школах утверждалось, что политехнизм — есть хорошо, а профессионализм — плохо. В итоге в трудовом воспитании школьников образовалась огромная дыра, так как из них формировали лишь разносторонне образованных неумех. Но такова была сила теории тех времен. Тогда никто и не задумывался над вопросом: «А можно ли профессионально не подготовленных детей допускать к труду?». Несмотря на многочисленные осуждения взглядов Антона Семеновича, он не отрицал, что политехнизм — это хорошо, однако это не помешало ему давать своим воспитанникам по 3 и больше специальностей на профессиональном уровне.
Этический фетишизм. В самых первых документах единой трудовой школы были запрещены любого рода наказания детей, так как считалось, что «наказание воспитывает раба». А безнаказанность может воспитать лишь хулигана, утверждал Макаренко, обосновывая разумно построенную систему наказаний своим опытом.
Уединенное средство.Сама суть ошибки состоит в том, что из общей системы педагогических средств и технологий выхватывается какое-то одно и объявляется либо очень хорошим, либо очень плохим. Но на самом деле оно может быть и тем и иным, так как просто не срабатывает вне системы средств.
Педагогический опыт А. С. Макаренко является высочайшей вершиной мастерства современной педагогики. Антон Семенович внес большой вклад в развитие концепций педагогической науки. Он продолжал традиции марксистско-ленинской теории, разрабатывал новаторские решения и рассмотрел отдельные вопросы советской теории о воспитании. Итак, никогда не забывайте истины: «В воспитательной работе нет пустяков» [4]. В этом и заключается философия воспитания А. С. Макаренко. Лишь осознав ее истинный смысл, можно выделить ведущие аспекты педагогического новаторства Антона Семеновича Макаренко.
Литература:
- Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко. — М.: Просвещение, 1987.— 159 с.
- Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. Том 4. — М.: Педагогика, 1984. — 809 с.
- Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. Том 5. — М.: Педагогика, 1985. — 336 с.
- Макаренко А. С. Воспитание гражданина. — М., 1989. — 308 с.