С непрерывным укреплением тенденций к интеграции мировой экономики, сотрудничество и контакты между странами, сформировавшиеся на основе международного разделения труда, день ото дня становятся все более и более тесными, а взаимосвязь, взаимозависимость и совместное развитие становятся главными особенностями развития мировой экономики в настоящее время. А логистика, в свою очередь, является неотъемлемой частью взаимодействия в международной хозяйственной деятельности, постоянно усложняются и диверсифицируются требования людей к ней; понятие «Логистика» также постепенно отходит от просто военизированного определения и наделяется более широким содержанием, и в настоящий момент развитие и формирование логистики достигло стадии зрелости, т. е. «логистической интеграции».
При данных предпосылках через анализ научных определений понятия «логистика» в различное время в связи с обстановкой того времени можно наглядно отразить процесс формирования традиционной логистики в cовременную логистику, а также косвенно доказать наличие тесной связи между логистикой и экономикой.
В 1937 году Американская ассоциация по маркетингу определила понятие «логистика» как «поставку материальных товаров», что означает процесс передвижения материальных товаров и услуг из места производства к месту потребления при реализации, а также всевозможную сопутствующую экономическую деятельность. Данное понятие соответствует самому раннему научному определению логистики. Данное понятие позволяет увидеть, что логистика рассматривалась как часть процесса сбыта, в тот момент не существовало понятия импортной логистики (поставки материалов). После Второй мировой войны ранее использовавшееся в военной сфере управление логистикой (Logistics Management) вошло в сферу промышленных и торговых ведомств, после чего люди стали именовать его «промышленным снабжением» и «коммерческим снабжением».
До 50-х гг. XX века закупки, транспортировка, складирование и другие виды деятельности рассредоточивались по различным отделам, каждый отдел самостоятельно управлял функциями и элементами данной деятельности, оптимизация логистики была ограничена внутри отделов, на предприятиях не было самостоятельных отделов, занимавшихся управлением логистикой. Предприятия также не ставили целью снижение издержек на логистику при снижении общей себестоимости, а лишь заботились о снижении стоимости перевозок и сохранении издержек и других звеньев. В то время понимание логистики сводилось к перевозкам.
С 60-х гг. XX века транспортное оборудование и инструменты стали более крупногабаритными, началось зарождение крупномасштабной логистической деятельности, в сфере транспортных технологий появилось очень много крупногабаритного оборудования, например, танкеры, водоизмещением 200 тысяч тонн, рудовозы, водоизмещением 100 тысяч тонн и т. д. Это привело к появлению более широких перспектив для логистической отрасли — крупногабаритного транспорта и международного транспорта. В процессе быстрого развития сферы транспорта в данный период, люди начали изыскивать способы повышения уровня перевозок крупногабаритных товаров и разносортных грузов. В последующее десятилетие (70-е гг. XX века) в логистике начался период упаковки и контейнеризации, бурное развитие получили суда-контейнеровозы, контейнерные терминалы и т. д. Международные перевозки развивались не только в количественном показателе, также укреплялась тенденция к увеличению масштабов судов, вместе с тем, возрастали требования к уровню услуг международного транспорта. Развитие международных судов-контейнеровозов смогло удовлетворить потребность в перевозке средних и малых разносортных грузов, сталкивавшихся с наибольшими трудностями; суда-контейнеровозы стали курсировать по всем важнейшим морским трассам, что привел к быстрому повышению уровня перевозок разносортных грузов, и вместе с тем в данный период появилось международное сообщение, обеспечивающее более высокий уровень транспортных услуг.
В данный период на предприятиях начали углубляться знания о логистике, появилась интеграция части функций логистики; логистическая деятельность интегрировала в себе две важные функции: управление материальными потоками и управление сбытом, разделение этих важных функций управления позволило осуществлять регулирование поступающих и исходящих логистических потоков. Благодаря подобному функциональному управлению учет логистической стоимости стал ясным и простым. Таким образом, была заложена основа для эффективного контроля предприятиями логистической стоимости, произошел переход от раздельного управления всеми функциями логистики до интегрированного управления частью функций, что, несомненно, стало большим шагом вперед. Однако подобная интеграция все еще была недостаточной, логистическая деятельность предприятий не была объединена полностью, логистике все еще не доставало сообщения и связи с производственным отделом и отделом сбыта.
В 1950–1964 гг. соединение тенденций к расширению ассортимента товаров (Product Proliferation) и смешанной торговле (Scrambled Merchandizing) привело к появлению новой логики управления, в логистике началось ведение контроля себестоимости перевозок. На фоне данных предпосылок в 1974 году американский ученый Д. Бауэрсокс в своей книге «Управление логистикой» (Logistics Management) дал следующее определение понятию «управление логистикой»: «процесс управления всей деятельностью, связанной со стратегическим перемещением сырья, деталей и готовых продуктов с разных предприятий от продавца к покупателю». Данное научное определение включает в себя весь процесс перемещения товара от производителя к потребителю, в нем данный процесс не является просто экономической деятельностью предприятия, а включает в себя стратегию и управление. С этого времени понятие «логистика» не сводилось к прежнему значению из военной сферы — были созданы условия для того, чтобы данное понятие приблизилось к своему современному значению.
80-е гг. XX века — это период международных мультимодальных перевозок, автоматизации перевозок и развития погрузочно-разгрузочных технологий. Уровень автоматизации и механизации грузоперевозок непрерывно повышался, и вместе с тем, вслед за изменениями взглядов на требования людей международная логистика столкнулась с потребностью в высокочастотных поставках малых объемов разнообразной продукции, возникло множество новых логистических технологий, например, в сфере автоматизации перевозок и погрузочно-разгрузочных технологий. Международные мультимодальные перевозки получили сильное развитие на базе контейнерных перевозок. Логистическая отрасль постепенно вызревала, следуя в подобных условиях за процессом интернационализации и модернизации. Таким образом, тенденция интернационализации рынка свела закупочную логистику и логистику сбыта в единую отрасль и самую крупномасштабную экономическую деятельность.
Американский Совет управления Логистикой (Council of Logistics Management, сокр. CLM, сейчас сменил название на Council of Supply Chain Management Professionals — Совет профессионалов управления логистическими цепями, сокр. CSCMP) дал следующее определение понятию «логистика»: это процесс планирования, реализации и контроля перемещения и складирования сырья, изделий и готовой продукции и сопутствующей информации с места снабжения до места потребления с высокой эффективностью и низкими расходами с целью удовлетворения потребностей потребителя. [1]
В данном определении можно встретить слова «сырье», «изделие» и др., эти слова часто встречаются в производственной отрасли. Поэтому можно сказать, что в то время логистика рассматривалась в тесной связи с производственной отраслью, энергетикой. В XIX веке производство было важнейшей составной частью экономического развития. Например, в самом начале развития сталелитейной отрасли в США в 1870 году в стране насчитывалось 808 металлургических заводов, на которых работало 78 тысяч наемных рабочих, годовой объем производства составлял 3,2 млн. тонн, капитальные вложения оценивались в 121 млн. долларов. К 1900 году количество заводов составляло 669, при этом количество работников возросло до 272 тысяч, годовой объем производства составил 29,5 млн. тонн, а капитальные вложения оценивались в 590 млн. долларов. Другой важной отраслью являлась энергетика. С улучшением транспорта снизилась стоимость транспортировки угля, и уголь очень быстро заменил гидроэнергию в качестве основного источника движущей силы в промышленности Америки. В 1900 году производство торфа в США увеличилось до 270 млн. тонн против 4,49 миллионов за тридцать лет до того. [2]
В 90 гг. XX века из-за того, что развитие таких высоких технологий, как Интернет, штрих-код, определение местоположения при помощи спутниковых навигаторов, стало помогать в функционировании логистики, высокие технологии начали все больше и больше распространяться в международной логистике, предприятия смогли практически в реальном времени получать информацию о складах и реализации. Информация стала ключевым элементом в управлении логистикой и способствовала дальнейшей интеграции логистической деятельности на предприятиях. Когда во всем мире поднялся уровень информатизации логистики и уровень логистического обслуживания, логистика вступила в эпоху высокого сочетания с обслуживанием. В области управления предприятия также осознали, что роль обслуживания клиентов стала более важной; это осознание постепенно привело к поднятию цен цепей поставок через самую низкую себестоимость, подобное поднятие цен охватывало все звенья цепи поставок клиентов. В это время начали предпринимать первые попытки управления розничными продажами и управления материалами, начиная с закупки сырья и материалов и заканчивая внесением оплаты за готовую продукцию, осуществлять единое управление всем процессом логистики предприятия, т. е. осуществлять его на уровне всего предприятия, а не на уровне отдела, осуществлять рационализацию логистики, используя приемы систематизации. Подобная модель управления логистикой стала называться управлением логистической интеграцией. Интеграция всех звеньев логистики предприятия исключила возникновение любых препятствий между этими звеньями, повсеместно увеличила скорость товарооборота, сократила сроки хранения товаров, уменьшила складские запасы, снизила логистические издержки до минимального уровня. Вместе с тем, высокая степень стратегической координации отела логистики с отделом производства и отделом продаж повысила уровень управления предприятиями в целом, увеличила их конкурентоспособность и рентабельность.
В 1992 году CLM откорректировал определение логистики: «логистика — это процесс планирования, реализации и контроля перемещения и складирования продукции, услуг и сопутствующей информации с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами с места снабжения до места потребления с целью удовлетворения потребностей потребителей».
В данном научном определении «сырье, изделия и готовая продукция» были заменены словом «продукция», впервые было введено понятие «услуги», что углубило значение понятия «логистика». К тому же данный факт указывал на факт появления непроизводственной логистики — логистики услуг. Совет управления логистикой уже начал уделять внимание логистической деятельности в непроизводственной сфере.
В 1998 году Американский Совет управления логистикой дал новое определение: «логистика — это часть процесса в цепи поставок, которая заключается в планировании, реализации и контроле перемещения и складирования товаров, услуг и сопутствующей информации с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами с места снабжения до места потребления с целью удовлетворения потребностей потребителей». В данном определении указывается, что логистика является составной частью процесса в цепи поставок, что указывает на появление понятия «цепь поставок».
Логистика — это не просто отдельная интегрированная деятельность, а деятельность, в большей или меньшей степени связанная с деятельностью цепи поставок. Поэтому при реализации и контроле логистической деятельностью предприятия должны постоянно принимать во внимание интересы поставщиков и покупателей в сети поставок, а также интерес всех участников цепи поставок.
В 2002 году CLM было опубликовано следующее новое определение: «логистика — это часть процесса в цепи поставок, которая заключается в планировании, реализации и контроле перемещения и складирования товаров, услуг и сопутствующей информации с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами между местом снабжения и местом потребления с целью удовлетворения потребностей потребителей».
Данное определение расширило понятие «логистика» в обратном направлении, логистическая интеграция вышла за пределы предпринимательских кругов и достигла цепей поставок, предприятия-участники цепей поставок установили партнерские отношения сотрудничества друг между другом, утвердились понятия взаимной выгоды, совместного использования логистической информации, тесное сотрудничество и совместная работа в сфере функционирования логистики повысили эффективность перевозок, снизили себестоимость, добились повышения конкурентоспособности и увеличения взаимных интересов всей цепи поставок с целью предоставления клиентам многовекторного и высококлассного обслуживания. Эта постепенная интеграция логистики извне на новом этапе развития управления логистикой и является логистикой цепей поставок. Вслед за углублением теории управления цепями поставок, углубляется понимание потребностей людей в логистике.
Рис. 1. Эволюция понятия логистики [3]
В 2013 году Совет профессионалов управления логистическими цепями (ранее Совет управления логистикой) опубликовал новое определение: «логистика — это процесс планирования, реализации и контроля перемещения и складирования товаров, включая услуги и сопутствующую информацию с места снабжения до места потребления с высокой эффективностью и низкими расходами с целью удовлетворения потребностей потребителя. Данное определение включает в себя ввоз, вывоз, внутреннее и внешнее перемещение». В данном определение за основу взято предшествующее, но в него введены понятия «ввоз» и «вывоз», относящиеся к сфере международной экономической деятельности, что указывает на чрезвычайно важное значение логистики в международной торговле. Данное определение используется до сих пор, поскольку оно выражает истинный смысл современной логистики и имеет большое значение для точного отражения идей современной логистики и установок для ее развития.
Вывод:
Из процесса формирования современной логистики из традиционной можно увидеть, что современная логистика решает вопросы не только поставки товаров от производителя к потребителю, но и, являясь важным звеном цепи поставок, вопросы закупки сырья от поставщика до производителя, а также транспортировки, охраны и информационной сферы, и других областей в процессе производства товаров производителем, всесторонне и комплексно решает вопросы повышения эффективности и выгоды.
Поэтому современная логистика в целях удовлетворения требований предприятий и потребителей вырабатывает стратегические меры, рассматривая в единстве производство, транспортировку, сбыт и другие важные рыночные факторы.
Литература:
- http://cscmp.org/CSCMP/Educate/SCM_Definitions_and_Glossary_of_Terms/CSCMP/Educate/SCM_Definitions_and_Glossary_of_Terms.aspx?hkey=60879588-f65f-4ab5–8c4b-6878815ef921 CSCMP Glossary c.117
- http://news.hexun.com/2015–06–01/176370865.html
- Канке А. А., Кошевая И. П. Основы логистики: учебное пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. — М.: КНОРУС, 2013. — 576 c. C.14.