В исторической науке долгое время существовало убеждение о низком, почти бесправном положении женщин в обществе средневековой Руси. Подобные взгляды на общественные устои Древнерусского государства XIII-XV вв. были присущи историкам дореволюционного периода и долгое время не подвергались оспариванию. [7, с. 178] В советский период возрастает интерес ученых к изучению участия женщин в политической жизни страны и их социальном статусе. [7, с. 195] Современные исторические исследования положения женщины в Древнерусском государстве рисуют более сложную картину и ставят по сомнение некоторые выдвинутые ранее положения. [7, с. 197] При этом большое внимание уделяется изучению женщины как человека — ее быта, духовной жизни, повседневности и т. д.
При рассмотрении гендерного вопроса в обществе средневековой Руси необходимо учитывать локальные и хронологические особенности в развитии данного социума. Развитие различных регионов Древнерусского государства происходило под слиянием различных факторов, часто весьма индивидуальных и самобытных.
Доказательством этого может служить ситуация на Северо-Западе средневековой Руси. Являясь окраиной государства, Новгородская земля имела устойчивые связи с европейскими государствами, обладала большой свободой в вопросах управления и самобытным укладом жизни.
Женщина Новгородской земли в XIII-XV вв. не только занимала одно из центральных мест в собственной семье, но и являлась активным членом общества, принимая участие во всех областях общественной жизни, в том числе — в экономической сфере. Письменные источники указанного периода не уделяют внимания экономической стороне жизни населения, исключение составляют сделки, связанные с земельными наделами. [6, с. 29] Повседневная жизнь населения Средневеково Новгорода, в том числе участие женщин в экономической сфере общества, нашла отражение в Новгородских берестяных грамотах. Они были обнаружены в результате археологических изысканий на территории Новгорода и его пригородов в различные годы. Являясь данными личной переписки древних новгородцев, грамоты отражают моменты повседневной жизни людей, практически не искажая ее картину. [9, с. 67] Сложностью работы с берестяными грамота является возможность различной трактовки их содержания.
Приведем несколько примеров данному утверждению. Эти берестяные грамоты, как правило, являются поручениями или просьбами, которые мужчины отправляли своим женщинам — матерям, сестрам, женам. В том числе, эти поручения носят экономических характер — покупка или продажа чего бы то ни было, распоряжение и учет денежных средств. В качестве экономической сферы в данном случае рассматриваются все случаи, связанные с получением или передачей денежных средств, имущества или ресурсов, которые планировали и совершали авторы или герои грамот.
Полный спектр экономических обязанностей женщины содержит грамота № 354:
«Челобитье госпоже матери от Онсифора. Вели Нестеру собрать рубль да идти к Юрию-складнику. Проси его (Юрия), чтобы купил коня. Да иди с Обросием к Степану, взявши [мою] долю. Если он (Степан) [согласится] взять рубль [за коня], купи и другого коня. Да проси у Юрия полтину и купи с Обросием соли. А если мешков и денег он не добудет до поездки, то пошли их сюда с Нестером. Да [еще] пошли два тагана, коракулю, клейма, полсти, веретища, мешки и медвежью шкуру. Вели попросить у Максима-ключника пшенки, и деду поклонись, чтобы ехал в Юрьев монастырь попросить пшенки; а здесь [ее достать] нечего и надеяться». [1]
Автор грамоты дает поручения своей матери. Он называет мать госпожой, что свидетельствует о ее высоком положении в доме. Такой высокий статус в семье и средневековом обществе занимали вдовы. [5, с. 54] Можно предположить, что будучи вдовой, женщина стала хозяйкой дома и получила права распоряжения имуществом и управления хозяйством. Так же в грамоте упомянут ключник — человек, ведавший продовольственными запасами в доме. Это может свидетельствовать не только об обеспеченности и высоком положении семьи, но и о том, что женщина в доме руководила слугами.
Грамота свидетельствует о том, что женщина был в праве раздавать поручения прислуге, а также распоряжается имуществом семьи, продовольствием, семейными финансами, совершать сделки купли продовольствия и скота.
Приобретение продуктов питания являлось самой важной обязанностью женщины, так как именно она занималась приготовлением пищи, или же контролировала этот процесс. В данной грамоте упоминается «пшенка» — это просо, которое на территории Новгородской земли к XIV веку практически не выращивалось. [6, с. 217] Несмотря на то, что в данной грамоте не содержится прямого указания к покупке данного продукта, очевидно, что женщина должна была не просто «просить» просо, а приобрести его на денежные средства, хранившиеся в доме. Так же предметом торговых отношений здесь является соль, без которой невозможно представить процесс приготовления пищи в Средневековье.
Предметом торговых отношений, в которые вступала женщины, были не только продукты питания, но и скот. В грамоте № 354 говорится о приобретении коня. Женщина должна была не просто проконтролировать процесс покупки у одного продавца, но и самостоятельно купить второго коня в другом месте. Такое количество возложенные на женщину обязанностей говорит не только о ее высоком статусе в доме, но и большой степени доверия в экономических вопросах. Это может означать, что женщины часто совершали экономические сделки.
Берестяная грамота № 8 отражает участие женщины в сделке в качестве продавца крупного скота:
«От Семнуновой жены к Игучку. Тому, чья корова (или: чья у тебя корова), скажи: «Если хочешь корову и едешь за коровой, то вези три гривны». [1]
Купля-продажа скота — это серьезная сделка, так как лошади и коровы являлись основой благополучия семьи — это и источник продуктов питания, и рабочая сила. Так же данная сделка предполагает передачу крупных денежных сумм от одного человека другому. Тем не менее, мужчины Новгородской земли в XIII-XV вв. доверяли своим женщинам столь крупные и важные сделки, что говорит о несомненно высоком авторитете женщин в семье.
Особо необходимо отметить, что женщина в сделках выступала от имени мужа. Например, в одной из берестяных грамот использован термин — «Семнунова жена». Вероятно, это обусловлено тем, что, хотя женщины и вступала в товарно-денежные отношения, ответственность за сделку нес ее муж или старший мужчина.
Женщины Новгородской земли в XIII-XV вв. не только совершали торговые сделки от имени мужчин, но и выполняли поручения по передаче и получении денег, вероятно, долговых. В грамоте № 354 говорится о том, что женщина должна от имени мужа просить деньги в долг — «проси у Юрия полтину». [3]
Новгородская грамота № 363 говорит:
«Поклон от Семена невестке моей. Если, может быть, ты не помнишь, то [имей в виду:] у тебя солод был. Солод ржаной в подклете. Ты возьми пригоршню, а муки, сколько нужно, и испеки [пирога] в меру. А мясо на сеннике. А что [касается того, чтобы] дать рубль Игнату, то ты дай». [4]
В данной грамоте хозяйственные поручения невестке дает свекор. Можно предположить, что невестка стала главной женщиной в доме после смерти свекрови. Женщина в отсутствие мужчин занимается не только домашней работой, но и имеет право распоряжаться финансами семьи, а именно, давать деньги в долг, естественно, с разрешения хозяина дома. Этот факт свидетельствует о высокой степени доверия женщине, оставшейся главой семьи в отсутствие мужчины.
В отсутствие мужа женщина могла принимать денежные суммы от сторонних лиц, самостоятельно вести учет денежных средств. Вероятно, женщина знала о всех операциях с денежными средствами, которые совершались ее мужем или другим старшим мужчиной. Это подтверждает и грамота № 293:
«От попа к Завиду. На двадцать гривен без гривны двойные проценты по 7 резан — это 5 гривен и 8 кун. Отдай Волотковой жене [столько-то, а остальное] возьми к себе…». [2]
Интересно, что в данной грамоте указание по передаче денег женщине исходит от церковного служащего. Это означает, что церковь не подвергала сомнению высокий статус женщины в семье и обществе, хотя авторы церковных текстов и литературных произведений часто развивали идеи о греховности женской сущности. [8, с. 56] Вероятно, в XIII-XV вв. эти идеи еще не успели укоренить в Новгородском обществе и повлиять на статус женщин, который с XIII в. приобретает положительную динамику. [8, с. 25]
Совершение экономических операций требовало от женщины не только знаний о ведении хозяйства, но и определенного уровня образования. Даже ведение переписки с помощью берестяных грамот требовало навыков письма и чтения, а учет и распределение денежных средств — еще более высокого уровня образованности. Очевидно, что Новгородские женщины, повседневная жизнь которых нашла отражение в берестяных грамотах, были не только опытными хозяйками, но и обладали определенным уровнем образования — письмо, чтение, счет.
Новгородские берестяные грамоты, пусть и в малых количествах, но содержат информацию об участии женщин Новгородской земли XIII-XV вв. в экономических отношениях. Женщины имели право владеть и распоряжаться денежными средствами — совершать сделки купли-продажи, как мелкие (покупка продовольствия для нужд семьи), так и крупные (сделки по продаже и покупке скота). В случае отсутствия мужчины в доме женщина могла принимать долговые выплаты от сторонних лиц, имела право брать в долг самостоятельно. Она вела учет денежных средств, знала, какие траты совершаются, откуда поступают денежные средства.
Тем не менее, все денежные сделки женщина совершала от имени мужчины — мужа или отца, и т. д. Это свидетельствует о том, что ответственно за совершенную женщиной сделку все-таки нес мужчина. Можно предположить, что, совершая сделку от имени мужа, женщина обеспечивала себе защиту от обмана, руководствуясь убеждением, что продавец или покупатель вряд ли станет обманывать женщину, за спиной которой стоит хозяин дома, защитник семьи. Такая формула заключения сделок также может свидетельствовать о том, что, общественные нормы все же главным в семье видели мужчину. Эта норма, на наш взгляд, не в коей мере не принижает статуса женщины в семье, а лишь отражает правила и нормы, существовавшие в средневековом обществе.
Литература:
- Грамота 8 // Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru/index.php?no=8&act=full&key=bb (дата обращения 27.12.2017).
- Грамота 293 // Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru/index.php?no=293&act=full&key=bb (дата обращения 27.12.2017).
- Грамота 354 // Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru/index.php?no=354&act=full&key=bb (дата обращения 27.12.2017).
- Грамота 363 // Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru/index.php?no=363&act=full&key=bb (дата обращения 27.12.2017).
- Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях /Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 704 с.
- Кочин Г. Е. Сельское хозяйство на Руси в период образования Русского централизованного государства. Конец XIII-начало XVI в. — М.-Л.: Наука, 1960. — 468 с.
- Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. — М.: Мысль, 1989. — 286 с.
- Пушкарева Н. Л. Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии: жена, невеста, любовница. — М.: Ломоносовъ, 2011. — 216 с.
- Янин В. Л. Я послал тебе бересту. — М.: Издательство Московского университета, 1975. — 235 с.