Проблема социальной поддержки безработных людей с ограниченными возможностями является в настоящее время наименее разработанной и наиболее актуальной. Это связано с тем, что на данный момент свыше 8 млн. человек официально признаны людьми, имеющими те или иные ограничения здоровья. При этом прогнозные данные показывают, что это число имеет тенденцию к увеличению по причине роста заболеваемости и случаев травматизма на производстве. Ограничение возможностей выражается в полной или частичной утрате человеком способности к осуществлению самообслуживания, передвижению, общению, контролю над поведением. Все эти ограничения приводят к тому, что продолжение профессиональной деятельности людьми с ограниченными возможностями оказывается сильно затруднено [2].
Другой проблемой является то, что, несмотря на увеличение количества людей с ограниченными возможностями, количество учреждений, оказывающих им помощь и поддержку, неуклонно уменьшается из-за недостатка финансирования. Результатом этого становится существенный дефицит социально-медицинской, материально, психологической и иных видов помощи людям с ограниченными возможностями. Соответственно людям с ограниченными возможностями становится сложнее защищать свои права в сфере трудоустройства и доступа к объектам социальной инфраструктуры, что ведет к понижению социальной адаптированности людей с ограниченными возможностями.
В настоящее время ряд специалистов (Е. И. Холостова, С. А. Васина, Т. А. Добровольская, Л. К. Грачева, А.В Кузнецова и др.) занимаются разработкой технологий социального сопровождения людей с ограниченными возможностями в сфере профессионального обучения и трудоустройства. Изучение опыта работы социально-реабилитационных центров, обсуждение программ реабилитации и адаптации людей с ограниченными возможностями показывает необходимость участия государства в реализации направлений социальной работы по решению проблем людей с ограниченными возможностями. Обеспечение социальной защищенности людей с ограниченными возможностями подразумевает создание условий необходимых для индивидуального развития, реализации творческого и производственного потенциала и организацию среды, отвечающей особенностям людей с ограниченными возможностями. Важным компонентом социальной защищенности людей с ограниченными возможностями является их правовая поддержка, поскольку именно права и законные интересы данной категории граждан нарушаются чаще всего.
В современных кризисных условиях положение людей с ограниченными возможностями остается стабильно тяжелым. Несмотря на то, что получение соответствующего профессионального образования дает людям с ограниченными возможностями устроиться на соответствующую должность, в реальности это не всегда удается. Е. И. Холостова отмечает, что на данный момент из всей массы людей с ограниченными возможностями только 10 % трудоустроены. При этом занятость инвалидов I и II групп остается крайне низкой. Такое положение дел может объясняться только тем, что в современной практике социальной работы государственная поддержка людей с ограниченными возможностями почти не реализуется, а программы целевой помощи таким людям не разрабатываются.
Анализ имеющегося опыта оказания помощи безработным людям с ограниченными возможностями в Российской Федерации показывает, что задача их трудоустройства возложена на Центры занятости населения, которые отвечают также за профессиональную подготовку и переподготовку. При этом далеко не все Центры занятости имеют в своем составе структурные подразделения, специализирующиеся на трудоустройстве людей с ограниченными возможностями. В целом система работа таких подразделения включает профессиональный подбор людей с ограниченными возможностями в соответствии с определенной профессией, разработку трудового прогноза, определение условий труда в соответствии с особенностями людей с ограниченными возможностями, разработку трудовых рекомендаций и составление блока профессиональной реабилитации индивидуальной программы реабилитации; профессиональное обучение или переобучение; рациональное трудоустройство и адаптацию на рабочем месте. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) определяет порядок трудоустройства и профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями. Данная программа содержит перечень основных медицинских, профессиональных и иных направлений реабилитации, формы, сроки, объемы и порядок их реализации. Цель индивидуальной программы реабилитации заключается в том, чтобы восстановить утраченные функции и социальные связи людей с ограниченными возможностями [3].
Изучение проблем трудоустройства и профессиональной деятельности людей с ограниченными возможностями показывает, что работодатели стараются уклониться от приема на работу представителей данной социальной общности, хотя неэффективность исполнения ими своих профессиональных обязанностей не доказана экспериментально. Для защиты прав людей с ограниченными возможностями в сфере трудоустройства применяются нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Данным законом устанавливаются квоты для людей с ограниченными возможностями при приеме на работу и определяется порядок их применения. Отказ работодателя принять на работу человека с ограниченными возможностями в пределах установленной квоты влечет за собой ответственность в соответствии с «Кодексом об административных нарушениях Российской Федерации», которая определяется штрафом от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. В случае невозможности выполнения установленной квоты работодателями ежемесячно вносится в бюджеты субъектов РФ обязательная плата за каждого нетрудоустроенного человека с ограниченными возможностями в пределах квоты.
В то же время установление квот не решает в полной мере проблем безработных людей с ограниченными возможностями. Подавляющее большинство рабочих мест на предприятиях Российской Федерации не отвечает требованиям индивидуальных программ реабилитации людей с ограниченными возможностями. Поскольку организации таких мест сопряжена для работодателей с существенными издержками, они стараются выйти из положения за счет предоставления людям с ограниченными возможностями наименее затратных рабочих мест, малопригодных для труда.
Другая проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями заключается в существующем порядке установления ограничений на осуществление трудовой деятельности. Наличие третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности, по сути, означает невозможность трудоустройства, поскольку индивидуальной программой никаких мер профессиональной реабилитации для таких людей не предусмотрено, а без этого работодатель не имеет права принимать людей с ограниченными возможностями. Данное положение может быть обжаловано в судебном порядке, но получение другой 1 или 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности влечет за собой ограничение объемов социальной помощи, что невыгодно людям с ограниченными возможностями, имеющими 3 степень [1]. Наличие существующих проблем в сфере оказания помощи безработным людям с ограниченными возможностями указывает на необходимость разработки целевых государственных программ помощи и совершенствование законодательства в данной области. При этом помощь безработным людям с ограниченными возможностями может быть оказана на региональном и муниципальном уровне за счет разработки комплексов мероприятий по оказанию правовой и консультативной поддержки людей с ограниченными возможностями.
С этой целью в условиях ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Арзамаса» был разработан комплекс мероприятий, направленный на поддержку безработных людей с ограниченными возможностями. Цель данного комплекса заключается в оказании людям с ограниченными возможностями социально-правовой и социально-консультативной помощи в сфере профессиональной переподготовки и трудоустройства. Данная цель должна быть достигнута в результате реализации двух направлений деятельности: обеспечение прав и законных интересов людей с ограниченными возможностями; обеспечение адаптации людей с ограниченными возможностями к профессиональной среде деятельности.
Реализация первого направления деятельности должна помочь людям с ограниченными возможностями в реализации права быть активными участниками любых процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т. д. Второе направление включает вопросы организации микросоциальной среды для людей с ограниченными возможностями, что позволит активизировать процессы их адаптации и реабилитации.
Для реализации данных направлений предлагается следующий комплекс мероприятий: совместно с Центром занятости населения и крупными предприятиями города Арзамаса разработать эффективную схему трудоустройства людей с ограниченными возможностями, которая будет решать проблему данной категории граждан вне зависимости от их принадлежности к социальной группе и уровня образования; формирование отношений служб социальной защиты населения и работодателей для создания возможностей трудоустройства людей с ограниченными возможностями; осуществление информационной поддержки людей с ограниченными возможностями при поиске работы и последующем трудоустройстве; привлечение внимания общественности к реальным способностям и навыкам людей с ограниченными возможностями.
Важной составляющей комплекса мероприятий является организация поддержки людей с ограниченными возможностями. Такая поддержка предполагает, например, транспортное сопровождение и помощь обученного водителя или персонального ассистента. В процессе реабилитации людей с ограниченными возможностями может оказаться полезным кураторское сопровождение, которое поможет интегрироваться в трудовой коллектив. Повышение качества работы служб социального обслуживания при работе с людьми с ограниченными возможностями будет организовано при помощи тренингов по вопросам инвалидности и предоставления информации о людях с ограниченными возможностями здоровья, ищущих работу.
Для методического сопровождения данного комплекса мероприятий предполагается привлечь научные и практические учреждения, занимающиеся проблемами людей с ограниченными возможностями, а также общероссийские общественные организации инвалидов. Реализацию предлагаемого комплекса мероприятий планируется проводить в три этапа: научная проработка основных направлений работы, разработка нормативных документов; проведение пробных мероприятий и опытных разработок, предварительная их оценка наряду с осуществлением запланированных мероприятий, а также оценка хода их выполнения, эффективности и результативности; анализ, обобщение и распространение выработанных технологий поддержки безработных граждан с ограниченными возможностями, разработка дальнейших этапов совершенствования системы поддержки людей с ограниченными возможностями при трудоустройстве.
Основным объективным показателем эффективности предложенных мер является увеличение количества людей с ограниченными возможностями, которым в результате осуществления комплекса специально организованных реабилитационных и интеграционных мероприятий удастся пройти переподготовку и трудоустроиться.
Литература:
- Гришина, Л. П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации. — М.: Педагогика, 2012. — 186 с.
- Жулина, Е. В. Основы социальной реабилитации и профориентации. — М.: ТЦ Сфера, 2005–214 с.
- Социальная работа с инвалидами: учеб пособие. / Под ред. Н. Ф. Басова. — М.: КНОРУС, 2012. — 400 с.