Социально-педагогические аспекты организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (186) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 29.12.2017

Статья просмотрена: 704 раза

Библиографическое описание:

Завражнов, В. В. Социально-педагогические аспекты организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями / В. В. Завражнов, Г. А. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 182-185. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47584/ (дата обращения: 16.11.2024).



На сегодняшний день проблема организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями является одной из наиболее обсуждаемых. Важность ее решения определяется тем, что молодые люди с ограниченными возможностями наиболее остро переживают собственное отчуждение от общества и не могут самостоятельно его преодолеть. В то же время со стороны общества наблюдается настороженное отношение к людям с ограниченными возможностями, обусловленное преобладанием различных негативных социальных стереотипов. Трудности в решении проблемы организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями во многом вызваны тем, что в работе с ними преобладает медико-социальный подход, не ориентированный на использование различных форм досуга в реабилитации и адаптации людей с ограниченными возможностями [3].

Вместе с тем изучение проблем организации досуговой деятельности молодых людей с ограниченными возможностями показывает, что она в значительной степени отвечает целям социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями. Это становится возможным в силу основного свойства досуговой деятельности, а именно, что ее результаты не связаны непосредственно с состоянием здоровья человека. Можно утверждать, что организация досуга молодых людей с ограниченными возможностями позволяет решить следующие задачи:

– преодоление социальной изоляции людей с ограниченными возможностями;

– создание условий для духовного развития и саморазвития молодых людей с ограниченными возможностями;

– восстановление и развитие различных навыков людей с ограниченными возможностями;

– интеграция молодых людей с ограниченными возможностями в социокультурную среду современного общества.

Решение этих задач предполагает реализацию особой социокультурной политики, направленной на изучение проблем и особенностей молодых людей с ограниченными возможностями и решение проблем организации их досуга средствами, предоставляемыми современными технологиями. Однако на данный момент проведение такой политики затруднено следующими обстоятельствами: во-первых, недостаточным развитием инфраструктуры, способной удовлетворить запросы молодых людей с ограниченными возможностями в плане организации досуга; во-вторых, несформированностью общественной потребности в организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями как направления их реабилитации и адаптации; в-третьих, слабой мотивацией молодых людей с ограниченными возможностями в участию в различных видах досуговой деятельности [1].

Решение указанных трудностей связано с необходимостью создания доступной среды, обеспечивающей молодым людям с ограниченными возможностями доступ в различные учреждения культуры и участие в проводящихся там мероприятиях. Не менее важной представляется и подготовка специалистов по организации досуговой деятельности молодых людей с ограниченными возможностями. Вместе с тем подготовка специалистов такого рода невозможна без методического и технического обеспечения их деятельности. При этом если техническая сторона проблемы организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями может быть решена при наличии достаточно финансирования, то проблема методик остается на сегодняшний день достаточной острой.

Рядом исследователей, исходя из задач адаптации и реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями, предлагается использовать различные формы терапии и занятия искусством. Арт-терапия, включающая такие художественные приемы, как рисование, лепка, музыка, фотография, актерское мастерство и др., может быть использована в досуговой деятельности для нормализации эмоционального состояния молодых людей с ограниченными возможностями. Кроме этого отдельные формы арт-терапии требуют различных многократных манипуляций с объектами, в результате чего происходит развитие мелкой моторики, восстановление некоторых утраченных функций. Использование в арт-терапии элементов народного творчества позволяет молодым людям с ограниченными возможностями познакомиться с декоративно-прикладным искусством, а также освоить основные художественные приемы работы с природными материалами. Важное значение имеет то, что такая деятельность может быть организована в коллективах, а ее продукты могут быть представлены на различных выставках. За счет этого преодолевается отчужденность молодых людей с ограниченными возможностями, они начинают принимать более активное участие в жизни общества. Предметы, изготовленные на занятиях молодыми людьми с ограниченными возможностями, могут быть реализованы, что позволяет обеспечить финансовую независимость молодых людей [2].

Значительные возможности в плане организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями имеет игровая деятельность, в том числе и с элементами театрализации. Ценность такой деятельности заключается в том, что она по своей сущности является коллективной, поэтому на ее основе могут быть сформированы и развиты социальные контакты молодых людей с ограниченными возможностями друг с другом и со своими сверстниками. Социальную значимость этого сложно переоценить, поскольку одна из базовых психологических потребностей молодых людей с ограниченными возможностями заключается в расширении круга общения и признании. Важное значение при организации игровой деятельности, безусловно, имеет учет психических и физических возможностей молодых людей с ограниченными возможностями. Использование игровой театрализованной деятельности в организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями ценно тем, что она в наибольшей степени способствует развитию и отработке социальных навыков. Театрализованная деятельность требует сотрудничества, умения договариваться.

К относительно новым формам организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями можно отнести различные виды туризма. Их правильное применение с учетом возможностей молодых людей позволяет повышать их уверенность в себе, своих способностях, тренирует волю, способствует повышению их интегрированности в общество и развитию социальных контактов. Туризм включает в себя участие молодых людей с ограниченными возможностями в походах и экскурсиях, посещение мест с интересным ландшафтом, парков, природных и культурных достопримечательностей. Положительное влияние туристической деятельности на эмоциональное самочувствие людей с ограниченными возможностями в настоящее время доказано рядом исследований.

Еще одной эффективной формой организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями является проведение праздников. Участие в данном виде деятельности положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии людей с ограниченными возможностями, так как атмосфера праздника позволяет поднять настроение и улучшить самочувствие. Кроме того, коллективное участие в праздничной деятельности помогает молодым людям с ограниченными возможностями приобрести новых друзей. Включение в подготовку и проведение праздника является эффективным средством психокоррекции неблагоприятных эмоциональных состояний у людей с ограниченными возможностями [2].

Использование указанных форм организации досуга требует участия социального работника, направляющего и координирующего досуговую деятельность молодых людей с ограниченными возможностями. Содержание деятельности социального работника определяется тем, что он дает знания и выявляет интересы молодых людей с ограниченными возможностями. В ходе формирования творческой группы его задача заключается в том, чтобы помочь молодым людям в осознании своих потребностей и побудить их к самореализации в социокультурной среде. Особенностью формирования группы является то, что она в будущем должна сама обеспечивать психотерапевтический потенциал, т. е. члены группы должны быть способны оказать друг другу психологическую помощь и поддержку. При этом творческая группа способствует профессиональной реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями, поскольку, осваивая художественные приемы, они приобретают профессиональные навыки в рамках прикладных искусств и народных промыслов.

Социальный работник должен понимать, что участие молодых людей с ограниченными возможностями в досуговой деятельности может быть ограничено преобладанием в их поведении различного рода стереотипов. Большая часть такого рода стереотипов приводит к тому, что молодые люди стесняются собственных проблем и стараются ограничить круг социальных контактов. Значительная часть деятельности социального работника при организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями будет связана именно с преодолением этих стереотипов. Стеснительность молодых людей с ограниченными возможностями, их стремление избегать появления в общественных местах может быть преодолено за счет их приглашения на досуговые мероприятия, в которых принимает участие самая разная аудитория. На такие мероприятия могут быть приглашены не только молодые люди с ограниченными возможностями, но и члены их семей, что позволит обеспечить психологический комфорт и высокую мотивацию к участию в коллективной деятельности [1].

Представления о том, что люди с ограниченными возможностями не могут иметь собственной семьи, могут быть преодолены в ходе различных встреч с семьями, где один из супругов или оба, также люди с ограниченными возможностями. Это позволяет молодым людям увидеть пример эмоционального взаимодействия и понять значимость общих увлечений для создания семьи. С той же целью социальным работником может быть организована деятельность клубов знакомств для молодых людей с ограниченными возможностями.

Преодоление представлений о том, что стыдно обращаться за помощью к другим людям может осуществляться за счет расширения контактов со здоровыми людьми, что позволяет отрабатывать навыки общения и взаимодействия. С этой целью социальный работник совместно с психологом может организовывать тренинги, способствующие расширению и активизации социальных навыков молодых людей с ограниченными возможностями.

Важное значение имеет преодоление стереотипа о собственной неспособности к самообеспечению, прежде всего финансовому. С этой целью социальным работником могут быть организованы семинары, предусматривающие общение с людьми, достигшими успеха в каком-либо виде деятельности, в том числе и с людьми с ограниченными возможностями. Цель таких семинаров заключается в том, чтобы помочь молодым людям понять, что их ограниченные возможности не создают препятствия для их творческой самореализации [1].

Таким образом, организация досуга молодых людей с ограниченными возможностями является в настоящее время очень значимым направлением деятельности социального работника. Его реализация позволяет решать проблемы социальной адаптации и социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями. Организация досуга подразумевает привлечение молодых людей с ограниченными возможностями к различным видам творческой деятельности. За счет этого оптимизируется психоэмоциональное состояние людей с ограниченными возможностями, происходит расширение круга их социальных контактов, преодолеваются негативные стереотипы поведения и вырабатываются навыки, пригодные для выполнения различных видов профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Гудкова, Т.В., Жуйкова, Л. П. Психолого-педагогическая работа с лицами, имеющими ограничения здоровья. — Новсибирск: НГПУ, 2014. — 266 с.
  2. Методические рекомендации «Особенности организации досуга людей с ограниченными возможностями здоровья. — Ростов-на-Дону, 2011. — 54 с.
  3. Социальная работа с инвалидами: учеб пособие. / Под ред. Н. Ф. Басова. — М.: КНОРУС, 2012. — 400 с.
Основные термины (генерируются автоматически): возможность, социальный работник, организация досуга молодых людей, деятельность молодых людей, молодая, том, игровая деятельность, социальная адаптация, социокультурная среда, творческая группа.


Похожие статьи

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Роль информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы

Условия развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста на материале местных традиций

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Похожие статьи

Социально-педагогические аспекты формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений младших школьников со сверстниками

Роль информационных технологий в процессе социальной реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы

Условия развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста на материале местных традиций

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья как педагогическая проблема

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Задать вопрос