В данной статье рассматривается система материальной мотивации, а также причины, подтолкнувшие руководство проектной организации к ее изменению: отсутствие четких показателей о назначении премий сотрудникам, отсутствие личной заинтересованности персонала в качестве своего труда, повышении квалификации и др. Предлагаемые изменения в системе материальной мотивации позволили учесть данные недостатки, не вызвав увеличения фонда оплаты труда в целом.
Ключевые слова: мотивация, система мотивации, материальная мотивация, премирование, лояльность, оплата труда, персонал.
Одной из актуальных проблем в сфере организации труда является мотивация персонала как определяющий фактор в отношениях сотрудник-компания. Особенностью российских компаний является то, что основным видом мотивации является материальное стимулирование, так как большая часть россиян в настоящее время тратят свои доходы и сбережения только на покупку самого необходимого.
Эффективность деятельности и достижение стратегический целей в современных организациях во многом зависит от системы мотивации. Система мотивации как инструмент управления трудом должна заинтересовать сотрудников в повышении качества обслуживания клиентов, побуждать работников к росту и развитию их профессионализма. Эффективность проектирования и внедрения системы мотивации зависит от значимых факторов: трудового потенциала сотрудников, результатов деятельности отдела кадров, внутрифирменной дисциплины, контроля за процессом работы со стороны начальников подразделений и руководства, а также самодисциплины каждого работника.
В трудовой деятельности мотивация является основополагающим моментом, так как выступает основным условием получения благ, поэтому мотивация труда и стимулирование является важнейшим условием результативной работы и основой трудового потенциала работника, которая влияет на производственную деятельность.
Основной особенностью мотивации в российских компаниях считается, что лучшая награда за труд — денежное вознаграждение.
Одним из главных методов является материальная (денежная) мотивация. Стимулирующее значение материальной мотивации особенно эффективно, в случае, когда руководство предприятий и организаций вознаграждают свой персонал в зависимости от выполнения производственных заданий и получения конкретных результатов, а не просто за присутствие на работе.
В статье представлен практический опыт реорганизации системы оплаты труда проектной организации, оказывающей широкий спектр услуг: обследование технического состояния зданий и сооружений, разработка проекта планирования территорий, разработка проекта межевания территорий, проектирование жилых и нежилых помещений др. В качестве составляющих оплаты труда в организации были оклад и премия (5 % от выручки разделяется на весь персонал равными частями при условии перевыполнения финансового плана предприятия).
Причинами, которые подтолкнули руководство к изменениям в системе материальной мотивации персонала, являются:
– отсутствие эффективного материального механизма, направленного на удержание персонала в организации;
– незаинтересованный в повышении своего профессионального уровня персонал;
– неэффективность системы премирования, заключающаяся в простом правиле «либо всем-либо некому»;
– отсутствие зависимости величины премии от индивидуального вклада сотрудника.
Указанные причины помогли руководителям принять решение о реформировании системы материальной мотивации персонала. При этом одним из главных критериев было определено недопущение роста фонда оплаты труда после изменения системы оплаты труда.
На основании перечисленных основных проблем в существующей системе мотивации были сформированы основные виды премирования [4, с.241]:
– премия за выполнение основных должностных обязанностей;
– премия за достижение индивидуальных показателей деятельности.
Руководители подразделений устанавливали премии ежемесячно для каждого сотрудника, исходя из индивидуального показателей, согласованных с руководителем подразделения и утвержденных с начальством. Это означает:
1) четкое определение критериев оценки степени выполнения задания;
2) индивидуальный подход работника, то есть ориентация исполнителя на создание чего-то нового, развитие какого-то направления организации.
– премия за лояльность к компании (начисляется в случаях проявления работником понимания проблем и нужд организации);
Добровольное согласие задержаться на работе для выполнения дополнительного задания.
– премия за выслугу лиц (начислялась в зависимости от стажа, отработанного сотрудников в организации);
– премия за самостоятельное повышение квалификации (саморазвитие) [3, с.848].
Начисление происходит в случаях, если сотрудник самостоятельно (добровольно) повышает свою квалификацию.
После определения основных видов премирования в организации необходимо обратиться к самой системе премирования и ее составляющих. Стандартный подход, основанный на установлении для каждого вида премии своего процента, который брался от тарифной части, был единодушно отвергнут. По мнению руководства организации, в таком случае теряется единая логическая взаимосвязь между видами премирования: например, человек, проявивший отсутствие лояльности ценностям организации, мог потерять только ту сумму, которая оговорена для премирования за лояльность (приверженность традициям и идеям организации). В целях усиления заинтересованности в выполнении всех показателей премирования была предложена следующая формула:
где t — тариф;
a — коэффициент премирования за выполнение индивидуальных показателей (изменяется в пределах от 0 до 1);
b — коэффициент премирования за лояльность организации (изменяется в пределах от 0 до 0,1);
с — коэффициент премирования за повышение квалификации (изменяется в пределах от 0 до 0,1);
d — за выслугу лет (было решено, что он будет меняться в зависимости от количества отработанных в организации лет: за каждый отработанный год будет добавляться один процент).
Рассмотрим более подробно принятый подход к определению данных показателей, рассчитав по формуле размер премии для ведущего специалиста отдела кадров.
Согласно новой системе оплаты труда t (тариф) составляет 10 000 руб.
Коэффициент b устанавливается в зависимости от выполнения индивидуальных показателей деятельности, утвержденных руководителем подразделения (табл.1.).
Таблица 1
Индивидуальные показатели премирования специалиста отдела кадров на июнь 2017г.
Наименование показателя |
Значение показателя a |
Оптимизация численности персонала и снижение его текучести на 100 % |
0,5 |
Разработка действенной системы мотивации для персонала |
0,5 |
Итого |
1 |
При проведении итогов расчет показателя премирования осуществляется по принципу «да/нет», и никакие причины невыполнения к рассмотрению не принимаются.
Коэффициент b устанавливается в зависимости от проявления сотрудником лояльности организации. Иными словами, при выполнении сверхурочной работы коэффициент принимался за 0,1. В иных случаях b = 0.
Коэффициент с (премирование за повышение квалификации) определялся в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Определение коэффициента премирования за повышение квалификации
Наименование показателя |
Значение показателя с |
Наличие ученой степени (кандидата наук, доктора наук) в соответствующей сфере профессиональной деятельности |
0,1 |
Наличие профессионального образования, соответствующего сфере профессиональной деятельности |
0,05 |
Наличие дипломов об окончании курсов профессиональной переподготовки, соответствующих сфере профессиональной деятельности |
0,03 |
Окончание курсов повышения квалификации соответствующей сферы профессиональной деятельности (не позже чем пять лет назад) |
0,01 |
При определении коэффициента d (премирование за выслугу лет) за каждый отработанный год добавляется 0,01.
Рассмотрим пример системы начисления заработной платы конкретного работника — специалиста отдела кадров.
Расчет фонда оплаты труда после изменения системы материального стимулирования
Вид премирования |
Показатели |
Примечание |
Премия за выполнение индивидуальных показателей |
a = 1 |
Все задачи согласно индивидуальным показателям премирования (см. табл. 1) выполнены в полном объеме |
Премия за лояльность организации |
b = 0,1 |
Выполнение сверхурочной работы |
Премирование за квалификацию |
c = 0,1 |
Имеет ученую степень кандидата эконом.наук |
Премия за выслугу лет |
d = 0,05 |
Имеет стаж работы в компании 5 лет |
Расчет величины заработной платы: Z = 10 000*2*1,1*1,1*1,05=25 410 руб. |
||
Следует отметить, что при таком подходе фонд оплаты труда не вырос, однако его величина была поставлена в прямую зависимость от важных для компании показателей. За счет внедрения данной системы материального стимулирования основные острые проблемы в организации были решены.
Таким образом, анализ действующей системы материальной мотивации в проектной организации показал, что реорганизация системы оплаты труда была необходимым условиям для поддержания эффективности деятельности организации. Главными критериями внесения изменений в систему материальной мотивации персонала являются четкое определение оценки степени выполнения задания и ориентация сотрудника (индивидуальный подход) на создание чего-то нового, развитие какого-то направления организации, при этом недопущение роста фонда оплаты труда. В статье был рассмотрен пример системы начисления заработной платы конкретного работника. Получается, что при таком подходе фонд оплаты труда не вырос, однако его величина была поставлена в прямую зависимость от важных для компании показателей. За счет внедрения данной системы материального стимулирования основные острые проблемы в организации были решены. Поэтому выбор оптимальной системы мотивации работников должен опираться исходя из специфики и особенностей организации, а также быть адаптированным и адекватным к рыночным отношениям.
Литература:
- Горгорова В. В. Мотивация персонала, стратегия мотивации, материальное стимулирование, нематериальное стимулирование, эффективность мотивации персонала / В. В. Горгорова // Инженерный вестник Дона. — 2013. — № 27.-С.236
- Докашенко, Л. В. Мотивация трудовой деятельности [Электронный ресурс]: электронный курс лекций / Л. В. Докашенко; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т», Каф. упр. персоналом, сервиса и туризма. — Оренбург: ОГУ. — 2012.
- Дрожалкин В. А. Понимание мотивации как побудителя человеческой активности / В. А. Дрожалкин // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 848–850.
- Кореньков А. В. Управление мотивацией персонала на основе оценки уровня удовлетворенности персонала / А. В. Кореньков // Сборник материалов международной научно-практичексой конференции Академии МУБиНТ. — 2017. — С.239–244.
- Лебедев М. А. Мотивация как фактор управления персоналом организации / М. А. Лебедев // — Современные наукоемкие технологии. — 2014. — № 7 (2). — С.164