Признание государств в международном праве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (186) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 01.01.2018

Статья просмотрена: 12549 раз

Библиографическое описание:

Бобкина, Н. В. Признание государств в международном праве / Н. В. Бобкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47594/ (дата обращения: 18.12.2024).



Институт признания государств является одним из самых старых и сложных вопросов в международном праве. Вот уже на протяжении нескольких веков вопросы, связанные с признанием государств, являются одними из самых актуальных вопросов в международном праве. Связано это прежде с тем, что в мире нередко происходят события, в результате которых появляются новые государства, однако институт признания регулируется обычными нормами, а в отдельных вопросах международными договорами и резолюциями международных организаций. Попытки кодифицировать данный институт международного права не обвенчались успехом, поэтому данный институт до сих пор остается некодифицированным, а вопросы признания решаются исходя из практики государств и общепризнанных принципов международного права.

Значительную актуальность институт признания государств в международном праве приобрел с появлением ряда непризнанных самопровозглашенных территориальных образований, которые претендуют на признание их как независимых государств.

Для начала необходимо разобраться в самом понятии признание государства. Итак, на сегодняшний день отсутствует единого и четкого определения понятия «признание государства», которое в свою очередь порождает ряд проблем функционирования данного института в международном праве. Так, например, в отношении дефиниции признания государства нет единства мнений. Одни ученые считают, что признание государств представляет собой односторонний акт, которым государство признает факт образования нового государства и тем самым его международно-правовую субъектность; другие, определяют данное понятие как процедуру, при помощи которой правительства существующих государств реагируют на определенные изменения в мировом сообществе определение; третьи, считают, что под понятием признание государства следует понимать соответствие на самом деле субъекта, объявившего, что является государством, определенным требованиям.

Вместе с тем, в международном праве выделяют конститутивную и декларативную теории признания государств. Согласно конститутивной теории, только существующими субъектами международного права могут приниматься решения о признании вновь образовавшегося образования государством. При этом отсутствуют международно-правовые нормы, устанавливающие необходимое число государств, которые должны выразить признание, а также в случае, если не все государства признают его субъектом, то какой юридический статус будет у данного «государства».

Другая теория, декларативная, утверждает, что субъектом международного права государство признается в момент образования, и не требует какого- либо признания другими субъектами международного права. Данная теория закреплена в ряде международных актов. Так, например, согласно статье 3 Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г, «Политическое существование государства не зависит от признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право защищать свою целостность и независимость для обеспечения его сохранения и процветания, и, следовательно, формировать себя, таким образом, каким оно считает нужным, законодательствовать в соответствии с его интересами, управлять его услугами, а также определять юрисдикции и компетенции его судов» [4]. Также, данная Конвенция определяет основные признаки государства: во-первых, постоянное население; во-вторых, определенная территория; в-третьих, собственное правительство; в- четвертых, способность вступления в отношения с другими государствами. Тоесть, если у данного образования имеются перечисленные признаки государства, то данное образование уже является государством. Однако и данная теория имеет свои минусы. Отвечая всем критериям государственности, на практике непризнанные территориальные образования все же не являются субъектами международного права.

Однако не стоит забывать, что на сегодняшний день на мировое признание претендуют ряд государств, которые в будущем могут создать угрозу для других государств и мировой безопасности. Так, например, Нагорно-Карабахская Республика, которая возникла на оккупированных Арменией международно-признанных территориях Азербайджана в 1991 году. В 1991 -1993 году разгорелся военный конфликт с Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном, в результате которого азербайджанцы вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР и части Нагорного Карабаха. В свою очередь, поддержанная Арменией Нагорно-Карабахская Республика установила контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху, и вытеснила оттуда азербайджанское население. В 1993 году Советом Безопасности ООН данное действие Нагорно-Карабахской Републики было квалифицировано, как оккупация территории Азербайджана армянскими силами, соответственно оно не может быть признано на международном уровне. Согласно декларативной теории, любое территориальное образование, которое захочет стать государством при имеющихся признаков государства будет обладать международной правосубъектностью. Однако данная теория не предусматривает эффективных мер, препятствующих случаям не соответствующего нормам международного права возникновения различных территориальных образований, претендующих на статус независимых государств. В этом случае любое территориальное образование, объявив о своей «независимости», становится субъектом международного права (например, ДАИШ).

Существует и смешанная теория, которая предполагает слияние доктринальной и конститутивной теории. Сторонники данной теории считают, что для признания территориального образование государством, необходимо наличие признаков государства, а также необходимо международное признание данного территориального образования. На наш взгляд, необходимо четко закрепить условия, при которых данное территориальное образование может быть признано государством.

Во-первых, вновь созданное государство должно обладать соответстующими признаками, такими как территория, население, правительство и др.

Во–вторых, при своем образовании, данное государство не должно нарушать общепризнанных принципов и норм международного права. В ряде случаев, мировое сообщество может ответить отказом в признании определенные территориальные образования в качестве независимых государств, которые были созданы с нарушением норм и принципов международного права. Так, например, Южная Родезия. Совет Безопасности ООН призвал все государства не признавать это территориальное образование, провозглашенное белым меньшинством без согласия всего населения страны. Также СБ ООН призвал не признавать созданные Южной Африкой банду-станы Транскей, Бохувотсвана, Венда, Гскей в качестве независимых государств как созданные с нарушением международного права. Стоить отметить, что мировое сообщество вправе принять меры, направленные на уничтожение территориальных образований, созданных с нарушением норм и принципов международного права. Например, вполне оправданно применение любых средств, в том числе вооруженной силы, в борьбе с ДАИШ.

В-третьих, в ООН представлены почти все государства мира, которых объединяет общая цель по поддержанию мира и безопасности. Принятие государства в члены ООН осуществляется

На наш взгляд, при наличии данных критериев, государство можно считать признанным. Так, например, государство Израиль, которое имеет свою территорию, народ, органы государственной власти. Израиль признают около 166 государств, также оно является членом ООН. Однако около 26 государств, не признают Израиль как государство. Однако навряд ли можно говорить о том, что Израиль не имеет международно-правового признания.

В-четвертых, образование государства должно поддерживаться самим народом, который там проживает. Также, в данном государстве должен быть установлен демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека.

Так, например, в 2012 году в Косово состоялся референдум о статусе населенных сербами северных районов края. В итоге, подавляющее большинство не признали независимость Косово и приштинские властные структуры. Против признания приштинских властей в Северном Косово проголосовало 99,74 % граждан, принявших участие в референдуме.

Таким образом, проблема признания новых государства на международной арене продолжает привлекать внимание многих учёных. Необходимо разработать и закрепить условия признания вновь образовавшихся территориальных образований, претендующих на статус государств.

Литература:

  1. Моисеев Е. Г. Про6лема Косово и международное право // Право и государство: теория и практика. 2008. № 4 (40). С. 84–87.
  2. Уляницкий В. А. Возникновение и признание новых государств / Международное прав// Золотой фонд российской науки международного права. Т. III. М. 2010. С. 76–84.
  3. Савчук К. А. Проблема международно-правового признания государств в контексте фрагментации международного права // Российский юридический журнал. 2013. № 5.
  4. Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств от 26 декабря 1933 г //URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38249008#pos=0;0 (дата обращения: 28.11.17)
Основные термины (генерируются автоматически): государство, территориальное образование, мировое сообщество, Нагорно-Карабахская Республика, образование, признание, признание государств, декларативная теория, конститутивная теория, Нагорный Карабах.


Задать вопрос