Саудовская Аравия является одним из крупнейших игроков нефтяного рынка и занимает одну из верхних строчек по обширным доказанным запасам нефти. На конец 2016 года запасы составили 266,5 млрд. баррелей или 36,6 млрд. тонн, что составляет 15,6 % от мировых запасов. Ежедневный экспорт составляет 12,014 млн. баррелей, это почти 568.5 млн. т. В стране около 80 обширных месторождений [5].
Таблица 1
Список стран по доказанным запасам нефти на конец 2016 года по данным BP
№ |
Страна |
Запасы млрд. бар. |
Запасы млрд. тонн |
Доля от мировых запасов |
1 |
Венесуэла |
300,9 |
47,0 |
17,6 % |
2 |
Саудовская Аравия |
266,5 |
36,6 |
15,6 % |
3 |
Канада |
171,5 |
27,6 |
10,0 % |
4 |
Иран |
158,4 |
21,8 |
9,3 % |
5 |
Ирак |
153,0 |
20,6 |
9,0 % |
6 |
Россия |
109,5 |
15,0 |
6,4 % |
Нефтяной сектор является ведущей сферой экономики Королевства Саудовская Аравия (КСА), обеспечивая примерно 80 % доходной части бюджета, 45 % ВВП и 90 % экспортных поступлений государства. Более полувека тому назад стоявшая у истоков создания Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) Саудовская Аравия, которая обладает солидными залежами «черного золота», выступает сейчас основным поставщиком данного энергоносителя в мире.
Большую часть доходов КСА составляет прибыль от экспорта. Его основу составляют сырая нефть и нефтепродукты, которые идут в первую очередь в страны АТР. Наряду с топливом КСА также экспортирует химическую продукцию — органические соединения, пластмассы. Основные торговые партнеры по экспорту: США (12 %), Китай (9 %), Германия (6 %), Япония (4 %).
Главными статьями импорта являются машины и оборудование — 42 %, промышленные товары — 18 %, продовольствие — 15 %. Из конкретных групп товаров два первых места с отрывом занимают легковые автомобили (9,2 % в 2014 году) и нефтепродукты (7,1 %). Торговые партнеры по импорту: Китай — 12 %, США — 11 %, Индия — 8 %, Германия — 6 %, Республика Корея — 5 % [1].
Правящая династия Саудовской Аравии Ибн-Сауды — создатели и владельцы нефтяной компании Saudi Aramco. Данная компания лидер в мире по запасам нефти и контролирует в стране 98 % нефтегазовых ресурсов. Династия Саудитов создали эту страну, дали ей свое имя и правят уже более 80 лет, распоряжаясь всеми ее богатствами.
Престол переходит по наследству не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему и только затем — к старшему представителю следующего поколения по мужской линии. На сегодняшний день благополучие и процветание Запада во многом зависит от ближневосточной нефти и от Саудовской Аравии в частности [4].
Энергетическая политика Королевства Саудовская Аравия (КСА), имеющая внутренний и внешний компоненты, строится на двух факторах: подавляющее значение нефтяного сектора в экономике страны и возможность влиять на мировой рынок за счет наличия уникальных запасов и значительного объема нефти. Внутренняя составляющая направлена на использование нефтяных доходов для диверсификации национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Внешняя — на поддержание значения нефти в глобальном энергетическом балансе, формирование спроса на энергоноситель при сохранении высокой доли Саудовской Аравии в мировых поставках.
Министерство нефти и минеральных ресурсов является основным регулирующим органом КСА. Однако, важным звеном в координировании международной политики КСА признан Верховный нефтяной совет, куда входят представители королевской семьи, а также представители промышленности и ряда министерств.
В настоящее время энергоснабжение Саудовской Аравии обеспечивается почти полностью за счет сжигания ископаемого топлива — нефти (2/3) и природного газа (1/3).
Королевство Саудовской Аравии официально высказывается в поддержку развития нетрадиционной добычи нефти (преимущественно в США). Объясняя это тем, что высокая себестоимость данной добычи не опустит цены на нефть ниже 60$ за баррель, и к тому же послужит фактором укрепления доверия к нефти, как надежному и долгосрочному источнику энергии. По мнению Эр-Рияда, объемы добычи нетрадиционной нефти не смогут заметно повлиять спрос и предложение на мировом рынке.
Что касается собственной энергетической политики, Саудовская Аравия склоняется в сторону увеличения добычи газа, а также увеличение использования альтернативных источников энергии, в том числе солнечной.
Согласно «Стратегии разведки, добычи и потребления природного газа до 2025 года», разработанной в 2006 году, до 2025 года Эр-Рияд планирует привлечь 20–25 млрд. долл. США на развитие 10 газовых проектов. Основываясь на расчетах, к 2030 году внутренний спрос планируется увеличить до 150 млрд. куб. м. в год.
Другой задачей, поставленной перед государством, является разработка новых запасов газа и усовершенствование газотранспортной системы страны. В настоящий момент продолжается реализация проекта по освоению шельфового месторождения «Каран», добыча на котором в текущем году, по прогнозам «Сауди Армко», может достичь 15 млрд. куб. м в год. Предполагается строительство 2-ой фазы газопровода «Шедгам-Эр-Рияд-Янбу» протяженностью около 1 тыс. км от побережья Персидского залива до побережья Красного моря. Также стоит отметить действующую в стране саудовскую газовую инициативу, предусматривающую привлечение иностранных инвестиций на развитие добычи и переработки газа.
Власти также рассчитывают расширить использование топлива на внутреннем рынке, ибо это позволит высвободить дополнительные объемы нефти для экспорта.
Видение мирового рынка нефти до 2020г. Саудовская Аравия описывает достаточно оптимистично. Мировой спрос на нефть, по мнению представителей страны, вырастет приблизительно на 1–1,2 млн. баррелей в сутки, добыча (вне ОПЕК) — на 0,8–1 млн. баррелей в сутки, спрос на нефть ОПЕК достигнет 34 млн баррелей в сутки. Саудовская Аравия предполагает, что свободные добывающие мощности ОПЕК составят около 3–4 млн. баррелей в сутки и считает это нейтральным уровнем цен [3].
Начиная с 2014 года саудиты активно играют на понижении цен на нефть, несмотря на то, что финансовая система королевства находится под сильным давление низкой стоимости черного золота, а также высоких расходов на войну в Йемене, саудиты продолжают наращивать экспорт нефти, для того, чтобы убрать все высоко рентабельные нефтяные проекты: это США — сланцевая нефть, российские арктические проекты под угрозой, т. к. невозможно получать достаточно средств от энергоносителей.
Как следствие:
- В 2016 году дефицит бюджета достиг отметки в $90 млрд или 18 % ВВП.
- По оценкам Moody’s. дефицит бюджета Саудовской Аравии в 2017 году превысит $100 млрд и составит критические для любой экономики 22 % ВВП.
- Страна впервые за последние девять лет начала занимать деньги на финансовых рынках.
Оказавшись в тяжелом положении в результате уменьшения пополнения бюджета, Королевство Саудовская Аравия приняло решение по диверсификации экономики. Одновременно с этим, КСА необходимо продолжать демпинговать цены и отстаивать свою долю рынка. Такое состояние дел может означать отказ или заморозка целого ряда проектов, кроме того сокращение и отмена многих субсидий, в том числе на обучение и здравоохранение, топливо и продовольствие. Однако есть надежда на проект принца Мухаммеда бен Сальмана, который предполагает создание инвестиционного фонда, с бюджетом в 2 триллиона, с целью входа на мировой финансовый рынок. Иначе говоря, нефть постепенно будет заменена финансовыми инструментами.
Можно отметить, что объем добычи нефти в Королевстве Саудовская Аравия имел скорее скачкообразный характер, нежели поступательный, как утверждают многие эксперты.
Перед государством не стоит цель постоянное наращивание объемов добычи нефти, не учитывая при этом внешние факторы. Степень мощности добычи нефти зависит преимущественно от внешней конъюнктуры на рынке сбыта. Саудовская Аравия часто задействует резервные мощности, дабы нивелировать некомфортную разницу между спросом и предложением, возникшую в результате того или иного негативного события.
Долгое время договоренность о заморозке или сокращении добычи нефти между крупнейшими странами-производителями не могла быть достигнута. Главной проблемой являлся спор между Саудовской Аравией и Ираном, который хотел выйти на досанкционный уровень производства сырья. Однако в ноябре 2016 договор о снижении объема добычи нефти между странами членами ОПЕК, а также Россией и другими производителями нефти все же был достигнут. В 2017 году было принято решение о продлении действия договора до конца 2018 года.
Учитывая особую значимость КСА для мирового рынка нефти, политические заявления Эр-Рияда, которые не так часто появляются, представляют особый интерес. Время показывает, что нефть — не только эффективное топливо, но и мощнейшее политическое оружие.
Литература:
- Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики, март 2016. В фокусе: Экономика Саудовской Аравии и низкие цены на нефть // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/8380.pdf (дата обращения: 26.11.2017).
- Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики июнь 2016, В фокусе: Итоги второго года низких цен на энергоресурсы // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/9486.pdf (дата обращения: 26.11.2017).
- Касаев Э. О. Катар в XXI веке: современные тенденции и прогнозы экономического развития.. — М.: Междунар. отношения,, 2013. — 182 с.
- Сборник. Нефть. Люди, которые изменили мир —: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 284 с.
- BP Statistical Review of World Energy June 2017 // British Petroleum. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp-country/en_gb/united-kingdom/pdf/bp-statistical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf (дата обращения: 26.11.2017)