Глобализация-главнейший фактор, который оказывает влияние на политические и экономические институты и процессы в конце двадцатого- начале двадцать первого века. Основоположники текущей глобализации-государства- союзники после Второй мировой войны. Для этой стратегии выделяют три элемента: обеспечение безопасности, демократизация и экономическое развитие. В связи с этим, было произведено создание соответствующих институтов, таких как: ООН, программы восстановления Германии и Японии, ГАТТ, МВФ, Всемирный банк и НАТО.
Очевидно, что глобализация — причина потребности в международных институтах, которые бы способствовали развитию свободной торговли, являющейся одной из основных движущих сил глобализации. Кроме того, возникает нужда и в международных режимах, которые бы регулировали мировую торговлю. Первым рабочим режимом такого вида было Генеральное соглашение по тарифам и торговле. А формирование первого января 1995 года ВТО ознаменовало собой наиболее значительную реформу международной торговли со времен окончания Второй мировой войны.
«Международно-правовой особенностью права ВТО является обязанность стран-членов обеспечивать соответствие своих национальных законов, иных нормативных актов и административных процедур с взятыми ими обязательствами в рамках Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации (Марракешское соглашение).
Статья III Марракешского соглашения регламентирует функции ВТО:
– содействие осуществлению, применению и функционированию соглашений Уругвайского раунда; создание форума для переговоров между членами по вопросам, касающимся их многосторонних торговых отношений;
– создание механизма разрешения торговых споров;
– обзор торговой̆ политики стран-членов;
– взаимодействие с другими международными организациями с целью глобализации экономической политики» [7]
ВТО сформировано на базе ГАТТ как международная организация, однако Основное соглашение все еще существует как запасной договор, регулирующий вопросы торговли товарами, пересмотренный в результате уругвайского раунда.
Соглашения ВТО в отличие от ГАТТ распространяются не только на товары, но и на услуги и интеллектуальную собственность. Они определяют принципы либерализации и разрешенные исключения. Они включают индивидуальные обязательства стран по снижению тарифов и устранению других торговых барьеров, а также по открытию рынков услуг. Они определяют процедуры для урегулирования спорных вопросов.
Они предписывают особое отношение к развивающимся странам. Они требуют от правительств стран делать свою торговую политику доступной и прозрачной посредством уведомления ВТО о том, какие действуют законы и принимаются меры, а также посредством представления секретариатами регулярных отчетов о торговой политике.
По состоянию на март 2017 года ВТО насчитывает 164 государства-члена, еще 22 государства имеют статус наблюдателя и находятся в процессе присоединения к организации [1]. «ВТО является основой международной экономической организацией, которая на практике регулирует 90–95 % мирового внешнеторгового оборота. Комплекс норм, регламентированных ВТО, определяет базовые правовые условия, на основе которых осуществляется мировая торговля товарами, услугами и правами интеллектуальной собственности, построены системы государственного регулирования внешней торговли большинства стран мира» [7].
В 2014 году был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), куда входят Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия. ЕАЭС часто ассоциируется на Западе со «вторым изданием СССР». Тем не менее абсолютно очевидно, что образец для ЕАЭС — это современный европейский союз.
Договор о Евразийском экономическом союзе основывается на кодификации международных договоров, подписанных в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Единого экономического пространства(ЕЭП)иТаможенного союза (ТС).
В Приложении 31 к Договору о ЕАЭС содержится прямая отсылка к Договору о работе Таможенного союза в формате многосторонней торговой структуры 2011 года, в котором определяется порядок взаимодействия норм права ВТО и права ЕАЭС.
В процессе заключения интернациональных договоров в формате Таможенного союза, принятии и дальнейшем применении актов Таможенного союза и его органами Стороны приводят в соответствие такие договора и акты Соглашению ВТО.
Таким образом, государства — члены ЕАЭС осуществили превентивную имплементацию права ВТО в право ЕАЭС.
Однако, среди экспертов множество опасается того, что «ВТО уничтожит отечественного производителя». Одним из таких экспертов является президент ассоциации «Росагромаш» Константин Бабкин. Среди своих доводов он отмечает следующее: после вступления России в ВТО пошлины на импорт сельскохозяйственной техники были снижены в несколько раз, что усугубляет и без того не лучшее положение отечественного производителя (снижение цен на отечественном рынке более конкурентоспособной зарубежной техники). Рост спроса обусловлен не нахождением страны в ВТО, а девальвацией рубля и введением субсидий на приобретение россельхозтехники крестьянскими хозяйствами (данный вид субсидирования не запрещен правилами ВТО). Также он считает, что вступление России в ВТО препятствует развитию модернизации и не открывает внешние рынки, а приводит к «взламываю» отечественного рынка (западные представители требуют открыть рынок свинины и сыров).
Министр сельского хозяйства — Александр Ткачев также придерживается того мнения, что присоединение России к ВТО ничего не дало и только лишь благодаря санкциям страна восстановила статус-КВО, баланс.
Кроме того, среди существенных проблем вступление стран ЕАЭС в ВТО является общее снижение таможенных пошлин (к примеру, окончательные условия вступления республики Казахстан в ВТО предполагают снижение среднего импортного таможенного тарифа до 6,5 %). А поскольку доля реэкспорта в странах ЕАЭС достаточно высока, то это может негативно сказаться на рынках, которые существуют в рамках таможенного союза и имеют свои более высокие тарифы для прочих стран. Однако, также на примере Казахстана отметим, что негативных тенденций (реэкспорт) в рамках взаимной торговли, согласно данным отчета «Об итогах внешней и взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза» замечено не было (общий объем экспортных операций на 2016 упал на 23,5 процентов).
В противовес данному суждению заместитель главного редактора журнала «Эксперт-Казахстан» Сергей Домнин в своем интервью отмечает, что в России, являющейся членом ВТО, местные производители не потеряли конкурентоспособность, а приспособились к новым условиям. Однако была оговорка, что немалую роль в данном случае сыграли и западные санкции, вынудившие РФ сделать активным импортозамещение, что в свою очередь принципиально противоречит нормам ВТО.
По мнению политолога, главного редактора информационно-аналитического центра Caspian Bridge Замира Каржанова противоречия между ЕАЭС и ВТО, существуют в сфере развития бизнеса. В первом случае предполагается протекционистская политика на уровне союза — ЕАЭС защищает своих производителей от влияния внешних игроков. ВТО же нацелена на устранение асимметрии в международной торговле и избавление от барьеров. Поэтому предприниматели в ряде отраслей сегодня не знают, что им ждать и, следовательно, как действовать. Однако, одновременно, в рамках пояснения было отмечено, общие, понятные для всех участников правила — это несомненное преимущество ВТО, так как создаются прозрачные правила игры и предлагаются структурные инструменты, чтобы эти правила соблюдались. «Одна из таких структур — Dispute Settlement Body (DSB) — орган по решению торговых споров. Эта площадка, в отличие от суда ЕАЭС, пока более действенная, авторитетная, а главное — работающая» [4].
По мнению профессора факультета мировой экономики НИУ ВШЭ Алексея Портанского, нахождение страны в ВТО также обеспечивает ей гарантии доступа на внешний рынок, поскольку в противном случае страну могут не допустить какой-либо внешний рынок без объяснения причин. Вступление в ВТО предполагает наличие модернизации в той или иной стране, для того чтобы иметь успех на зарубежных рынках. В России модернизации достигли производители курятины, свинины; они полностью готовы выходить на внешние рынки и доставлять свою продукцию в первую очередь на средний восток, благодаря членству в ВТО.
Исходя из приведенных выше данных, сложно сказать однозначно хорошо или плохо находиться развивающимся странам, а в частности странам ЕАЭС в ВТО, поскольку имеются как весьма существенные и обоснованные доводы «против» и «за». Стоит лишь отметить, что большое количество недоработок и сложностей связано по большей мере с новизной и непривычностью положения стран ЕАЭС в ВТО, а также постоянно нарастающую тенденцию присоединения стран к ВТО с момента его основания. На сегодняшний день, единственным членом ЕАЭС, который не входит в ВТО является Белоруссия. Но тем не менее и она по прогнозу председателя Белорусской торгово-промышленной палаты Владимира Улаховича, вполне скоро может вступить в ВТО. Поскольку страна во многом уже работает по принципам ВТО, потому что Евразийский экономический союз построен на тех же принципах. Единственное, что необходимо предварительно сделать по его мнению — «принять все переходные меры по защите финансовых институтов, сельхозпроизводителей, как это делается во всех странах, которые входят в ВТО» [2].
Литература:
- Members and Observers//.URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm/ (дата обращения: 27.12.2017).
- Беларусь может вступить во Всемирную торговую организацию до конца года — Владимир Улахович//.URL: http://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2017/january/22679/ (дата обращения: 27.12.2017).
- Вступление Казахстана в ВТО затруднит функционирование ЕАЭС//.URL: https://riss.ru/analitycs/21783/ (дата обращения: 27.12.2017).
- ЕАЭС — как тест-драйв ВТО//.URL: http://m.ritmeurasia.org/news--2015–10–17--eaes-kak-test-drajv-vto-20110/ (дата обращения: 27.12.2017).
- Интервью Послов стран-участниц ЕАЭС в Будапеште в связи с вступлением с 1 января 2015 года в силу Договора о Евразийском экономическом союзе//.URL: http://www.hungary.mid.ru/news15_03.html/ (дата обращения: 27.12.2017).
- История присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) //.URL: https://ria.ru/spravka/20111109/482894005.html/ (дата обращения: 27.12.2017).
- Медведков С. Д., Учреждение ВТО как новый этап развития многосторонней торговой системы//Экономика журн. 2013. N 8