Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития физических качеств у учащихся первого класса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №1 (187) январь 2018 г.

Дата публикации: 04.01.2018

Статья просмотрена: 1956 раз

Библиографическое описание:

Бородыня, О. В. Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития физических качеств у учащихся первого класса / О. В. Бородыня. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 164-167. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47534/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье приводятся примеры изготовления и применения нестандартного спортивного инвентаря на занятиях физической культуры в первом классе.

Ключевые слова: физическая культура, нестандартный спортивный инвентарь, двигательная активность, формирование инициативного поведения и творчества детей.

В настоящее время в соответствии с современными требованиями ФГОС актуален вопрос совершенствования системы физического воспитания. Традиционные занятия физической культурой не компенсируют дефицит двигательной активности у основной массы учащихся. Для решения этой проблемы, а также для сохранения школьниками высокой работоспособности в течение учебного дня, учебного года необходимы дополнительные формы, приёмы и методы занятий физической культурой. Актуален вопрос о внедрении новых средств обучения в процесс развития детей на уроках физической культуры. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и спортивных предметов, так как предметное окружение имеет огромное значение для развития двигательной активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.

В целях развития и поддержания интереса детей к занятиям физической культурой, безопасного занятия спортом важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования. Особенно в первом классе надо обратить внимание на подбор оборудования, его обновление. Смена и разнообразие используемого физкультурного оборудования, его чередование помогает реализовывать на занятиях физкультуры в первом классе содержание разных типов занятий: тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно-проверочное.

«Стандартный спортивный инвентарь позволяет решать множество педагогических задач, но ограничивает диапазон применяемых упражнений, вызывает у обучающихся привыкание, создает ощущение однообразия. Поэтому возникает необходимость в придумывании и создании дополнительного нестандартного оборудования.

Нестандартный инвентарь — то новое, с чем сталкивается ученик на занятиях физической культурой. Применение нестандартного спортивного инвентаря является мощным фактором повышения мотивации школьников к изучению физической культуры, физическому совершенствованию. Поэтому разработка и внедрение нестандартного инвентаря может быть признано в качестве инновационного компонента деятельности учителя физической культуры». [1]

Как учитель физкультуры я заинтересована в том, чтобы уроки были не только развивающими, но интересными, безопасными, оздоравливающими. В год экологии я задумалась над тем, как и из чего можно самостоятельно изготовить нестандартный инвентарь. Оказалось, что многое для занятий с учащимися первого класса можно сделать из бросового материала. На такую мысль меня навёл экологический конкурс «Классные штучки из мусорной кучки». Я решила сделать «классные штучки» для своих уроков.

Создавая нестандартное оборудование, придерживалась следующих правил.

  1. Оборудование должно соответствовать гигиеническим и техническим требованиям: оборудование легкое, прочное и безопасное, удобное в применении, компактное, эстетичное.
  2. Оборудование должно обеспечивать в полной мере условия для развития двигательных умений и навыков.
  3. Оборудование должно выполнять развивающую роль, быть доступным для активности детей, стать предметом для разминочных упражнений в начале урока, может изготовляться родителями и применяться детьми дома во время утренней гимнастики.
  4. Оборудование должно быть универсальным, ярким, необычным, привлекать ребенка.
  5. Так как оборудование будет предназначаться для детей 6 -7 лет, то необходимо придумать рифмованный текст к упражнениям, который создаст целостный образ и эмоциональный фон.

Подобрав материал, изготовила спортивный инвентарь «Косичка» и «Катушки». Для изготовления «Косички» взяла новые целлофановые большие пакеты под мусор, связала три пакета и сплела косичку. Сплести надо туго, края закрепить резиночками. Спортивный предмет получился лёгким, безопасным, легко моется, привлекает внимание, удобен в применении.Такой нестандартный физкультурный предмет может заменить гимнастическую палку и скакалку (при выполнении прыжков через вдвое сложенную скакалку).

Первоклассники в начале года ещё забывают о соблюдении правил безопасной работы с гимнастической палкой, поэтому замена её «Косичкой» — гарантия безопасности при выполнении разминочных упражнений. «Косичкой» пораниться невозможно.

К «Косичке» придумала рифмованный текст:

«Косу» в руки мы возьмём,

Заниматься с ней начнём.

Руки вверх, руки вниз,

На носочки поднялись.

За голову заведём,

Массаж шеи проведём.

Потрём спинку, затем ножки

И поскачем по дорожке.

Попрыгаем с косичкой вместе,

А потом ходьба на месте.

C:\Users\777\Desktop\IMG_20171201_114108.jpgC:\Users\777\Desktop\IMG_20171201_114114.jpg

Особое внимание необходимо уделять профилактике развития у первоклассников плоскостопия.

К комплексу игр-занятий для укрепления мышц стопы и голени, которые включаются в утреннюю гимнастику, в разминку вначале урока, физкультминутки я решила сделать спортивный инвентарь «Катушки».

«Катушки» — нестандартное физкультурное оборудование из бросового материала. Я взяла бутылочки из-под питьевого йогурта, сняла с них верхнюю плёнку, хорошо промыла и наполнила чистым речным песком. Горлышко накрыла целлофановой пищевой плёнкой и плотно закрутила крышки, чтобы песок не высыпался (предлагаю горлышки предварительно смазать клеем, чтобы дети не смогли открутить крышки).

Эти бутылочки — «катушки» можно использовать вместо гантелей, вместо кеглей и как массажёр для стоп ног.

Дети, сидя на скамейке, катают «катушки» — массируют активные точки стопы, укрепляют мышцы стоп, развивая мышцы голени, свод стопы, также при этом упражнении предотвращается плоскостопие.

При выполнении упражнения с «катушками» можно использовать рифмованный текст:

Ножки на «катушки» ставим

И по полу их катаем.

Катим, катим их вперёд,

А потом катим назад.

Ножку левую вперёд, правую ведём назад.

Теперь правую вперёд, левую ведём назад.

«Катушки» катаю, стопы развиваю.

Буду стройным, сильным, ловким

После нужной тренировки!

C:\Users\777\Desktop\IMG_20171201_114355.jpg C:\Users\777\Desktop\IMG_20171201_114317.jpg

Чтобы дети бережно относились к оборудованию, напоминаю им правило в стихотворной форме.

Инвентарь вы берегите,

Не ломайте и не рвите.

Он вам пользу принесёт,

Весело урок пройдёт! [2]

Считаю, что занятия с нетрадиционным оборудованием позволяют решать задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений, обогащать двигательный опыт детей, делают более разнообразными движения, двигательную деятельность более привлекательной для детей, вызывают эмоциональный подъем, развивают фантазию. Занятия с нестандартным оборудованием могут носить как тренировочный, так и развлекательный характер. Физкультурное оборудование, сделанное самостоятельно из бросового материала, можно использовать в игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятиях, при этом предотвращая заболевания опорно-двигательного аппарата, укрепляя здоровье школьников.

Литература:

  1. Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. — 144с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, бросовый материал, занятие, нестандартный инвентарь, нестандартный спортивный инвентарь, рифмованный текст, гимнастическая палка, двигательная активность, двигательная деятельность, инициативное поведение.


Ключевые слова

двигательная активность, физическая культура, нестандартный спортивный инвентарь, формирование инициативного поведения и творчества детей

Похожие статьи

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Методика проведения национальных и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста

В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Использование фитнеса на уроках физической культуры и его влияние на двигательные качества детей младшего школьного возраста

Статья исследует влияние применения фитнес-упражнений на уроках физической культуры на развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста. Статья предоставляет анализ полученных данных и делает выводы о положительном влиянии фитнеса н...

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность студента

В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной деятельности.

Возможности использования цвета при выполнении физических упражнений детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос цветового сопровождения образовательного процесса по физической культуре детей дошкольного возраста.

Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения обучающихся

В статье подчеркивается значимость физической культуры и спорта для воспитания здорового образа жизни обучающихся и профилактики отклоняющегося поведения. Показана интеграция образовательных областей для достижения цели.

Значение нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками

Статья посвящена влиянию нетрадиционного оборудования на эффективность физической активности дошкольников. Рассматривается актуальность темы, ставятся цели и задачи. Рассматривается классификация нестандартного оборудования. На конкретном примере рас...

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Игры спортивного характера как основное средство развития физических качеств детей дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме развития физических качеств детей дошкольного возраста посредством проведения и организации игр спортивного характера. Автор статьи методически раскрывает поэтапность проведения спортивных игр, доступных пониманию детей и ис...

Роль спортивных игр в системе довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации

В данной статье анализируются основные подходы к использованию спортивных игр в системе довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации физического воспитания. Главными целями занятий по спортивным играм в данных...

Похожие статьи

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх и физических упражнениях

В настоящей статье организация подвижных игр, физической активности рассматривается как способ развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. В работе отмечается, какими возможностями обладают игры и физические упражнения для развития тво...

Методика проведения национальных и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста

В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Использование фитнеса на уроках физической культуры и его влияние на двигательные качества детей младшего школьного возраста

Статья исследует влияние применения фитнес-упражнений на уроках физической культуры на развитие двигательных навыков у детей младшего школьного возраста. Статья предоставляет анализ полученных данных и делает выводы о положительном влиянии фитнеса н...

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность студента

В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной деятельности.

Возможности использования цвета при выполнении физических упражнений детьми дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос цветового сопровождения образовательного процесса по физической культуре детей дошкольного возраста.

Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения обучающихся

В статье подчеркивается значимость физической культуры и спорта для воспитания здорового образа жизни обучающихся и профилактики отклоняющегося поведения. Показана интеграция образовательных областей для достижения цели.

Значение нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками

Статья посвящена влиянию нетрадиционного оборудования на эффективность физической активности дошкольников. Рассматривается актуальность темы, ставятся цели и задачи. Рассматривается классификация нестандартного оборудования. На конкретном примере рас...

Технологии обучения технике игры в волейбол детей 8–9 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей

В данной статье представлены результаты оптимизации функционального состояния занимающихся во время обучения детей техническим приемам игры в волейбол с учетом индивидуально-типологических особенностей. В тренировочном процессе применяли специально п...

Игры спортивного характера как основное средство развития физических качеств детей дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме развития физических качеств детей дошкольного возраста посредством проведения и организации игр спортивного характера. Автор статьи методически раскрывает поэтапность проведения спортивных игр, доступных пониманию детей и ис...

Роль спортивных игр в системе довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации

В данной статье анализируются основные подходы к использованию спортивных игр в системе довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации физического воспитания. Главными целями занятий по спортивным играм в данных...

Задать вопрос