Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, гиподинамия, профилактика.
В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, а также ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки и последующим снижением работоспособности. Ведь здоровая молодежь — это основа нашего общества и государства.
Физическая культура является универсальным средством физического совершенствования, оздоровления, воспитания социальной, трудовой и творческой активности молодежи. В частности, от физической подготовленности, состояния здоровья, уровня работоспособности студентов во многом зависит выполнение ими будущих социально-профессиональных функций.
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура является обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Она содержит теоретический, практический и контрольный учебный материал, который регламентируется государственной учебной программой для вузов.1
Деятельность студентов ОрГМУ, как и студентов других высших учебных заведений связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью, постоянно растущим объемом информации, усложнением учебных программ и малой подвижностью. Достаточно часто это приводит к гиподинамии, а, следовательно, детренированности организма. Таким образом, ухудшается физическое здоровье, происходят отклонения в центральной нервной системе, снижаются функции внимания, мышления, памяти, нарушается эмоциональная лабильность, что для будущего врача особенно нежелательно. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Поэтому необходимо в процессе всего обучения сформировать прочные навыки здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.
Здоровье человека в понимании ВОЗ — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровый образ жизни неотъемлемо связан с образом жизни студента, а также режимом и распорядком дня и отдыха. Регулярные физические нагрузки приводят организм в состояние тренированности, в основе которого лежит процесс адаптации, т. е. приспособления функций разных органов к новым условиям их деятельности. Приспособляемость координируется центральной нервной системой. Ее тонус под влиянием систематических занятий повышается, улучшается подвижность нервных процессов, их сила, уравновешенность, а, следовательно, студенты, регулярно занимающиеся физкультурой и спортом, обладают более высокой умственной и физической работоспособностью, дисциплинированностью, более устойчивой психикой, что содействует успешной учебной деятельности, также совершенствуется регуляция всех функций организма. Это было подтверждено в ходе проведенного эксперимента. Задачей исследования было установить роль физических упражнений в укреплении здоровья студентов. В эксперименте в течение 1 учебного года приняли участие 30 девушек, студенток 2 курса. Они были поделены на 2 группы: группа «А» — это девушки, которые занимались физической культурой по стандартной программе и группа «Б» — группа девушек, которая занималась по усиленной программе, т. е. помимо обычной нагрузки девушки получали дополнительный комплекс упражнений. В основу усиленной программы для девушек группы «Б» были выбраны упражнения на развитие физических качеств, таких как сила, быстрота, гибкость и выносливость. Критериями эффективности стали обязательные учебные нормативы:
‒ Прыжки на скакалке за 1 минуту;
‒ Поднимание туловища из положения «лежа на спине» (пресс) за 1 минуту;
‒ Отжимания от пола;
‒ Бег 2000 м;
‒ Гибкость, которые проводились соответственно «до» и «после» эксперимента.
В результате эксперимента у девушек группы «Б», занимавшихся по усиленной программе показатели нормативов были лучше, чем у девушек группы «А» в 1,5–2 раза. Также девушки группы «Б» заметили некоторые изменения. 10 % девушек отмечали улучшение в психоэмоциональном состоянии: уменьшение раздражительности, вспышек гнева; 30 % — заметили появление чувства бодрости, отсутствие сонливости, рассеянности; 60 % — отметили улучшение успеваемости, памяти. К тому же девушки были менее подвержены инфекциям в периоды обострения (ОРЗ, ОРВИ, грипп). В соответствии с данными эксперимента — физическая культура является одним из главных факторов в укреплении здоровья студентов.
Таблица 1
Средние показатели учебных нормативов всравнении групп.
Критерии, учебные нормативы |
Группа «А» |
Группа «Б» |
|
125 |
138 |
|
29 |
45 |
|
9 |
14 |
|
13 мин |
10 мин 50сек |
|
14 см |
25 см |
В процессе занятий физическими упражнениями студенты воспитывают в себе стойкость, выдержку, способность управлять своими действиями и эмоциональным состоянием, что характерно для здорового человека.
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях.
Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.
Для формирования здорового образа жизни в системе физической культуры и спорта в вузе существуют различные виды физических занятий.
Учебные занятия в Оренбургском государственном медицинском университете проводятся в форме:
‒ теоретических, практических, контрольных;
‒ элективных учебно-тренировочных занятий;
‒ индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;
‒ самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя;
Внеучебные занятия организуются в форме:
‒ выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;
‒ занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;
‒ самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;
‒ массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты, — один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и прeвращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.
Физическое воспитание в вузе является фундаментальной частью оздоровления студентов. Практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным фактором.
Студенты медицинского университета, как никто другой, должны помнить, что регулярные занятия физической культурой и спортом сохраняют молодость, красоту, здоровье, долголетие. И весомое значение в этом имеет сознательное отношение студентов к физическим упражнениям.
Литература:
- Нормативные акты: Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 07.05.2009 № 82-ФЗ, от 18.07.2009 № 175-ФЗ, от 25.11.2009 № 276-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17.12.2009 № 313-ФЗ).
- Алексеев, С. В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С. В. Алексеев, Р. Г. Гостев, Ю. Ф. Курамшин. — М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. — 780 c.
- Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В. А. Бароненко. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. — 336 c.
- Ильинич, В. И. Физическая культура студента. М.: Гардарики,2000–460 с.
- Муллер, А. Б. Физическая культура студента: Учебное пособие/ Муллер А. Б., Дядичкина Н. С., Богащенко Ю. А., Близневский А. Ю. — Красноярск, 2011–172 с.