Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов Оренбургского государственного медицинского университета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №1 (187) январь 2018 г.

Дата публикации: 03.01.2018

Статья просмотрена: 4018 раз

Библиографическое описание:

Ляшенко, А. А. Роль физической культуры в укреплении здоровья студентов Оренбургского государственного медицинского университета / А. А. Ляшенко, В. Г. Цой. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47629/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, гиподинамия, профилактика.

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, а также ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки и последующим снижением работоспособности. Ведь здоровая молодежь — это основа нашего общества и государства.

Физическая культура является универсальным средством физического совершенствования, оздоровления, воспитания социальной, трудовой и творческой активности молодежи. В частности, от физической подготовленности, состояния здоровья, уровня работоспособности студентов во многом зависит выполнение ими будущих социально-профессиональных функций.

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура является обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Она содержит теоретический, практический и контрольный учебный материал, который регламентируется государственной учебной программой для вузов.1

Деятельность студентов ОрГМУ, как и студентов других высших учебных заведений связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью, постоянно растущим объемом информации, усложнением учебных программ и малой подвижностью. Достаточно часто это приводит к гиподинамии, а, следовательно, детренированности организма. Таким образом, ухудшается физическое здоровье, происходят отклонения в центральной нервной системе, снижаются функции внимания, мышления, памяти, нарушается эмоциональная лабильность, что для будущего врача особенно нежелательно. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Поэтому необходимо в процессе всего обучения сформировать прочные навыки здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.

Здоровье человека в понимании ВОЗ — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровый образ жизни неотъемлемо связан с образом жизни студента, а также режимом и распорядком дня и отдыха. Регулярные физические нагрузки приводят организм в состояние тренированности, в основе которого лежит процесс адаптации, т. е. приспособления функций разных органов к новым условиям их деятельности. Приспособляемость координируется центральной нервной системой. Ее тонус под влиянием систематических занятий повышается, улучшается подвижность нервных процессов, их сила, уравновешенность, а, следовательно, студенты, регулярно занимающиеся физкультурой и спортом, обладают более высокой умственной и физической работоспособностью, дисциплинированностью, более устойчивой психикой, что содействует успешной учебной деятельности, также совершенствуется регуляция всех функций организма. Это было подтверждено в ходе проведенного эксперимента. Задачей исследования было установить роль физических упражнений в укреплении здоровья студентов. В эксперименте в течение 1 учебного года приняли участие 30 девушек, студенток 2 курса. Они были поделены на 2 группы: группа «А» — это девушки, которые занимались физической культурой по стандартной программе и группа «Б» — группа девушек, которая занималась по усиленной программе, т. е. помимо обычной нагрузки девушки получали дополнительный комплекс упражнений. В основу усиленной программы для девушек группы «Б» были выбраны упражнения на развитие физических качеств, таких как сила, быстрота, гибкость и выносливость. Критериями эффективности стали обязательные учебные нормативы:

‒ Прыжки на скакалке за 1 минуту;

‒ Поднимание туловища из положения «лежа на спине» (пресс) за 1 минуту;

‒ Отжимания от пола;

‒ Бег 2000 м;

‒ Гибкость, которые проводились соответственно «до» и «после» эксперимента.

В результате эксперимента у девушек группы «Б», занимавшихся по усиленной программе показатели нормативов были лучше, чем у девушек группы «А» в 1,5–2 раза. Также девушки группы «Б» заметили некоторые изменения. 10 % девушек отмечали улучшение в психоэмоциональном состоянии: уменьшение раздражительности, вспышек гнева; 30 % — заметили появление чувства бодрости, отсутствие сонливости, рассеянности; 60 % — отметили улучшение успеваемости, памяти. К тому же девушки были менее подвержены инфекциям в периоды обострения (ОРЗ, ОРВИ, грипп). В соответствии с данными эксперимента — физическая культура является одним из главных факторов в укреплении здоровья студентов.

Таблица 1

Средние показатели учебных нормативов всравнении групп.

Критерии, учебные нормативы

Группа «А»

Группа «Б»

  1. Прыжки на скакалке за 1 минуту;

125

138

  1. Поднимание туловища из положения «лежа на спине» (пресс) за 1 минуту;

29

45

  1. Отжимания от пола;

9

14

  1. Бег 2000м;

13 мин

10 мин 50сек

  1. Гибкость

14 см

25 см

В процессе занятий физическими упражнениями студенты воспитывают в себе стойкость, выдержку, способность управлять своими действиями и эмоциональным состоянием, что характерно для здорового человека.

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях.

Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.

Для формирования здорового образа жизни в системе физической культуры и спорта в вузе существуют различные виды физических занятий.

Учебные занятия в Оренбургском государственном медицинском университете проводятся в форме:

‒ теоретических, практических, контрольных;

‒ элективных учебно-тренировочных занятий;

‒ индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;

‒ самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя;

Внеучебные занятия организуются в форме:

‒ выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

‒ занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

‒ самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

‒ массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты, — один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и прeвращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.

Физическое воспитание в вузе является фундаментальной частью оздоровления студентов. Практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным фактором.

Студенты медицинского университета, как никто другой, должны помнить, что регулярные занятия физической культурой и спортом сохраняют молодость, красоту, здоровье, долголетие. И весомое значение в этом имеет сознательное отношение студентов к физическим упражнениям.

Литература:

  1. Нормативные акты: Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 07.05.2009 № 82-ФЗ, от 18.07.2009 № 175-ФЗ, от 25.11.2009 № 276-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17.12.2009 № 313-ФЗ).
  2. Алексеев, С. В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С. В. Алексеев, Р. Г. Гостев, Ю. Ф. Курамшин. — М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. — 780 c.
  3. Бароненко, В. А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В. А. Бароненко. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. — 336 c.
  4. Ильинич, В. И. Физическая культура студента. М.: Гардарики,2000–460 с.
  5. Муллер, А. Б. Физическая культура студента: Учебное пособие/ Муллер А. Б., Дядичкина Н. С., Богащенко Ю. А., Близневский А. Ю. — Красноярск, 2011–172 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, занятие, здоровый образ жизни, физическое воспитание, укрепление здоровья студентов, усиленная программа, поднимание туловища, спорт, укрепление здоровья, центральная нервная система.


Похожие статьи

Значимость физических упражнений для формирования здорового стиля жизни студентов

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Организация системы профилактических мероприятий по оздоровлению учащихся старших классов

Физическая культура в вузе как средство формирования здорового образа жизни студентов

Влияние физической культуры на жизнь студента

Рассматриваются результаты исследования, направленные на выявление положительных факторов влияния физической культуры на работоспособность студентов. Доказано, что физическая культура в жизни студентов и следование принципам здорового образа жизни га...

Влияние туризма и спорта на здоровье молодого поколения

В статье рассматривается актуальность влияния туристических походов на молодое поколение на свежем воздухе, хорошая физическая нагрузка на восстановление силы и повышения работоспособности, и социально-культурные аспекты воспитания для стимулирования...

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания школьного курса биологии, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса.

Тенденции развития физической науки в вузах

Фитнес-прорыв

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья студенческой молодёжи посредством внедрения различных направлений фитнеса в систему студенческого физкультурного образования.

Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи

Похожие статьи

Значимость физических упражнений для формирования здорового стиля жизни студентов

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Организация системы профилактических мероприятий по оздоровлению учащихся старших классов

Физическая культура в вузе как средство формирования здорового образа жизни студентов

Влияние физической культуры на жизнь студента

Рассматриваются результаты исследования, направленные на выявление положительных факторов влияния физической культуры на работоспособность студентов. Доказано, что физическая культура в жизни студентов и следование принципам здорового образа жизни га...

Влияние туризма и спорта на здоровье молодого поколения

В статье рассматривается актуальность влияния туристических походов на молодое поколение на свежем воздухе, хорошая физическая нагрузка на восстановление силы и повышения работоспособности, и социально-культурные аспекты воспитания для стимулирования...

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания школьного курса биологии, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса.

Тенденции развития физической науки в вузах

Фитнес-прорыв

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья студенческой молодёжи посредством внедрения различных направлений фитнеса в систему студенческого физкультурного образования.

Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи

Задать вопрос